Пресса Архангельской области
 


Север
25 августа 2006 (35)
Р. КОВАЛЕВА,

Не бойтесь отстаивать свои права

Каждый из нас, уважаемые мезенцы, ежедневно пользуется разного рода услугами, будь то бытовые, коммунальные или услуги торговой организации. При этом все мы с вами являемся потребителями. Не секрет, что нередко эти самые услуги оказываются нам далеко не лучшими. И, к сожалению, не многие знают, что в таких ситуациях они вправе воспользоваться законом о защите прав потребителей и справедливо потребовать качественного обслуживания.

Для того, чтобы восполнить имеющийся юридический пробел в отношении прав, которыми могут и должны пользоваться потребители, мы открываем на страницах газеты рубрику "На заметку потребителю". Давать необходимую информацию, отвечать на вопросы мезенцев в ней будут специалист отдела торговли администрации района Г.Н. Самылова и директор территориального отдела Роспотребнадзора в Мезенском районе В.Г. Дергес.

Открываем мы новую рубрику знакомством с основными правовыми актами, защищающими права потребителей. О них рассказала в беседе с корреспондентом "Севера" специалист отдела торговли Г.Н. САМЫЛОВА.

- Галина Наумовна, давайте поясним, какие законодательные документы помогут потребителю защитить свои права?

- Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о защите прав потребителей, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами. Законом предусмотрена защита прав потребителей при продаже товаров или выполнении определенных работ (оказании услуг).

Продажа товаров производится в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 года "Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров". Коммунальные услуги предоставляются в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года за номером 307 "О предоставлении коммунальных услуг гражданам".

- Что нужно знать покупателю, прежде чем приобрести товар?

- Прежде чем купить нужный товар, узнайте, у кого вы его покупаете. В соответствии со ст.9 Закона РФ "О защите прав потребителей" продавцы (торговые организации) обязаны иметь вывеску с указанием наименования, сведений о режиме работы и местонахождении (юридический адрес). Эти требования обязательны также и для продавцов при аренде площадей в других торговых организациях, при торговле на ярмарках, с лотков, автомашин. Если такая информация вам не предоставляется, сообщите в отдел по защите прав потребителей администрации района или отдел Роспотребнадзора.

- Как сделать правильный выбор товара, не ошибиться в его качестве?

- Сначала определите, подходит ли товар для ваших целей. Для этого изучите ярлык, на котором должны быть указаны наименование товара, его марка, модель, артикул, цена товара. Информация, прилагаемая к товару, должна быть на русском языке. Приобретая товар на распродаже (со скидкой), необходимо уточнить у продавца, что послужило основанием для установления скидки на выбранный товар.

- Как действовать при покупке сложной бытовой техники? Ведь сегодня нередки случаи, когда приобретенный, скажем, холодильник или телевизор выходит из строя, не отработав даже свой гарантийный срок, не говоря уж о более длительной эксплуатации.

- Существует выражение "Кто покупает быстро, тот покупает дорого". Покупая сложную бытовую технику, рекомендуется придерживаться следующих правил.

Приобретая товар, потребуйте у продавца, чтобы он проверил качество товара путем осмотра и пробного включения, продемонстрировал комплектность изделия. Вновь замечу, что все инструкции должны быть на русском языке. Продажа товаров без инструкции по эксплуатации на русском языке запрещена.

Обратите внимание, чтобы в паспорте изделия были указаны наименование и адрес завода-изготовителя. Проследите, чтобы работник магазина в паспорте изделия или гарантийном талоне указал дату продажи, выдал вместе с товаром кассовый чек.

Хочу при этом уточнить, что отсутствие в паспорте изделия отметки о дате продажи, отсутствие товарного или кассового чеков не являются основанием для отказа в удовлетворении требований покупателя. К тому же без отметки о дате продажи в паспорте гарантийный срок исчисляется не с даты продажи, а с момента изготовления товара.

Если изготовителем установлен гарантийный срок, продавец может установить гарантийный срок только большей продолжительности. На практике встречаются такие случаи, когда, например, изготовителем установлен гарантийный срок 1 год, а продавец в паспорте изделия исправляет и устанавливает срок вдвое меньше. Делать этого он не имеет права. А вот если гарантийный срок изготовителем не установлен, тогда продавец может установить гарантийный срок любой продолжительности.

- А как быть покупателю, если приобретенный им товар вдруг не подошел по размеру, форме, расцветке?

- В таком случае ему предоставлено право обменять товар в течение 14 дней с момента продажи на аналогичный у продавца, у которого этот товар был приобретен. Правда, данное право ограничено постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 года, утверждающим перечень товаров, не подлежащих обмену.

Требование покупателя об обмене товара может быть удовлетворено в том случае, если этот товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки и имеются доказательства приобретения его у данного продавца, то есть есть товарный или кассовый чек. Если товар не соответствует названным требованиям, то он не подлежит обмену.

- Какие действия должен предпринять покупатель, если в приобретенном им товаре в течение гарантийного срока были выявлены недостатки?

- Он вправе предъявить установленные законом требования к продавцу или изготовителю. Например, потребовать безвозмездно устранить недостаток или возместить расходы на его исправление самим покупателем, соразмерно уменьшить покупную цену, заменить на товар аналогичной марки, модели или заменить на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом цены и в конце концов расторгнуть договор купли-продажи и получить обратно деньги, уплаченные за товар.

Предъявить продавцу или изготовителю нужно только одно из перечисленных требований.

Надо пояснить, что требование покупателя о замене технически сложных и дорогостоящих товаров подлежит удовлетворению только в том случае, если в товарах обнаружены неустранимые недостатки или недостатки, которые не могут быть устранены без несоразмерных затрат времени, или выявляются неоднократно, или проявляются вновь после их устранения. Перечень таких товаров утвержден Правительством РФ.

Доставка крупногабаритных товаров и товаров весом более 5 килограммов для ремонта, уценки, замены и возврат их покупателю осуществляется безвозмездно силами продавца или изготовителя, либо покупателю возмещаются его затраты на эти цели.

- Кто же в нашем районе поможет потребителю защитить свои права в случае, если они нарушаются?

- Если продавец или изготовитель отказываются удовлетворить ваше требование или не выполняют его в установленный законом срок, вы можете обратиться в территориальный отдел Роспотребнадзора или отдел торговли администрации района, где вам помогут защитить ваши интересы в досудебном порядке, а если это не удается, помогут оформить исковое заявление в суд. Обратиться с жалобой можно письменно и устно.

- Были ли уже подобные обращения от жителей района?

- За прошедший период нынешнего года (разговор состоялся в июле - Р.К.) мы дали 24 консультации, к нам в отдел по защите прав потребителей поступило 19 жалоб. 17 из них - жалобы на продажу некачественных товаров (сложная бытовая техника, обувь, сотовые телефоны, швейные изделия) и два обращения - на выполнение коммунальных услуг.

Кстати, именно по коммунальным услугам чаще всего обращаются мезенцы в службу Роспотребнадзора района. Несвоевременная вывозка нечистот, выгребных ям, несоблюдение температурного режима отопления - вот основные вопросы, в решении которых жильцы просят содействия и помощи. 80 процентов жалоб, особенно жителей города и поселка, - на некачественное выполнение коммунальных услуг.

Все поступающие к нам жалобы мы стараемся рассматривать в досудебном порядке, то есть помогаем покупателю решить возникшую проблему с продавцом или организацией, оказывающей услуги. Хочу сказать, что почти всегда они решаются в пользу покупателя. Ну а когда разговор с продавцом не получается, то помогаем потребителям оформить исковые заявления в суд. Три таких заявления на сегодня рассматриваются в суде.

- Нынешним летом были случаи, когда покупатели жаловались на плохое качество хлеба как в частных магазинах, так и в магазинах райпо. В день продажи хлеб был съедобен, но на следующий день он превращался в непонятное месиво с неприятным запахом, есть которое было совершенно невозможно. А ведь люди брали по несколько буханок, не подозревая о некачественности продукта. Когда же некоторые из покупателей пытались вернуть такой хлеб в магазин, продавцы отказывались брать его обратно, советуя предъявлять все претензии к изготовителю. Правы ли продавцы и что делать в таких ситуациях покупателю?

- Жалобы на некачественный хлеб поступали и к нам, в отдел по защите прав потребителей. Дело в том, что для выпечки такого хлеба использовалась мука с наличием в ней картофельной палочки. Данная мука в принципе приемлема для выпечки хлебобулочных изделий, но с соблюдением определенных правил выпечки и хранения продукции.

Такой хлеб пригоден к употреблению только в свежеиспеченном виде и хранению не подлежит. Об этом должны предупреждать торгующую организацию и давать ей соответствующую информацию изготовители хлебной продукции. Продавцы же магазинов, где продается такой хлеб, в свою очередь обязаны проинформировать об этом покупателей, предупредив их о том, что данный хлеб хранить нельзя.

Как выяснилось, такой информации от продавцов покупатели не получали. И в этом одно из нарушений закона о защите прав потребителей и правил продажи отдельных видов товаров. Не правы продавцы и тогда, когда отказываются принять от покупателя некачественный товар, приобретенный в их магазине. Разбираться с изготовителем такого товара должен не покупатель, а руководитель данного торгового учреждения. Продавец же обязан принять некачественный товар обратно и вернуть покупателю деньги. В случае отказа сделать это покупатель может обратиться к нам в отдел торговли или отдел Роспотребнадзора.

Вообще надо сказать, что закон, защищающий права потребителей, должны знать не только потребители, но и работники, руководители организаций, оказывающих услуги, скажем, те же продавцы. Для них данный закон и правила торговли должны быть настольными книгами, тогда и взаимных претензий, споров будет значительно меньше. А потребителям хочу посоветовать активнее отстаивать свои права.

- Давайте напомним адреса и телефоны служб, по которым потребители района могут обратиться за защитой своих прав, получить нужные консультации.

- Отдел торговли администрации района находится по адресу: г.Мезень, проспект Советский, 48, телефон 4-31-69.

Адрес территориального отдела Роспотребнадзора по Мезенскому району - г.Мезень, улица Макарова,14, телефон 9-15-04.

Мы ждем ваших вопросов, уважаемые мезенцы, чтобы, прибегнув к конкретным примерам, рассказать на страницах районной газеты о правилах оказания услуг, продажи товаров и помочь защитить потребителям свои права.



Север:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пилигрим
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя