Моряк Севера
28 января 2004 (3)
О. Кузнецов,
Объемы внутренних водных перевозок сокращаются
По оценкам специалистов Росречфлота РФ, итоги прошедшей навигации 2003 года
свидетельствуют о снижении объемных показателей работы отрасли, перевозка грузов
в целом снизилась на 5,3 млн тонн, что составило 4,5%, пассажиров перевезено на
1,4 млн человек меньше (4,9%) по сравнению с 2002 годом.
Наиболее крупным перевозчиком в Архангельской области является ОАО "Северное
речное пароходство", его грузооборот составил 290900 тыс. тн/км.
По перевозкам пассажиров лидирует ОАО "Архангельский речной порт", его
пассажирооборот составил в навигацию 2003 года 6987,2 тыс. пас./км за счет
местных линий.
Предприятия и организации внутреннего водного транспорта общего пользования
находятся в очень сложной ситуации, особенно в Ленском, Котласском,
Красноборском районах. Объемы перевозок грузов и пассажиров сокращаются,
положение работников внутреннего водного транспорта усугубляется специфическими
условиями, сезонностью работы, угрозой закрытия судоходства на реках Северная
Двина и Вычегда. В связи с увеличением стоимости горюче-смазочных материалов
внутренний водный транспорт вынужден повышать тарифы на перевозки, что, в свою
очередь, вынуждает клиентов отказываться от его услуг. Пассажирские перевозки
дотационны, их убыточность покрывалась за счет прибыли других видов перевозок.
Грузовые перевозки и перевозки леса в плотах сократились в десятки раз. На
навигацию 2003 года не планировалась перевозка грузов (лес в плотах и баржах)
внутренним водным транспортом Ленского ЛПХ для Котласского ЦБК. Это связано с
тем, что затраты на ввод в эксплуатацию, содержание судов экономически не
выгодны. Деятельность внутреннего водного транспорта общего пользования с вводом
автомобильного моста через Северную Двину сократилась до минимума в Котласском,
Ленском, Красноборском районах. Котласский речной порт передал весь флот
Лимендской базе обслуживания флота ОАО СРП.
Суда внутреннего водного транспорта, принадлежащие ведомственным организациям и
предпринимателям, морально и физически устарели, часть организаций, имеющих
суда, обанкротилась. Дноуглубительные работы на реках Северная Двина и Вычегда
проводятся в малом объеме и при наличии средств.
Плавучая и береговая навигационная обстановка полностью переведена на
светоотражающую пленку, в связи с чем поступает много нареканий как со стороны
судоводителей, так и со стороны органов надзора и контроля. Светоотражающая
пленка работает при воздействии на нее прожектором, который не всегда можно
применить (на фоне крупного населенного пункта в темное время при движении
встречных судов, когда не исключается возможность ослепления судоводителя
встречного судна и так далее).
Основными причинами падения объемов перевозок являются:
- кризис в экономике региона, особенно в строительном комплексе;
- снижение объемов завоза народнохозяйственных грузов в районы Крайнего Севера;
- уменьшение габаритов судового хода на реках области, что приводит к сокращению
перевозок в меженный период;
- старение флота и отсутствие средств на его обновление.
Техническая оснащенность портовых комплексов в Котласском и Архангельском речных
портах на довольно высоком уровне, но используется не более чем на 10-15% от
проектных мощностей, ввиду того что грузопоток на водном транспорте очень низок.
Он ограничен в основном теми населенными пунктами, куда поставляются горюче-
смазочные материалы, каменный уголь, а автомобильные дороги в навигационный
период отсутствуют (реки Пинега, Вага, Уфтюга), а также лес в судах для
целлюлозно-бумажных комбинатов.
Но наиболее удручающая ситуация с водным транспортом. Сейчас наши суда
"отличаются" физическим старением и износом сверх допустимых норм, выработкой
безопасного ресурса конструкций, оборудования и механизмов гидротехнических
сооружений, средств навигационного обеспечения ВВП. До 60% судов отработали свой
нормативный срок и подлежат списанию, средний возраст судов превышает 20 лет.
Специалистами Архангельского отделения Ространсинспекции широко применяется
административная практика в отношении, так скажем, нерадивых хозяев и
ответственных лиц, которым должностными обязанностями вменяется обеспечивать
безопасное функционирование своих предприятий и плавательных средств. Основные
нарушения на внутреннем водном транспорте, за которые привлекались отдельные
представители предприятий в 2003 году: работа без лицензии, нарушение
экологических требований, невыполнение предписания (законного требования
государственных органов контроля (надзора), непрохождение аттестации
ответственными исполнительными руководителями. Нарушение транспортного
законодательства заключалось в неполном выполнении требований нормативных
документов и законодательных актов.
Специалисты Росречфлота смотрят в будущее с осторожным оптимизмом. Стабильная
экономическая ситуация в стране позволит восстановить позиции по грузовым и
пассажирским перевозкам. Провозная способность судов и пропусканная способность
портов достаточны для перевозки грузов и пассажиров в планируемых объемах. Во
всех бассейнах существует даже резерв тоннажа для перевозки грузов во внутреннем
сообщении.
|