Северная магистраль
7 июля 2006 (25)
Анна МОЛЧАНОВА
Есть энергия и желание работать
Разделение вагонного хозяйства дороги на службу и дирекцию по ремонту грузовых
вагонов произошло в ноябре 2005 года и повлекло за собой серьезные изменения, в
том числе и в кадровом составе. Не миновало службу и обновление кадров инженеров
по охране труда. На сегодня из семи специалистов шесть имеют стаж работы менее
года. Средний возраст - 30 лет. Есть энергия и желание работать. Как правильно
организовать работу - об этом шел разговор на состоявшемся на минувшей неделе
семинаре по охране труда в вагонном хозяйстве, организованном на базе вагонного
депо Ярославль-Главный.
Аттестация рабочих мест, разработка локальной нормативной документации,
организация обучения и проверки знаний требований охраны труда, обеспечение
работников специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной
защиты, промышленная безопасность, электробезопасность и пожарная безопасность,
производственный травматизм - круг вопросов, входящих в сферу компетенции
инженера по охране труда. Выдержать такой "накал страстей" дано не каждому. За
неполный год работы в новых условиях уже произошла ротация кадров, рассказывает
инженер по охране труда службы вагонного хозяйства Елена Ратникова. Используемая
ОАО "РЖД" методика расчета норм численности инженеров по охране труда не
совершенна, так как в ее основу положено Постановление Министерства труда РФ N
13, утратившее силу еще в 2001 году. Поэтому в отличие от действующих
минтрудовских норм численности на дороге не учитывается такой характерный
показатель, как разбросанность объектов, удаленность их от основного
структурного подразделения и такой фактор, как отчетность, - из 25 составляемых
отчетов всего два государственных. Это и многое другое создает определенные
трудности в обеспечении контингентом инженеров по охране труда.
Вопреки этому энергично и ответственно трудятся инженеры по охране труда Ольга
Кузина (ВЧД-7, Лоста), Руслан Кокоша (ВЧД-16, Воркута). Призовых мест в
дорожном конкурсе на лучшее санитарно-бытовое помещение вагонная служба не
заняла, однако лучшие по службе были отмечены. Первое место заняла Воркута
(ПТО Лабытнанги), второе - Ярославль-Главный (ПТО Иваново-сортировочное).
Третьими стали сольвычегодцы (ПТО ст. Кулой). В качестве лучших работников
признаны Ольга Кузина (Лоста), Руслан Кокоша (Воркута), Оксана Кабринец (Лоста),
Андрей Ивлиев (Исакогорка).
Подвести итог работы в 2005 году и за I квартал года текущего, отметить
достижения и обозначить проблемы и пути их решения собрались на семинар инженеры
по охране труда и главные инженеры линейных предприятий службы вагонного
хозяйства. Главный инженер службы Андрей Куликов провел анализ работы за 2005
год и I квартал 2006 года, отметив при этом, что показатель производственного
травматизма остается на уровне прошлого года. Основная его причина - нарушение
технологического процесса. Начальник ревизионного сектора службы охраны труда и
промышленной безопасности Юрий Кошутин рассказал о контроле проверочной работы
на дороге. По вопросам электробезопасности выступил ведущий инженер службы
охраны труда и промышленной безопасности Василий Мезинцев. Вопросы промышленной
безопасности осветил ведущий инженер Ярославского отделения Евгений Аминов.
Инженер по охране труда вагонной службы Елена Ратникова уделила большое внимание
блоку вопросов, связанных с подготовкой и ведением локальной нормативной
документации, а также планированием и финансированием мероприятий по охране
труда.
С отчетом о работе выступили представители эксплуатационных вагонных депо.
Андрей Ивлиев, инженер по охране труда из Исакогорки, рассказал об опыте работы
с несчастными случаями на его предприятии, подчеркнув, что производственный
травматизм является следствием нарушения норм охраны труда. Как применяются
современные средства защиты - кремы от обморожения и загрязнения в условиях
Заполярья, рассказал его коллега Руслан Кокоша. Опытом по организации и
проведению аттестации рабочих мест поделилась Ольга Кузина, инженер по охране
труда из Лосты.
Жаркие дебаты вызвал вопрос, связанный с обеспечением работников средствами
индивидуальной защиты. Как отмечали присутствовавшие, несмотря на имеющиеся
сертификаты соответствия нормам и стандартам, качество спецодежды оставляет
желать лучшего. В условиях централизованного снабжения встает вопрос о грамотном
подходе к предъявлению претензий к низкому качеству спецодежды, то есть
оформление рекламации в адрес ее производителя.
Отмечена неудовлетворительная организация работы по выполнению Программы по
улучшению условий и охране труда на 2006 год. Одной из причин ее пробуксовывания
было названо недостаточное финансирование.
Имеется проблема в составлении программы стажировки для работников рабочих
профессий. Главный инженер службы определил текущий год как установочный. В
частности, в связи с отсутствием типовых программ стажировки и отдельных
инструкций службе предстоит разработать единые документы для всех предприятий,
используя опыт работы на местах.
Одна из основных задач инженера по охране труда - знание законодательных
нормативно-правовых документов и умение их использовать в своей работе.
Проверки, проводимые в течение рассматриваемого периода, показали, что на
предприятиях имеются далеко не все нормативные документы. Слушателям семинара
передан перечень необходимой нормативной документации, которую надо иметь в
структурном подразделении.
Большую работу при подготовке к семинару провел Дорожный центр научно-
технической информации. Им подготовлены два информационных выпуска -
"Безопасность и охрана труда в вагонном хозяйстве" и "Правовые отношения охраны
труда и социального страхования" в вопросах и ответах, что явится несомненным
подспорьем в работе. Все инструкции должны быть легкодоступными для работников.
Предстоит обеспечить доступность информации через уголки по охране труда,
стенды, кабинеты, которые зачастую на предприятиях отсутствуют или совмещены с
классами технической учебы.
Инженерам по охране труда рекомендовано исключить формальный подход к проведению
инструктажа, что повысит степень ответственности работников и безопасность их
работы.
Цель этого года - наработка и отработка схемы взаимодействия внутри предприятия
и со службой. Поэтому, как отметили участники семинара, встреча в Ярославле была
весьма своевременна и чрезвычайно полезна.
|