Пресса Архангельской области
 


Моряк Севера
28 января 2004 (3)
О. Кузнецов,

Объемы внутренних водных перевозок сокращаются

По оценкам специалистов Росречфлота РФ, итоги прошедшей навигации 2003 года свидетельствуют о снижении объемных показателей работы отрасли, перевозка грузов в целом снизилась на 5,3 млн тонн, что составило 4,5%, пассажиров перевезено на 1,4 млн человек меньше (4,9%) по сравнению с 2002 годом.

Наиболее крупным перевозчиком в Архангельской области является ОАО "Северное речное пароходство", его грузооборот составил 290900 тыс. тн/км.

По перевозкам пассажиров лидирует ОАО "Архангельский речной порт", его пассажирооборот составил в навигацию 2003 года 6987,2 тыс. пас./км за счет местных линий.

Предприятия и организации внутреннего водного транспорта общего пользования находятся в очень сложной ситуации, особенно в Ленском, Котласском, Красноборском районах. Объемы перевозок грузов и пассажиров сокращаются, положение работников внутреннего водного транспорта усугубляется специфическими условиями, сезонностью работы, угрозой закрытия судоходства на реках Северная Двина и Вычегда. В связи с увеличением стоимости горюче-смазочных материалов внутренний водный транспорт вынужден повышать тарифы на перевозки, что, в свою очередь, вынуждает клиентов отказываться от его услуг. Пассажирские перевозки дотационны, их убыточность покрывалась за счет прибыли других видов перевозок. Грузовые перевозки и перевозки леса в плотах сократились в десятки раз. На навигацию 2003 года не планировалась перевозка грузов (лес в плотах и баржах) внутренним водным транспортом Ленского ЛПХ для Котласского ЦБК. Это связано с тем, что затраты на ввод в эксплуатацию, содержание судов экономически не выгодны. Деятельность внутреннего водного транспорта общего пользования с вводом автомобильного моста через Северную Двину сократилась до минимума в Котласском, Ленском, Красноборском районах. Котласский речной порт передал весь флот Лимендской базе обслуживания флота ОАО СРП.

Суда внутреннего водного транспорта, принадлежащие ведомственным организациям и предпринимателям, морально и физически устарели, часть организаций, имеющих суда, обанкротилась. Дноуглубительные работы на реках Северная Двина и Вычегда проводятся в малом объеме и при наличии средств.

Плавучая и береговая навигационная обстановка полностью переведена на светоотражающую пленку, в связи с чем поступает много нареканий как со стороны судоводителей, так и со стороны органов надзора и контроля. Светоотражающая пленка работает при воздействии на нее прожектором, который не всегда можно применить (на фоне крупного населенного пункта в темное время при движении встречных судов, когда не исключается возможность ослепления судоводителя встречного судна и так далее).

Основными причинами падения объемов перевозок являются:

- кризис в экономике региона, особенно в строительном комплексе;

- снижение объемов завоза народнохозяйственных грузов в районы Крайнего Севера;

- уменьшение габаритов судового хода на реках области, что приводит к сокращению перевозок в меженный период;

- старение флота и отсутствие средств на его обновление.

Техническая оснащенность портовых комплексов в Котласском и Архангельском речных портах на довольно высоком уровне, но используется не более чем на 10-15% от проектных мощностей, ввиду того что грузопоток на водном транспорте очень низок. Он ограничен в основном теми населенными пунктами, куда поставляются горюче- смазочные материалы, каменный уголь, а автомобильные дороги в навигационный период отсутствуют (реки Пинега, Вага, Уфтюга), а также лес в судах для целлюлозно-бумажных комбинатов.

Но наиболее удручающая ситуация с водным транспортом. Сейчас наши суда "отличаются" физическим старением и износом сверх допустимых норм, выработкой безопасного ресурса конструкций, оборудования и механизмов гидротехнических сооружений, средств навигационного обеспечения ВВП. До 60% судов отработали свой нормативный срок и подлежат списанию, средний возраст судов превышает 20 лет.

Специалистами Архангельского отделения Ространсинспекции широко применяется административная практика в отношении, так скажем, нерадивых хозяев и ответственных лиц, которым должностными обязанностями вменяется обеспечивать безопасное функционирование своих предприятий и плавательных средств. Основные нарушения на внутреннем водном транспорте, за которые привлекались отдельные представители предприятий в 2003 году: работа без лицензии, нарушение экологических требований, невыполнение предписания (законного требования государственных органов контроля (надзора), непрохождение аттестации ответственными исполнительными руководителями. Нарушение транспортного законодательства заключалось в неполном выполнении требований нормативных документов и законодательных актов.

Специалисты Росречфлота смотрят в будущее с осторожным оптимизмом. Стабильная экономическая ситуация в стране позволит восстановить позиции по грузовым и пассажирским перевозкам. Провозная способность судов и пропусканная способность портов достаточны для перевозки грузов и пассажиров в планируемых объемах. Во всех бассейнах существует даже резерв тоннажа для перевозки грузов во внутреннем сообщении.



Моряк Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя