Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья


Версия для распечатки  
Обсудить статью в форуме (0)  

Новости Архангельска
news.region29.ru/lenta/2005/03/02/1109740500-2.shtml>"Автомат" съедал чужие деньги

news.region29.ru/lenta/2005/03/01/1109681700-2.shtml>Кандидатов - к ответу!

news.region29.ru/lenta/2005/03/01/1109680800-2.shtml>Холодно... Но весна неотвратима

news.region29.ru/lenta/2005/03/01/1109679900-2.shtml>Учиться жить в очаге опасности

news.region29.ru/lenta/2005/03/01/1109679000-2.shtml>Студенты на площади

news.region29.ru/lenta/2005/03/01/1109678100-2.shtml>И.о. генерального директора ОАО "Мурманский тарный комбинат" назначен

news.region29.ru/lenta/2005/03/01/1109677200-2.shtml>Информационное сообщение

news.region29.ru/lenta/2005/03/01/1109676300-2.shtml>Сообщение о существенном факте

  

Северная магистраль
21 января 2005 (2)
Михаил МАЛЫХ

Североморцы в боях за Родину

Продолжаем публикацию воспоминаний участника Великой Отечественной Войны ветерана краснознаменного северного флота Михаила Малыха о суровых и героических военных буднях североморцев. приглашаем ветеранов войны и трудового фронта поделиться с читателями своими воспоминаниями о великой отечественной войне.

Гитлеровское командование, потерпев в 1941 году поражение на суше и не решив задачу по захвату Мурманска, сосредоточило основные силы авиации и флота для нападения на конвои, идущие из Англии в Архангельск и Мурманск.

В 1942 году немцы сосредоточили в Северной Норвегии основные силы надводного флота, усилили береговую оборону и увеличили количество самолетов. В конце мая конвой, отправленный из Рейкьявика в количестве 35 транспортов, в течение шести суток подвергался непрерывным воздушным атакам и нападениям подводных лодок, потерял семь судов. В зоне же действия Северного флота потерь не было. Это - результат усиления охраны конвоев эскадренными миноносцами и самолетами. В воздушных боях наши истребители сбили десять вражеских самолетов. Прикрывая конвой, 30 мая 1942 года в воздушном бою погиб один из прославленных летчиков Великой Отечественной, дважды Герой Советского Союза Б. Сафонов. На его боевом счету 33 сбитых фашистских стервятника. Морской путь был опасным и трудным. Английский флот, чтобы обеспечить сохранность конвоев, получил пополнение кораблями США. На помощь пришли два линкора, два крейсера, шесть эсминцев - новые, современные по тем временам корабли. И наше командование приняло меры по сохранности конвоев в море и портах. Перед операцией по сопровождению конвоев PQ-17 и QP-13, например, Северный флот располагал 150 самолетами, а перед выходом в поход PQ-18 и QP-14 уже было 300 самолетов.

Оба конвоя прикрывало соединение английского флота в составе двух линкоров, авианосца, шести крейсеров и одиннадцати эсминцев. Мощная охрана. Но вот английское командование узнает, что на конвой готовится нападение линкора "Тирпиц", трех тяжелых крейсеров и двенадцати эсминцев и тут же отдает приказ своим кораблям прикрытия вернуться на базу, а транспорту PQ-17 следовать в советские порты самостоятельно.

Североморцы мужественно встретили фашистскую армаду во главе с "Тирпицем", так испугавшую англичан. В то время как прикрытие бросило свои транспортные суда, на боевых позициях находились пять наших подводных лодок. Первым обнаружил вражескую армаду экипаж подлодки К-21 под командованием Н.Лунина. Тут же был отдан приказ на сближение с противником. Но атака не удалась: немецкие корабли отвернули. Совершив маневр, субмарина легла на боевой курс. Из кормовых аппаратов последовал четы-рехторпедный залп. Через пару минут акустик доложил о двух взрывах. Впоследствии стало известно, что "Тирпиц" стоит поврежденный на одной из баз Норвегии.

Что же поставили нам союзники по ленд-лизу? От англичан мы получили 7400 самолетов, 5200 танков, 27 катеров, другую боевую технику. Щедрее были США. Американцы поставили СССР 14795 самолетов, 7500 танков, 376 тыс. грузовиков, 8 тыс. зенитных орудий, 2 тыс. паровозов, 11 тыс. вагонов, 345 тыс. тонн взрывчатки, 1,5 млн. пар армейской обуви, другие грузы.

В рядах союзнического братства были не только моряки судов и кораблей, шедших военными арктическими трассами. С нами были работники судоремонтных заводов, портов, железных дорог, других служб и подразделений. Мы все вместе шли к долгожданной Победе.

Мурманск в начале войны, не имея надежного зенитного прикрытия, то и дело подвергался варварским бомбежкам. Город горел, задыхался в смраде бесчисленных пожаров, но продолжал работать: разгружал суда и отправлял поезда с грузами для промышленности и фронта.

Успех североморских подводников достигался высокой боевой выучкой личного состава, его самоотверженностью и мастерством командиров. Наши подводные лодки под командованием Н. Столбова, И. Фисановича, А. Моисеева и других офицеров заходили в охраняемые фьорды, атаковали стоявшие там вражеские корабли и благополучно прорывались в открытое море. Командир одной из подлодок В. Уткин впервые на Севере применил для атаки артиллерийское оружие. На лодке находился командир дивизиона М. Гаджиев-опытный подводник, храбрый офицер, любимец матросов. Выполнив задание и поставив минное заграждение, лодка осталась на боевой позиции и обнаружила транспорт водоизмещением 5-6тыс. тонн. Подлодка всплыла и с дистанции 45 кабельтовых (около 8 км) открыла огонь. Прямыми попаданиями транспорт был потоплен. Лодка невредимой вернулась на базу. Капитан второго ранга Гаджиев одобрил предложение экипажа субмарины дать орудийный салют в честь этой победы. Так было положено начало традиции подводников-североморцев: при входе в базу количеством орудийных выстрелов извещатьо поверженныхтранс- портах и кораблях противника.

Торпедные катера использовались как самостоятельно, так и во взаимодействии с авиацией. Бригадой торпедных катеров командовал А. Кузьмин. Под его началом были достигнуты значительные успехи по массированному использованию их в боевых операциях. В этих атаках прославились Герои Советского Союза В. Алексеев, В. Быков, В.Лозовский, А. Шабалин и другие. За боевые заслуги бригада торпедных катеров была награждена орденами Красного Знамени и Ушакова первой степени.

Сообщение Северного оборонительного района осуществлялось морскими путями. Суда находились под постоянным прицелом артиллерии и авиации противника. Для охраны транспортов и кораблей в бассейнах Белого моря, а также в восточной части Баренцева моря и Арктики в начале войны была сформирована Беломорская военная флотилия. По побережью Баренцева моря, в других местах оборудовались отстойные пункты на случай опасности для судов во время перехода по маршрутам. Для их прикрытия устанавливались береговые и зенитные батареи.

На арктических коммуникациях пытались действовать крупные надводные корабли противника. Тяжелый крейсер "Адмирал Шеер", выйдя из Норвегии, вошел в Карское море. Самолет, поднятый с крейсера, обнаружил во льдах караван наших судов. К счастью, караван сумел скрыться в тумане, и крейсер его не обнаружил.

Командование фашистского рейдера, не получив сведений о ледовой обстановке и местонахождении каравана наших судов, направило корабль к Диксону, не ожидая сопротивления и рассчитывая на легкую добычу. На острове вовремя обнаружили врага, приготовились к бою.

В ходе войны крепли силы Северного флота, с новым размахом велись его боевые действия. Если в начале войны было 8 эскадренных миноносцев, к концу ее насчитывалось уже 17. Только 15 сторожевых кораблей, и те без средств радиолокации и акустики, вступили в войну. Заканчивали ее уже более 70 кораблей, оборудованных новейшими техническими средствами. Флот пополнили и другие современные надводные корабли и самолеты. Все это позволило иметь полное преимущество над врагом на море, в воздухе и на суше.



Северная магистраль:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:
Рейтинги упоминаемости


Авангард
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вилегодская газета
Волна
Выбор народа
Горожанин
Губернский лабиринт
Двина
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Лесные новости
Маяк
Мирный град
МК в Архангельске
Моряк Севера
Моряна
Нарьяна вындер
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Правда Северо-Запада
Пульс города
Рек Тайм
Рыбак Севера
Север
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Холмогорская жизнь
Частная Газета