Пресса Архангельской области
 


Север
30 июня 2006 (27)
Е.Лихачёва,

Главным организатором была газета "Север"

Наша беседа с В.И. Дранниковым состоялась осенью 2005 года. Ещё свежи были в памяти юбилейные торжества к 60-летию Победы, а наша редакция готовилась отпраздновать 75-летие газеты "Север". Тема разговора была очень близка этим двум датам: военно-патриотическая работа в Мезенском районе и роль районной газеты в этом движении.

Почему в собеседники я выбрала Василия Ивановича - своего бывшего коллегу, наставника, бывшего редактора "Севера", последние 13 лет работающего в Мезенском краеведческом музее? Потому что Дранников был, что называется, на острие событий - не только активно участвовал во всех военно-патриотических мероприятиях, но и был организатором многих из них.

- Василий Иванович, когда я в 1971 году пришла в редакцию, то вскоре после того как прошла проверку на профессиональную пригодность стала получать от руководства редакции ответственные задания - писать об участниках Великой Отечественной войны. Помните, у нас каждый месяц выходила страничка "Звезда", которую планировали и выпускали вы? Собственно, тогда все наши журналисты активно писали на военно-патриотическую тему, мы даже стали победителями в каком-то областном конкурсе.

Вот давайте вспомним обо всех этих делах минувших дней. Это будет не наша с вами ностальгия по былому, а наш опыт в назидание новым поколениям: ведь наконец перестают шельмовать советское прошлое, глядишь и опыт военно-патриотической работы пригодится.

С чего начнём? Может быть, с того, как лично у вас возник интерес к этой теме?

- "Заболел" я военно-патриотической темой ещё будучи студентом исторического факультета Архангельского пединститута. Почему - не знаю. Вроде бы внешних предпосылок к этому не было: моя семья - одна из немногих в районе, где никто не воевал.

Пожалуй, подталкивала больше узнать о войне память детства. Я, родившийся в 1937 году, видел, как разносили у нас в Погорельце по домам треугольники солдатских писем. Запомнил на всю жизнь, как плакали женщины, получившие похоронки, как жадно слушали люди сообщения о положении на фронте.

В институте историю Великой Отечественной преподавали скупо, давали только ключевые события, главные сражения и операции. Хорошим толчком для углубления в военную тему послужила книга гитлеровского генерала Курта Типпельскирха "Вторая мировая", я читал её в читальном зале Добролюбовской библиотеки. Эта книга некоторые вопросы военной истории трактовала иначе, чем нам преподавали в институте.

Большое влияние на меня оказало и творчество Константина Симонова, причём даже не столько его трилогия "Живые и мёртвые", сколько военные стихи.

- Когда вы вспоминаете редакционную жизнь 70-80-х годов, постоянно подчёркиваете, что газета была главным организатором военно-патриотического движения в районе. Почему же именно редакция? Ведь были военкомат, ДОСААФ, отделы комсомольских и партийных райкомов - им вроде бы сподручней было заниматься этой работой.

- Всё делалось сообща. Районные мероприятия, которые проходили в ту пору, одной редакции ни за что бы не провести. Подчёркиваю: газета выступала инициатором, и не было случая, чтобы наши задумки не были поддержаны общественностью.

Почему именно редакция стала своеобразным штабом военно-патриотической работы? Возможно, потому, что в 60-80-е годы здесь работали журналисты, не равнодушные к этой теме. К тому же в коллективе редакции тогда были и фронтовики, и дети военных лет - то есть люди, испытавшие на себе тяготы войны.

Словом, нам не пришлось что-то искусственно выдумывать для роли коллективного организатора, которая вменялась тогда всем газетам. Коллективным организатором военно-патриотического движения "Север" стал совершенно органично и естественно.

- Когда же это произошло? Когда патриотическая работа развернулась в районе по- настоящему, а вместе с этим нашла достойное отражение на страницах "Севера" и тема Великой Отечественной войны?

- Нужно сказать, что до 1965 года, когда вся страна готовилась отметить 20- летие Победы, эта тема не особо присутствовала в газетах, в том числе и районных. Всё началось с того, что в населённых пунктах стали устанавливать памятники погибшим землякам. У нас в районе первыми установили памятник долгощельцы.

