|
|
Северная магистраль
Североморцы в боях за Родину Продолжаем публикацию воспоминаний участника Великой Отечественной Войны ветерана краснознаменного северного флота Михаила Малыха о суровых и героических военных буднях североморцев. приглашаем ветеранов войны и трудового фронта поделиться с читателями своими воспоминаниями о великой отечественной войне. Гитлеровское командование, потерпев в 1941 году поражение на суше и не решив задачу по захвату Мурманска, сосредоточило основные силы авиации и флота для нападения на конвои, идущие из Англии в Архангельск и Мурманск. В 1942 году немцы сосредоточили в Северной Норвегии основные силы надводного флота, усилили береговую оборону и увеличили количество самолетов. В конце мая конвой, отправленный из Рейкьявика в количестве 35 транспортов, в течение шести суток подвергался непрерывным воздушным атакам и нападениям подводных лодок, потерял семь судов. В зоне же действия Северного флота потерь не было. Это - результат усиления охраны конвоев эскадренными миноносцами и самолетами. В воздушных боях наши истребители сбили десять вражеских самолетов. Прикрывая конвой, 30 мая 1942 года в воздушном бою погиб один из прославленных летчиков Великой Отечественной, дважды Герой Советского Союза Б. Сафонов. На его боевом счету 33 сбитых фашистских стервятника. Морской путь был опасным и трудным. Английский флот, чтобы обеспечить сохранность конвоев, получил пополнение кораблями США. На помощь пришли два линкора, два крейсера, шесть эсминцев - новые, современные по тем временам корабли. И наше командование приняло меры по сохранности конвоев в море и портах. Перед операцией по сопровождению конвоев PQ-17 и QP-13, например, Северный флот располагал 150 самолетами, а перед выходом в поход PQ-18 и QP-14 уже было 300 самолетов. Оба конвоя прикрывало соединение английского флота в составе двух линкоров, авианосца, шести крейсеров и одиннадцати эсминцев. Мощная охрана. Но вот английское командование узнает, что на конвой готовится нападение линкора "Тирпиц", трех тяжелых крейсеров и двенадцати эсминцев и тут же отдает приказ своим кораблям прикрытия вернуться на базу, а транспорту PQ-17 следовать в советские порты самостоятельно. Североморцы мужественно встретили фашистскую армаду во главе с "Тирпицем", так испугавшую англичан. В то время как прикрытие бросило свои транспортные суда, на боевых позициях находились пять наших подводных лодок. Первым обнаружил вражескую армаду экипаж подлодки К-21 под командованием Н.Лунина. Тут же был отдан приказ на сближение с противником. Но атака не удалась: немецкие корабли отвернули. Совершив маневр, субмарина легла на боевой курс. Из кормовых аппаратов последовал четы-рехторпедный залп. Через пару минут акустик доложил о двух взрывах. Впоследствии стало известно, что "Тирпиц" стоит поврежденный на одной из баз Норвегии. Что же поставили нам союзники по ленд-лизу? От англичан мы получили 7400 самолетов, 5200 танков, 27 катеров, другую боевую технику. Щедрее были США. Американцы поставили СССР 14795 самолетов, 7500 танков, 376 тыс. грузовиков, 8 тыс. зенитных орудий, 2 тыс. паровозов, 11 тыс. вагонов, 345 тыс. тонн взрывчатки, 1,5 млн. пар армейской обуви, другие грузы. В рядах союзнического братства были не только моряки судов и кораблей, шедших военными арктическими трассами. С нами были работники судоремонтных заводов, портов, железных дорог, других служб и подразделений. Мы все вместе шли к долгожданной Победе. Мурманск в начале войны, не имея надежного зенитного прикрытия, то и дело подвергался варварским бомбежкам. Город горел, задыхался в смраде бесчисленных пожаров, но продолжал работать: разгружал суда и отправлял поезда с грузами для промышленности и фронта. Успех североморских подводников достигался высокой боевой выучкой личного состава, его самоотверженностью и мастерством командиров. Наши подводные лодки под командованием Н. Столбова, И. Фисановича, А. Моисеева и других офицеров заходили в охраняемые фьорды, атаковали стоявшие там вражеские корабли и благополучно прорывались в открытое море. Командир одной из подлодок В. Уткин впервые на Севере применил для атаки артиллерийское оружие. На лодке находился командир дивизиона М. Гаджиев-опытный подводник, храбрый офицер, любимец