Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья


Версия для распечатки  
Обсудить статью в форуме (0)  
  

Северная магистраль
14 апреля 2006 (14)
Анна МОЛЧАНОВА

По труду и честь

Реформирование железнодорожной отрасли, позиционирование компании ОАО "Российские железные дороги" на транспортном рынке, совершенствование системы продаж и работы с клиентами, успешный ход других бизнес-процессов невозможны без высокопрофессиональных кадров. Причем не только менеджеров высшего звена, но и рядовых специалистов, исполнителей на местах. Именно поэтому одной из актуальных задач развития Вологодского отделения является совершенствование кадровой политики. Ежегодные слеты молодых специалистов, последний из которых проходил в Вологде 6-7 апреля, - одно из направлений деятельности отдела по управлению персоналом. О работе с молодыми кадрами рассказывает заместитель начальника отделения по работе с персоналом Татьяна ЧЕРНУХА.

- Татьяна Валерьяновна, существует ли проблема дефицита кадров на Вологодском отделении?

- Да, такая проблема существует, в частности, на Череповецком узле, в особой степени - дефицит специалистов с высшим образованием. Приказ президента компании N 136 предусматривает расширение перечня должностей, которые требуют высшей профессиональной подготовки. В частности, к ним относятся такие специальности, как машинист-инструктор и начальник производственного участка, начальники станций четвертого и пятого классов. Большое значение придается и привлечению на железнодорожный транспорт лиц с профильным образованием. В связи с этим в последнее время значительно изменились требования к качественному составу специалистов.

Есть проблема набора специалистов, обучающихся не только очно, но и заочно. Наши планы довести в 2006 году обеспеченность специалистами с высшим железнодорожным образованием до 90% потерпели неудачу в связи с выходом этого приказа, и на сегодня обеспеченность составляет 77,6% от потребности, тогда как в прошлом году была 97%.

- Что делается для привлечения на отделение молодежи?

- Отдел по работе с персоналом тесно сотрудничает с вузами и техникумами в подготовке специалистов. В минувшем году на Вологодское отделение прибыло 42 выпускника из вузов и 109 - из техникумов. Очно в вузах обучаются по целевым направлениям 260 человек, заочно - 351, в том числе по целевым - 181; в техникумах очно - 308 "целевиков", заочно - 221.

Обучение по целевым направлениям предусматривает заключение договора с вузом или техникумом на подготовку специалистов. Большое значение, на мой взгляд, имеет практика, которая позволяет будущим выпускникам ближе познакомиться с профессией. Когда "пощупаешь" производство своими руками, гораздо легче принять решение о распределении. Мы ездим на распределение в Ростовский университет, из Омского приглашаем выпускников - откликаются. Сдерживает поток молодых специалистов отсутствие на отделении жилья - как в Вологде, так и в Череповце, в том числе и ипотечного. К примеру, в Вологде в течение последних трех лет не велось никакого строительства. В Череповце сдается ипотечный дом, где будут жить наши четыре молодых специалиста. Этого, конечно, недостаточно.

- Было ли это предметом для обсуждения на слете молодых специалистов, и какие наиболее интересные моменты вы можете отметить в работе нынешнего слета?

- В Вологду съехались более 60 молодых специалистов - выпускников железнодорожных вузов последних трех лет. Среди них те, кто окончил Московский, Санкт-Петербургский, Ростовский, Белорусский университеты путей сообщения. Конечно, обсуждались наиболее актуальные производственные и социальные проблемы. Молодые специалисты имели возможность получить информацию "из первых рук", ведь в работе слета приняли участие начальник отделения Геннадий Петраков, первый заместитель Сергей Манцевич, главный ревизор Николай Гусаров, начальники ведущих отделов. Руководители отделения вручили молодым специалистам благодарственные письма, что было для них неожиданно и почетно. Уехали счастливые, довольные, с желанием встречаться впредь, ходить в походы, дружить. К слову, на отделении есть уже несколько молодых семей, история которых началась именно на слете молодых специалистов.

Отдел по работе с персоналом убежден, что такие встречи помогают быстрой адаптации молодого специалиста, зарождению чувства причастности к общему делу, повышают самооценку и заинтересованность в конечном результате.

Становление молодого специалиста в основном проходит непросто. Но доминирующее большинство остается, уходят те, кто не способен выдержать высокого ритма, в котором трудится Вологодское отделение.

- Какие перспективы могут повысить мотивацию выбора молодого специалиста? Чем подтверждается привлекательность работы на железнодорожном транспорте, на Вологодском отделении, в частности?

- В декабре 2005 года вступило в силу Положение о молодом специалисте, где предусмотрены подъемные в размере оклада, и даже для тех, кто учился не по направлению или прибыл с других территорий. Это уже хорошая мотивация. Кроме того, это не временное положение, а постоянно действующее, утвержденное президентом компании В. Якуниным. Оно также предусматривает льготы для молодых по предоставлению специализированного жилья и по участию в ипотечном строительстве, детский сад для ребенка с оплатой не 20%, как для остальных железнодорожников, а 5% стоимости его пребывания в дошкольном учреждении. Встретили молодые специалисты этот документ с воодушевлением.

Сегодня Вологодское отделение - это объемы и стабильность в обеспечении работой. По-моему, для тех, кто хочет быть специалистом и стать руководителем, у нас хорошие условия. Из-за нехватки специалистов с высшим образованием перспектива роста - стремительная. Основной стимул и основная льгота - в том, что есть работа и есть перспектива роста.

- Какие предстоит решать задачи для более эффективного развития производственного процесса?

- Нам предстоит укомплектовать Череповецкий узел как рабочими кадрами, так и специалистами. К сожалению, из-за такого серьезного конкурента, как "Северсталь", проблемы решаются только за счет "привозных" кадров, что влечет за собой безотлагательное решение жилищного вопроса - строительство общежитий, малосемеек. А это проблема из проблем.

- Как строится на отделении система обучения, подготовки и повышения квалификации кадров?

- Работаем планомерно, в соответствии с Положением о подготовке кадров. Стараемся соблюдать все сроки. По отдельной программе готовим "резервистов", в том числе из числа молодых, ежегодно по четыре-шесть человек.

- Какие меры предпринимаются для повышения экономической привлекательности профессии железнодорожника?

- Мы можем гордиться, что на Вологодском отделении стабильный заработок, средняя заработная плата одна из самых высоких. Если три-четыре года назад по регионам мы занимали седьмую-восьмую позиции в сравнении с промышленными предприятиями, то сейчас уверенно переместились на вторую-третью как по Череповцу, так и по Вологде. Кроме того, существует Коллективный договор, в котором закреплены все льготы и надбавки. Все его разделы выполняются из года в год. Наше отделение занимает шестое место по сети среди 68 отделений, как было отмечено на ассамблее начальников отделений.



Северная магистраль:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:


Авангард
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесные новости
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК в Архангельске
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Нарьяна вындер
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Правда Северо-Запада
Пульс города
Рыбак Севера
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Рубежъ