Помню, то ли в конце 1964, то ли в начале 1965 года редактор Иван Алексеевич Лёвкин пришёл с заседания бюро райкома партии и сообщает, что 23 февраля будут открывать памятник в Долгощелье. А я к тому времени уже интересовался участием мезенцев в Великой Отечественной войне. Поехал в Долгощелье, чтобы на месте увидеть, как идёт подготовка к открытию памятника. Встретились мы с председателем колхоза Арсением Петровичем Нечаевым и секретарем партбюро Алексеем Фёдоровичем Поповым и решили, что открывать памятник надо широко, чтобы это было событием для всего села. Тут же возникла идея объединить участников войны, создав совет ветеранов войны.

Рядовые долгощельцы эти предложения приняли. На собрании участников войны избрали совет ветеранов, а Семёна Андреевича Нечаева - его председателем. Решили в Доме культуры оформить уголок ветеранов войны, собрали фотографии фронтовиков. Долгощельский совет ветеранов обратился к жителям других сёл с призывом увековечить память погибших на войне. Этот почин впоследствии был широко подхвачен гражданами района.

Все долгощельские события - открытие уголка Славы и памятника, создание первого ветеранского совета - были освещены на страницах "Севера" и областной газеты "Правда Севера". Затем в распространении инициативы долгощельцев большую роль сыграл председатель райисполкома Василий Афанасьевич Савинский: он буквально обязал председателей местных советов, чтобы во всех сёлах создавались советы ветеранов войны, открывались памятники и оформлялись в клубах уголки славы.

Советы ветеранов и взяли на себя организаторскую функцию в деле создания обелисков. Люди стали собирать деньги на памятники, причём делали это без всякого принуждения - общество было готово к этой акции. Газета освещала все эти события и вместе с советами ветеранов стала организатором установки обелисков.

- Ну и как следствие этого всего родился военно-патриотический клуб "Звезда", так?

- Сначала появилась тематическая страница "Звезда" в "Севере". Выпускалась она по случаю памятных дат в истории Великой Отечественной войны, к Дню Победы и Дню Советской Армии, затем стали делать её ежемесячно. Помнишь, какие были рубрики в "Звезде"?

- Помню, конечно! "Служат в армии ребята" - о солдатах срочной службы. "Живущие, помните павших" - о погибших земляках и неизвестных страницах войны. "Слово о фронтовике" - зарисовки об участниках боёв. Это постоянные рубрики, а было много и разовых.

- Задачи у этой страницы были следующие: воспитание патриотизма, память о войне и подготовка юношей к службе в армии.

Позже "Звезда" к Дню Победы стала выходить в виде разворота. Все отделы редакции при составлении планов работы включали в них материалы на военно- патриотическую тему, причём не только свои собственные, но и авторские. Фронтовики, кстати сказать, охотно откликались на просьбы редакции подготовить материал для газеты.

Что касается клуба "Звезда", то он возник позже, уже в семидесятые годы. Задачи клуба были те же, что и одноимённой газетной полосы, а основной формой работы стали встречи фронтовиков.

Создателем клуба была газета, и собирался клуб в редакции по вечерам после работы. В него входили наиболее активные фронтовики, военком, журналисты.

- Военком - это Рязанцев?

- Сначала Рязанцев, позже - Гуревич. Они душой и сердцем восприняли идею братства фронтовиков. Алексей Андриянович Рязанцев очень много делал для того, чтобы встречи фронтовиков прошли организованно. При Льве Борисовиче Гуревиче стали проводить такие мероприятия, как церемония проводов военнообязанных в отставку, проводы призывников на срочную службу в армию. При Гуревиче я был руководителем группы содействия военкомату, она вела работу с офицерами запаса.

- Да, оба были личностями заметными и след в памяти мезенцев оставили заметный. Давайте вернёмся к клубу "Звезда". Вы сказали, что клуб проводил встречи фронтовиков. Какие, когда и сколько?

- Прошло две встречи к 30-летию Сталинградской битвы, были встречи к 30-летию освобождения Заполярья, 30-летию прорыва блокады Ленинграда - это 1973-74 годы. Была встреча участников Белорусской операции, встреча моряков-участников войны. Больше всего было встреч бойцов 23-й гвардейской Дновско-Берлинской дивизии, в которой воевало много призванных на фронт мезенцев. По местам боёв 23-й дивизии даже была организована поездка бывших гвардейцев совместно с учениками Мезенской школы.