матросов. Выполнив задание и поставив минное заграждение, лодка осталась на боевой позиции и обнаружила транспорт водоизмещением 5-6тыс. тонн. Подлодка всплыла и с дистанции 45 кабельтовых (около 8 км) открыла огонь. Прямыми попаданиями транспорт был потоплен. Лодка невредимой вернулась на базу. Капитан второго ранга Гаджиев одобрил предложение экипажа субмарины дать орудийный салют в честь этой победы. Так было положено начало традиции подводников-североморцев: при входе в базу количеством орудийных выстрелов извещатьо поверженныхтранс- портах и кораблях противника. Торпедные катера использовались как самостоятельно, так и во взаимодействии с авиацией. Бригадой торпедных катеров командовал А. Кузьмин. Под его началом были достигнуты значительные успехи по массированному использованию их в боевых операциях. В этих атаках прославились Герои Советского Союза В. Алексеев, В. Быков, В.Лозовский, А. Шабалин и другие. За боевые заслуги бригада торпедных катеров была награждена орденами Красного Знамени и Ушакова первой степени. Сообщение Северного оборонительного района осуществлялось морскими путями. Суда находились под постоянным прицелом артиллерии и авиации противника. Для охраны транспортов и кораблей в бассейнах Белого моря, а также в восточной части Баренцева моря и Арктики в начале войны была сформирована Беломорская военная флотилия. По побережью Баренцева моря, в других местах оборудовались отстойные пункты на случай опасности для судов во время перехода по маршрутам. Для их прикрытия устанавливались береговые и зенитные батареи. На арктических коммуникациях пытались действовать крупные надводные корабли противника. Тяжелый крейсер "Адмирал Шеер", выйдя из Норвегии, вошел в Карское море. Самолет, поднятый с крейсера, обнаружил во льдах караван наших судов. К счастью, караван сумел скрыться в тумане, и крейсер его не обнаружил. Командование фашистского рейдера, не получив сведений о ледовой обстановке и местонахождении каравана наших судов, направило корабль к Диксону, не ожидая сопротивления и рассчитывая на легкую добычу. На острове вовремя обнаружили врага, приготовились к бою. В ходе войны крепли силы Северного флота, с новым размахом велись его боевые действия. Если в начале войны было 8 эскадренных миноносцев, к концу ее насчитывалось уже 17. Только 15 сторожевых кораблей, и те без средств радиолокации и акустики, вступили в войну. Заканчивали ее уже более 70 кораблей, оборудованных новейшими техническими средствами. Флот пополнили и другие современные надводные корабли и самолеты. Все это позволило иметь полное преимущество над врагом на море, в воздухе и на суше. |
Северная магистраль: |
Свежий номер | ||
Архив номеров | ||
Об издании | ||
Контакты | ||
Реклама |
|
Издания Архангельской области: |
Рейтинги упоминаемости | ||
Авангард | ||
Архангельск | ||
Архангельская лесная газета | ||
Архангельская субботняя газета | ||
Архангельский епархиальный вестник | ||
Бизнес-класс | ||
Бумажник | ||
Важский край | ||
Ваш личный доктор | ||
Ведомости Поморья | ||
Вельск-инфо | ||
Вельские вести | ||
Вести Архангельской области | ||
Вестник космодрома | ||
Вечерний Котлас | ||
Вилегодская газета | ||
Волна | ||
Выбор народа | ||
Горожанин | ||
Губернский лабиринт | ||
Двина | ||
Двиноважье | ||
Двинская правда | ||
Добрый вечер, Архангельск! | ||
Заря | ||
Звезда | ||
Звездочка | ||
Земляки | ||
Знамя | ||
Знамя труда | ||
Известия НАО | ||
Инфопроспект | ||
Каргополье | ||
Коношские ведомости | ||
Коношский курьер | ||
Корабел | ||
Коряжемский муниципальный вестник | ||
Котласский бумажник | ||
Красноборская газета | ||
Лесные новости | ||
Маяк | ||
Мирный град | ||
МК в Архангельске | ||
Моряк Севера | ||
Моряна | ||
Нарьяна вындер | ||
Независимый взгляд | ||
Новодвинский рабочий | ||
Нэрм Юн | ||
Онега | ||
Пинежье | ||
Плесецкие новости | ||
Полезная газета Cевера | ||
Поморский курьер | ||
Правда Севера | ||
Правда Северо-Запада | ||
Пульс города | ||
Рек Тайм | ||
Рыбак Севера | ||
Север | ||
Северная корреспонденция | ||
Северная магистраль | ||
Северная широта | ||
Северный рабочий | ||
СМ. вестник | ||
Смольный Буян | ||
Троицкий проспект | ||
Трудовая Коряжма | ||
У Белого моря | ||
Устьянский край | ||
Холмогорская жизнь | ||
Частная Газета |