Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья


Версия для распечатки  
Обсудить статью в форуме (0)  

Новости Архангельска
news.region29.ru/lenta/2005/03/02/1109740500-2.shtml>"Автомат" съедал чужие деньги

news.region29.ru/lenta/2005/03/01/1109681700-2.shtml>Кандидатов - к ответу!

news.region29.ru/lenta/2005/03/01/1109680800-2.shtml>Холодно... Но весна неотвратима

news.region29.ru/lenta/2005/03/01/1109679900-2.shtml>Учиться жить в очаге опасности

news.region29.ru/lenta/2005/03/01/1109679000-2.shtml>Студенты на площади

news.region29.ru/lenta/2005/03/01/1109678100-2.shtml>И.о. генерального директора ОАО "Мурманский тарный комбинат" назначен

news.region29.ru/lenta/2005/03/01/1109677200-2.shtml>Информационное сообщение

news.region29.ru/lenta/2005/03/01/1109676300-2.shtml>Сообщение о существенном факте

  

Северная магистраль
14 января 2005 (1)
Вячеслав РОЗУМ

Московско-Виндаво-Рыбинская:

Работник Ярославского электровозоремонтного завода Вячеслав Розум известен как автор книги о земляке-ярославце министре путей сообщения СССР Б.П. Бещеве. Сейчас Вячеслав Иванович работает над новой книгой, посвященной знаменитому изобретателю тормозов И.К. Матросову. Предлагаем вашему вниманию главу из этого произведения.

В 1703 году Петр I, "прорубив окно в Европу" и основав новую столицу Санкт- Петербург, решает организовать для пополнения казны вывоз на экспорт водным путем русских товаров, главным из которых и был хлеб.

Артели бурлаков по 90-100 человек ежегодно в период навигации приводили в Рыбинск из Поволжья до 20000 барж с зерном. Не зря в старину Рыбинск называли столицей бурлаков!

О тяжелой доле бурлаков рассказывают многие художественные произведения. Вспомним хотя бы картину Ильи Репина "Бурлаки на Волге". Но лучше всего, кажется, сумел передать поэт Николай Некрасов. Еще в детские годы, услышав разговор двух бурлаков у костра на берегу Волги, вблизи Грешнево, он запечатлел в стихах одного из них:

плечо,

медведь,

Так лучше было бы

Выгодно было рыбинским купцам сбывать зерно. Из года в год увеличивались объемы его перевалки в порту и реализации на бирже. Но со временем Вышневолоцкая мелководная система доставки грузов стала тормозом в развитии торговли.

Возможности нового надежного всепогодного и всесезонного вида транспорта по доставке грузов превзошли все ожидания. Если в начальный период эксплуатации дороги пять составов (по 20 вагонов в каждом) перевозили в среднем за год 36,5 миллионов пудов зерна, то через десяток лет поездов было уже более 20 и соответственно доставлялось почти двести миллионов пудов.

Расширяются районы тяготения дороги, строятся новые ветки и целые направления: Чудово - Старая Русса (1878 г.), Рыбинск - Псков (1897 г.), Сонково - Кашин (1897 г.), Сонково - Красный Холм (1899 г.), Москва - Виндава (1901 г.), Царское Село - Дно (1904 г.), Новосокольник - Витебск (1904 г.).

Названная Московско-Виндаво-Рыбинской (МВР), дорога имела в подвижном составе 411 паровозов, 11490 товарных и 572 пассажирских вагона. На ней было построено 860 искусственных сооружений, в том числе 692 моста, 49 станций, 50 пунктов водоснабжения, школы, больницы, железнодорожное училище и даже библиотеки. В Москве был выстроен прекрасный вокзал (Виндавский - в настоящее время Рижский).

Кстати, заметим, не была забыта и пионерная ветка МВР Рыбинск - Бологое. В период с 1904 по 1905 год были значительно расширены и модернизированы мастерские и депо станции Рыбинск. Было установлено новое оборудование в литейной, печное отопление заменено на паровое, осуществлен ремонт горнов. Для токарно-механического участка закуплена новая партия металлорежущих станков фирмы Венцель. Мастерские по ремонту подвижного состава получили статус главных мастерских МВР.

Наряду с представителями аристократии и крупного капитала в правление акционерного общества входил ученый, видный организатор железнодорожного дела в России А.П.Бородин. Особенно ценным в его наследии была идея применения в отечественном паровозостроении двойного (компаудного) расширения пара, что позволяло экономить ежегодно до 15% топлива.

Свой вклад в устойчивую работу дороги и ее развитие наравне с тысячами служащих вносил и будущий изобретатель тормозов И.К.Матросов. Около 15 лет трудился он слесарем по ремонту, помощником и машинистом паровоза, а затем - техником службы тяги и подвижного состава. Большой практический опыт работы на этих должностях, пытливый ум, наблюдательность и смекалка помогли Ивану Константиновичу в дальнейшем в успешной изобретательской деятельности.



Северная магистраль:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:
Рейтинги упоминаемости


Авангард
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вилегодская газета
Волна
Выбор народа
Горожанин
Губернский лабиринт
Двина
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Лесные новости
Маяк
Мирный град
МК в Архангельске
Моряк Севера
Моряна
Нарьяна вындер
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Правда Северо-Запада
Пульс города
Рек Тайм
Рыбак Севера
Север
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Холмогорская жизнь
Частная Газета