- Минуточку, давайте сперва закончим о встречах ветеранов. Ведь были ещё и районные слёты, насколько я знаю.

- О, это были грандиозные мероприятия! Всего прошло три районных слёта ветеранов, первый из них состоялся зимой 1975 года в честь 30-летия Победы. Вот этот первый больше всего и запомнился. Устраивая эти слёты, мы старались избежать казёнщины, официальщины. Доклады, разумеется, были, как и на всяких серьёзных мероприятиях, но их обрамляли композиции из военных стихов и военных песен, чтение отрывков из мемуаров известных военачальников. Это было волнующе и трогало до глубины души.

Вообще атмосфера на этих слётах и встречах была проникнута величием подвига народа и вместе с тем душевная, очень дружеская. После первого слета благодарности от его делегатов сыпались как из рога изобилия.

С того первого слета запомнилось многое. Сценарий писал я сам. Помимо информационного текста были использованы высказывания отечественных и зарубежных военных и государственных деятелей о роли Советского Союза и Красной Армии в разгроме Германии, стихи и песни. Свои поправки вносили наш редактор Иван Алексеевич, зав. кабинетом политпросвещения райкома КПСС В.И. Личутина, художественный руководитель Дома культуры Николай Федорович Кудрин. Мы отказались от заранее посаженного на сцене президиума. Диктор-ведущий называл фронтовика, скажем: Герой Советского Союза. Капитан в отставке Яков Прохорович Крапивин - и он поднимался на сцену. Не было доклада, а был рассказ об участии мезенцев в войне, который велся через динамик, - ведущего мы не видели. И звучали стихи и песни, было несколько коротких выступлений по теме, но не воспоминаний.

А начался слет с песни "Вставай, страна огромная". Звучала она в грамзаписи. И что удивительно, что поразило меня до слез - зал (200 человек) запел вслед за пластинкой. Сначала неуверенно, а потом все громче и дружней. Для меня это был самый счастливый момент - значит, не зря готовились.

- Эти встречи и слёты тоже делала редакция?

- Да, редакция. И действовала вполне самостоятельно. Районные власти не очень вмешивались в подготовку этих мероприятий, хотя всё согласовывалось с идеологическим отделом райкома партии.

Ещё раз подчеркну, что помощники были у нас хорошие - райком комсомола, военкомат, Дом культуры, подключались они к подготовке встреч и слётов охотно и активно. И роль председателя райисполкома Василия Афанасьевича Савинского здесь уместно снова отметить: он много помогал советам ветеранов, очень серьёзно подходил к военно-патриотическому воспитанию населения и к ветеранской работе.

Он к тому же весьма способствовал тому, чтобы участников наших встреч и слётов принимали без очереди в больнице, в парикмахерской, в мастерских Дома быта. Ведь многие из них очень редко выезжали из своих сёл, и во время поездки в Мезень им предоставлялась возможность воспользоваться сферой услуг, решить кое-какие вопросы в учреждениях.

Практически на всех встречах бессменным помощником была машинистка редакции Вера Борисовна Калачникова.

Одним словом - систематическая, целенаправленная военно-патриотическая работа в районе практически началась с редакции газеты "Север". Наш клуб "Звезда" впоследствии получил благодарность областного военкомата, а я по итогам освещения военно-патриотической темы на страницах "Севера" в середине 70-х годов стал лауреатом областной журналистской премии имени Аркадия Гайдара.

- Теперь расскажите о поездке в Карелию.

- Поездок было две. Первый раз, зимой, ездили трое фронтовиков, пять школьников и я. Второй раз, летом, - Тамара Яковлевна Дранникова с двумя ветеранами и с учениками. Это были незабываемые поездки!

Но сначала нужно сказать о том, что тогда, в семидесятые годы, в школах уделялось большое внимание военно-патриотическому воспитанию детей. Школьники часто встречались с ветеранами войны. Каждый год проводилась военно-спортивная игра "Зарница", и в подготовке юнармейцев, кстати, участвовали и сотрудники газеты.

- Я помню, как Аркадий Андреевич Кузнецов учил нас выпускать боевые листки, Анисим Алексеевич Щепихин что-то растолковывал про шрифты и размещение материалов, а вы, Василий Иванович, учили различать воинские звания по звёздам на погонах. Но мы отвлеклись:

- Так вот, в свою работу с фронтовиками я втянул и супругу. Ребята из класса Тамары Яковлевны каждый год ездили куда-нибудь на экскурсии, зимой сами на эти поездки зарабатывали деньги. И решено было, что в одно лето они поедут по местам боёв 23-й гвардейской дивизии.

