Северная магистраль
7 июля 2006 (25)
Михаил ДИМОРОВ
По пути реформ, по пути развития
Сегодня железнодорожная отрасль находится в процессе активного реформирования.
О том, как проходит реформа, как Северная магистраль выстраивает отношения
с администрациями субъектов РФ, по территории которых она проходит, рассказывает заместитель начальника СЖД
по реформированию и работе с органами власти субъектов Российской Федерации
Александр ДОКУКИН.
- Александр Викторович, как протекает процесс отраслевого реформирования на
Северной железной дороге, какова основная цель данной реформы?
- На магистрали реформирование осуществляется в соответствии с Планом
мероприятий ОАО "РЖД" по реализации Программы структурной реформы
железнодорожного транспорта. Успешно завершены первый и второй этапы структурной
реформы, обеспечены устойчивость, стабильность и бесперебойность работы
железнодорожного транспорта. За это время на дороге было произведено разделение
на ремонт и эксплуатацию в путевом хозяйстве. Так, уже в течение трех лет
функционирует дирекция по ремонту пути, в состав которой входят 13 путевых
машинных станций. Это разделение благоприятно сказалось на качестве ремонтных
работ и производительности техники. В рамках Концепции организационно-
функциональной структуры управления вагонным хозяйством ОАО "РЖД" на 2005-2006
годы, предусматривающей разделение на дорожном уровне вагонного хозяйства на две
сферы - ремонтную и эксплуатационную, - с организацией раздельного учета затрат
по видам деятельности, на СЖД произведено разделение вагонного хозяйства,
созданы семь ремонтных и столько же эксплуатационных депо. С апреля этого года
начала функционировать Северная дирекция по ремонту грузовых вагонов, с июля
начнет работу Северная региональная дирекция по обслуживанию пассажиров -
структурное подразделение Федеральной пассажирской дирекции. Также на дороге
завершается работа по созданию дорожной дирекции связи, продолжается процесс
создания базовых ремонтных локомотивных депо.
Основная задача реформы - разделение функций государственного регулирования и
хозяйственного ведения. Второе - уход от перекрестного субсидирования
пассажирского комплекса. И, конечно, дальнейшее развитие, привлечение
инвестиций. На втором этапе произошло выделение из состава ОАО дочерних и
зависимых обществ. Сегодня этот процесс продолжается. Дочерние общества нужны
для того, чтобы мы могли заниматься продажей акций и привлечением инвесторов на
реализацию наших проектов - производство запасных частей, к примеру.
Сегодня, на третьем этапе, мы должны продолжить создание дочерних зависимых
обществ и выделить Федеральную пассажирскую компанию. Но денежных средств в
федеральном бюджете на это пока не выделяется. Вопрос отложен до 2008 года.
- Как строятся отношения с администрациями субъектов РФ?
- У нас заключено генеральное соглашение, которое является на сегодня
бессрочным. На его основании сейчас выстраивается работа с субъектами РФ.
Основные вопросы взаимодействия с регионами - это обслуживание пассажиров в
пригородном сообщении, перевозка льготников, совместное строительство,
реализация программы обустройства железнодорожных переездов, установление
экономически обоснованных тарифов на электроэнергию для тяги поездов, передача
объектов ЖКХ в муниципальную собственность. На сегодня мы заключили договоры со
всеми субъектами РФ в плане перевозки льготных категорий граждан (региональных).
Для федеральных льготников вопрос решен на уровне ОАО "РЖД" - они получают
карточки транспортного обслуживания.
Практически со всеми субъектами РФ заключены договоры о погашении убытков от
пригородных перевозок, за исключением Вологодской области. Здесь областное
Законодательное Собрание отклонило предложение администрации области о выплате
нам компенсации за разницу тарифа и себестоимости. В результате мы в
одностороннем порядке установили тариф по Вологодской области - восемь рублей.
Доходная часть увеличилась, и за счет вологодских пассажиров покрывается разница
в тарифе. Остальные области, в том числе Ярославская, выделили компенсацию.
С администрациями областей мы работаем буквально по всем вопросам, касающимся
железнодорожного транспорта. Это и железнодорожные переезды, являющиеся зоной
повышенной опасности. В каждом регионе созданы комиссии, в которые входят
представители Северной железной дороги и администраций, дорожных организаций,
ГИБДД. Эти комиссии проводят работу по обеспечению безопасности движения на
переездах.
- Александр Викторович, расскажите о совместных проектах железнодорожников и
региональных властей?
- Таких проектов много. Например, "Арена 2000-Локомотив", построенная совместно
с администрацией Ярославской области. Еще одним ярким примером сотрудничества
является реконструкция вокзалов Ярославль-Главный и Ярославль-Московский, куда
власти города и области вложили немалые деньги (50 млн. рублей - в Ярославль-
Главный, 30,5 млн. рублей - в Ярославль-Московский).
Администрация Ямало-Ненецкого округа за счет своих средств построила вокзал на
станции Лабытнанги, в котором мы сегодня ведем свою хозяйственную деятельность.
Можно привести пример сотрудничества с Костромской областью, где мы несколько
лет назад совместно с администрацией построили новый вокзал на станции Кострома.
К большому сожалению, тяжело идет строительство вокзалов в Рыбинске и Череповце,
хотя со своей стороны железнодорожники выполнили все обязательства.
Кроме того, Костромская область провела большую работу по переездам. После
крушения на станции Якшанга в регионе была проведена очень большая работа, все
переезды были приведены в порядок. Пожалуй, на сегодня костромичи - лучшие в
плане обустройства переездов. Совместно с администрацией Ярославской области и
города Ярославля производится содержание хоккейной команды "Локомотив", детской
спортивной школы.
|