|
Север
22 сентября 2006 (39)
Ал. Антипин,
Рукоделье из русской сказки
Его дом в Малой Слободе, на улице Кузнецовской, приметишь сразу. И по крылечку,
и по балясинам, и по резным колоннам просторной веранды. Но все это, как
говорится, только начало. Основное чудо вас ждет впереди.
- Моя мечта, - говорит хозяин Василий Германович Ануфриев, - украсить свой дом,
как в сказке, в пример другим!
Плотницкое дело Василий залюбил еще в детстве. Много рисовал и читал, вырезал по
дереву, а бондарному мастерству, например, обучился от отца, Германа
Митрофановича. И где бы потом ни работал - подрамщиком на лесозаводе, плотником,
преподавателем в сельской школе - всегда оставлял время для занятий любимым
делом, которое становилось главным в его жизни. Заработав денег на строительстве
особняков в Подмосковье, Василий Германович купил дом и, наконец, полностью
посвятил себя столярному ремеслу.
Когда минуешь резную веранду и попадаешь к Ануфриевым в дом, в первую секунду не
знаешь, на чем остановить взгляд. Всюду - резное рукодельное чудо! В комнате
сыновей - набор детской мебели, в кухне - своедельный гарнитур и обеденный стол,
оригинальная тумбочка под телефон, разделочные доски, табуретки. Причем, все это
сделано не абы как, но с выдумкой и мастерством, а проще говоря - с любовью,
которой дышит каждое изделие мастера. Если уж изготовлена разделочная доска, то
непременно с росписью, если - хлебница или полочка, то обязательно с какой-
нибудь своей красотой и выкрутасом. А если зашел к Ануфриевым в гости надолго,
то не заботься, не гни спину, а сначала удобно присаживайся на своедельный пуфик
и не спеша снимай обувь.
Здесь же, во дворе, у Василия Германовича устроена столярная мастерская. Пахнет
свежей стружкой. Ровными рядками стоят заготовки для будущих работ, новенькие
ушаты, лагуны, обрабатывающие станки и циркулярная пила. Но все же основной
инструмент для мастера - незаменимый и вечный, как мир, топор, бондарный тесак,
рубанок и резцы по дереву. Работа-то у него ведь все-таки не фабричная, а
штучная и рукодельная. Этим она и завораживает каждого, кто хоть раз взглянул на
изделия мезенского виртуоза. Причем, столярное искусство для Василия Ануфриева
не просто приятное увлечение, но и полезное ремесло, которое худо-бедно кормит
его семейство. Заказы нашему умельцу поступают не только от земляков, но из-за
пределов района и даже области.
Но, как говорится, не только ради пропитания затевает он свою работу. Душевная
радость - вот, что движет мастером в его труде и каждодневных исканиях!
- Чтобы стать хорошим мастером, надо уметь рисовать и очень полюбить дерево, -
говорит Василий Германович, показывая мне очередную свою придумку. А этих
придумок у него превеликое множество.
Среди ануфриевской мебели особняком стоит одно изделие, которое тотчас бросается
в глаза, как войдешь в дом. Посередке комнаты красуется кресло, словно из
русской сказки! Глядишь на его гнутые ножки и узорчатые подлокотники, на резную
спинку и красочную обивку и, думаешь: откуда здесь это чудо? Кажется, что попал
не в простой деревенский дом, а в царские палаты: Еще минута - и в горницу
войдет князь или воевода, стукнет об пол посохом и, шурша парчовым кафтаном,
чинно сядет в приготовленное для него кресло.
По всему видно, что эту работу мезенский краснодеревщик мастерил с особым
чувством, вложив в нее все свои уменья, талант и фантазию. Да и сама идея -
царское кресло в деревенской избе - разве это не чудо! Но самое интересное и
важное: что же движет Василием Германовичем (как, впрочем, любым настоящим
мастером) в его работе, в стремлении удивить своим мастерством не только других,
но, прежде всего, себя? Думается, разгадка известна: она в неистребимом и вечном
стремлении русского человека к гармонии, ладу и красоте.
Побывав в гостях у мастера, с радостью видишь, что в лучших своих изделиях
столяр Василий Ануфриев достигает этой гармонии и становится настоящим
художником.
| |