Связались с райкомом комсомола в посёлке Лоухи - того самого посёлка, где в 1941-1942 году воевала дивизия. Ну а там уже не первый раз принимали такие группы, в Карелии молодёжные поисковые отряды действовали очень активно. Лоухские комсомольцы всё организовали - гостиницу, транспорт, нашли сопровождающего - местного ветерана 23-й гвардейской дивизии В.И.Мелентьева.

Наши ветераны тогда были ещё не старыми - лет 55- 60. Много помнили из фронтовой поры, много могли рассказать. Поездка по местам боёв потрясла их. Они просто помолодели на глазах. А как смотрели на них и слушали ребята! Дети, наоборот, на глазах, казалось, взрослели - так необычно было им видеть защитников страны в местах, где те воевали. Не в кино смотреть, не в книгах читать, а видеть по-настоящему.

Потом мы оформили альбом об этих двух поездках, в "Севере" были опубликованы заметки о лоухских впечатлениях. А ветераны Дмитрий Ильич Базарев, Федор Николаевич Груздев, Иван Федорович Щепихин, Евгений Назарович Коткин, Федор Алексеевич Ханзин потом долго при встречах вспоминали эту поездку.

- Из наших внештатных авторов кто чаще писал о войне?

- Очень много писал Валерий Иванович Попов, в том числе о гражданской и финской войнах. Активно сотрудничали с газетой Семён Николаевич Бурдуев и Алексей Яковлевич Кыркунов из Жерди.

- В последние годы военно-патриотическая тема не так регулярно, как раньше, появляется на страницах "Севера". Фронтовиков осталось очень мало, солдатских вдов тоже, потихоньку уходят из жизни и дети войны. Не кажется ли вам, что скоро "Северу" на тему Великой Отечественной войны нечего будет писать?

- Да, находить что-то новое об участии мезенцев в войне журналистам с каждым годом всё труднее, а о старом вроде бы почти всё уже сказано. Но ведь не всё!

Вот в Целегоре открылась в прошлом году Комната памяти - замечательно! Вряд ли мы всё знаем о целегорских фронтовиках и их судьбах, особенно тех, кто с войны не вернулся. То же самое можно говорить и о любом другом селе нашего района.

Выпускники школ 1941 года, ушедшие на фронт сразу после выпускного вечера, - разве мы о них всё знаем? Тоже можно много искать и писать.

А ведь и в трудовых коллективах раньше существовали книги памяти, куда заносились имена и фотографии участников войны, работающих на этих предприятиях. Сохранились ли они? И почему бы не написать о фронтовиках по этому принципу - чтобы нынешние работники коллективов знали своих героев.

Думаю, пора возрождать следопытские отряды в школах, потому что взрослым, занятым тем, как прокормить свою семью, пожалуй, сложно заниматься поисками неизвестных страниц прошлого, даже в масштабах своей семьи, своего рода. А ребята могли бы - и это бы как раз было военно-патриотическое воспитание. Но, конечно, требуется руководство взрослых.

Но вместе с тем я согласен, что теперь уж так не развернуться, как в былые годы, поскольку тогда военно-патриотическое воспитание было задачей всего общества. Сейчас наше общество занято задачами, очень уж далёкими от этого благородного дела. А одиночкам без поддержки общественных организаций очень тяжело. Почему- то не слышно о том, чтобы гранты и конкурсы выигрывали проекты, связанные с военно-патриотической работой...

А вообще по большому счёту патриотическая работа должна быть вне конкурсов и грантов и не зависеть от прихоти частных спонсоров или конкурсных жюри. Это должна быть постоянно действующая государственная программа.

Итак. Подводя итог разговору, ещё раз скажем, что газета "Север" и лично вы, Василий Иванович, внесли и продолжают вносить большой вклад в военно- патриотическое воспитание мезенских граждан многих поколений. Будем надеяться, что эта тема на страницах районки не иссякнет, что всегда найдутся авторы - журналисты, краеведы, педагоги, историки, просто неравнодушные люди - которым захочется рассказать в газетных материалах о славных боевых и трудовых делах наших земляков во время войны.



Север:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пилигрим
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя