Пресса Архангельской области
 


Моряк Севера
12 марта 2003 (9)
Я. Сверлов.

ПОЛЯРНЫЙ КАПИТАН

Интервью с начальником ЭО АСПТР закончено, осталось лишь сделать фотографию.

- Улыбнитесь, пожалуйста, - обращается корреспондент к Алексею Гурееву. Более менее удачное фото получается лишь с третьей попытки. Непринужденная улыбка Алексею Григорьевичу дается с трудом. Видно было, что, и рассказывая о себе, бывалый капитан чувствовал себя не очень ком-фортно.

- Напиши коротко и без лирики, - просит начальник в конце беседы.

- Хорошо, - соглашается корреспондент, понимая, что коротко вряд ли получится.

Алексей Гуреев в пароходстве личность известная. Почетных званий целый список: лучший капитан СМП и Министерства морского флота, "Почетный полярник", лауреат Государственной премии СССР.

- Получал я ее в 84-м вместе с группой из трех человек, - вспоминает Алексей Григорьевич. - Надо сказать, что в денежном выражении Государственная премия была к тому времени не так велика. Больше почетное звание, чем финансовое вознаграждение. Нам его дали за освоение Арктики.

Работа с геологами в Харасавэе и Варандее, выгрузки на необорудованный берег и ледовый припай, продленные навигации на Игарку - в пароходстве это называлось "ходить направо". Для капитана, который прошел испытание Арктикой, секретов в морском деле остается немного. Несмотря на близость родных берегов, решения в любых сложных ситуациях принимать приходится самостоятельно. К примеру, при выгрузке на льдину, которая при этом находится в дрейфе, необходимо сохранить целым и невредимым груз и самому не попасть в ледовый плен. Здесь требуется оперативность при оценке ситуации и принятии решения. Помимо опыта необходимо особое чутье.

- В полном напряжении находится не только капитан, но и механик, и штурман, и палубная служба, чтобы в случае опасности быстро свернуться и уйти от нее, - делится Алексей Григорьевич. - В Арктике самостоятельность полная. Не будет ее, не будет и успеха. Мне повезло, я прошел хорошую школу. После окончания ЛВИМУ довелось поработать помощником у лучших капитанов Северного морского пароходства.

Бесценный опыт, полученный в северных морях, пригодился в походах к южному полюсу. Яркой страницей в историю экипажа теплохода "Павел Корчагин", капитаном которого был Алексей Гуреев, вошло участие в ХХVIII и XXX экспедициях к берегам Антарктиды. Во время последней в течение пяти месяцев архангельское судно вело круглосуточное дежурство по обеспечению безопасности теплохода "Михаил Сомов", зажатого паковыми льдами.

- В той экспедиции у нас были по-настоящему нестандартные ситуации, - рассказывает Алексей Гуреев. - У станции Ленинградская, чтобы провести выгрузку, пришлось резать стойки для крепления стрел. Вертолеты садились и брали груз прямо с палубы. А у станции Русская взяли на борт со льда 120 человек с "Михаила Сомова". После перехода в Новую Зеландию мы вернулись. Привезли новые грузы и смену тем, кто оставался на судне-заложнике.

Вызволять теплоход из плена пришел ледокол "Владивосток". Руководил спасательной операцией Артур Чилингаров, ныне "бессменный" вице-спикер Государственной Думы. Сбросив на ледокол основные запасы топлива, "Павел Корчагин" отбыл к берегам Аргентины и после бункеровки готов был вновь вернуться на помощь. Но этого уже не потребовалось. "Михаил Сомов" был освобожден. За участие в ХХХ антарктической экспедиции Алексей Гуреев был награжден орденом Октябрьской Революции.

Фотографии - свидетельства той полярной эпопеи, одни из самых дорогих реликвий в семейном альбоме.

За свою морскую карьеру Алексей Григорьевич сменил немало теплоходов. Одних типов судов, на которых приходилось плавать, наберется не меньше восьми. Из них самые любимые - "пионеры".

- Я их больше всего знал, да и сейчас знаю, - продолжает Алексей Гуреев. - Универсальные суда для работы в наших условиях.

Первое время после вступления в 91-м в должность начальника ЭО АСПТР Алексей Григорьевич для поддержания профессионального мастерства продолжал выходить в море. Поначалу для жизни и работы на берегу потребовалась адаптация. Не по душе в подразделении, которое возглавил, оказалось использование рабочего времени. Гораздо более вольное, чем в море.

- В рейсе досконально расписан каждый час. Там вахта, - говорит капитан. - А здесь потеря 20-30 минут чуть ли не норма. Для меня это было непривычно.

Подчиненные в аварийно-спасательной службе пароходства быстро почувствовали жесткую руку нового руководителя. Перестраиваться пришлось и ему. Переход к рыночной экономике, который начался в те годы, потребовал многому учиться. Причем на ходу. В 94-м с началом приватизации СМП от капитанской работы пришлось отказаться полностью.

- На то, чтобы переработать новую информацию и принять правильное решение, отводились не сутки даже - часы, - рассказывает Алексей Гуреев. - Многое менялось кардинально и очень быстро. Но задачи службы оставались прежними. Очень важно было в этих условиях сохранить готовность к чрезвычайным ситуациям. Их ведь никакими указами и постановлениями не отменишь.

Самый больной вопрос в тот период - финансирование. Государство, в обязанности которого входило содержание этой службы, обеспечивало ее процентов на тридцать.

- Иногда казалось, что вот-вот - и все пойдет прахом, - вспоминает Алексей Григорьевич. - В самые трудные времена не дало пропасть пароходство. Удалось сохранить и коллектив, и технику, и ледокольный флот. Полной успокоенности в нашей сегодняшней жизни быть не может. Но уверенность в своих силах есть.

3 апреля Алексею Гурееву исполнится шестьдесят четыре. Как он говорит сам: "Возраста не чувствую. Считаю, что кое-что сделал на своем месте. Но рано или поздно придется уступать дорогу молодым. О пенсии не думаю, так как без работы себя не представляю. Скорее готовлюсь к другому, новому периоду в своей жизни".

Я. Сверлов.



Моряк Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пилигрим
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя