Пресса Архангельской области
 


Моряк Севера
27 октября 2004 (41)
А. Павлов,

Созидатель

Начальником Северного морского пароходства Сергей Иванович Кузнецов стал в марте 1962 года, сменив Д. В. Дудина, у которого он был заместителем. В дальнейшем целое поколение моряков, портовиков, судоремонтников, работников береговых подразделений пароходства было так или иначе связано с этим замечательным человеком, талантливым руководителем, государственным мужем.

Это сейчас ОАО СМП стало судоходной компанией, в составе которой флот и управление им. А в период с 1934 по 1991 год это было комплексное предприятие морского транспорта. В состав СМП входили: транспортный, пассажирский и технический флот, пять морских портов, два судоремонтных завода, БТО флота, своя база снабжения, огромная социальная сфера - жилой фонд, детские сады, пионерский лагерь, дворец культуры моряков с интерклубом и многое другое. Работали в пароходстве около 20 тысяч человек.

Четверть века у руля этого огромного хозяйства стоял Сергей Иванович Кузнецов, успешно развивая и приумножая материальную базу, причем пропорционально: флот, портовое хозяйство, кадры, социальные структуры. Это был, без преувеличения, "золотой период" в жизни коллектива пароходства. Именно в 1962 году был принят первый теплоход серии "Волголес" ("Андомалес"), построенный в Польше.

Началась вторая "техническая революция" - замена паровых судов дизельными. До 1980 года было принято в состав СМП 169 новых теплоходов (лесовозов), четыре пассажирских судна, новые землесосы. Так бурно развивался и пополнялся флот в СМП, да и в других пароходствах Советского Союза.

За годы работы на судах и в управлении пароходства я видел Сергея Ивановича всегда нацеленным на решение конкретных и нужных задач. Слово "проблема" в то время не употребляли, верили, что все решаемо, если умело работать. Приходил Сергей Иванович на работу раньше всех, шел в диспетчер-скую, просматривал радиограммы с судов и береговых подразделений. И, сообразуясь с текущими делами, выстраивал план на предстоящий рабочий день. Расстановка флота, обстановка на строящихся объектах, снабжение, люди - всё видел и всё знал начальник Кузнецов.

Он был собиратель, строитель и созидатель по характеру, по стилю руководства. Сергей Иванович нередко утверждал: "Первый руководитель должен лично заниматься капитальным строительством и развитием предприятия". И сам выполнял этот принцип неукоснительно. Постоянно бывал на строящихся объектах, вел диспетчерские совещания прямо на стройке, давал поручения руководителям, много забот брал на себя. В период его работы (1962-1986 гг.) пароходство много строило, ремонтировало, наращивало хозяйство.

Были построены новое здание управления пароходства, морской-речной вокзал, грузовой район Экономия с жилым комплексом, профилакторий "Меридиан", Дворец культуры моряков с интерклубом, плавбассейн "Водник", здание вычислительного центра (теперь там сплошные магазины), поликлиника водников и комплекс больницы имени Н. А. Семашко (стационар), пионерский лагерь "Беломорец", огромная база снабжения (МТО) на левом берегу Двины и на Бакарице. Целые улицы жилых домов для работников пароходства, а также детские сады для их детей. Шла реконструкция СРЗ "Красная кузница" и Лайского СРЗ, благоустраивались дороги и жилой фонд. Наращивали объемы работ заводы и порты, флот и БТО. Ежегодно что-то прибавлялось в пароходстве.

Вспомним, как в 1975 году при содействии Сергея Ивановича впервые наши суда начали доставлять грузы геологам, ведущим разведку нефти и газа на побережье северных морей. Появилась совершенно новая технология - "ледовый причал". Первым ушел на Варандей "Валдайлес" под проводкой ледокола "В. Прончищев". И пошли суда ежегодно в марте-апреле на Дресвянку, Вангурей, Харасавэй, на Ямал. К разведке нефти и газа на 28 месторождениях моряки имеют самое прямое отношение.

В том же году, и снова впервые, началась круглогодичная навигация в Архангельском морском порту, причем регулярно действует по сей год. Под руководством Сергея Ивановича была проделана серьезная техническая и кадровая подготовка. И что это дало? Круглогодичную работу лесозаводам города, дополнительную валюту стране, развитие флота и новых технологий.

Еще ранее, в 1971 году, при непосредственном участии Сергея Ивановича в апреле на Двине ледоколы СМП "В. Прончищев" и "П. Пахтусов" взломали лед, ледокольные буксиры спустили его в море. До ледохода городской рейд, рукава Северной Двины были уже чистыми ото льда. С той весны и по настоящее время Архангельск не знает наводнений, не "плавают" Соломбала и другие районы города. Во время этих ледовых операций на ходовом мостике ледокола часто видели солидную фигуру начальника пароходства.

В поле зрения Сергея Ивановича всегда были кадры плавсостава и управления СМП. С капитанами после рейса встречался лично, часто бывал на судах и беседовал с моряками. Это было твердым правилом, этого он требовал и от заместителей и руководителей отделов, служб. Быть в курсе дел на судах, знать настроение в экипажах было нормой. Информационные группы не упускали случая побывать на судах, стоявших в Архангельске. Кадровый состав при Сергее Ивановиче был стабильным. Лучшие капитаны, старшие механики становились заместителями начальника, возглавляли отделы и службы. Так, капитаны В. П. Коковин, Г. А. Веретнов, В. Г. Забелин работали заместителями начальника пароходства до выхода на заслуженный отдых. Молодой тогда старший механик А. Н. Гагарин в 1986 году стал начальником пароходства, сменив Кузнецова. Примеров стабильной кадровой политики много. У Сергея Ивановича были хорошие деловые отношения с руководством города, области, министерства. Со всеми он мог найти общий язык, до-стичь взаимопонимания. А это редкий дар руководителя. По-деловому, спокойно вел Сергей Иванович диспетчерские, совещания и заседания Совета пароходства в своем кабинете.

Шесть лет я принимал в этом участие и видел, как все было. Если у кого-то в напряженные моменты сдавали "тормоза" и повышался голос, Сергей Иванович спокойно говорил: "Крик делу не помощник. Ищите приемлемое решение". Оставлять какие-либо вопросы открытыми он не позволял. Не в этом ли секрет всеобщего уважения руководителя и стабильности кадров?

Сорок семь лет рабочего стажа в СМП, из них двадцать пять - начальником. За этот период С. И. Кузнецов много сделал для пароходства, города, области. Об этом говорят и правительственные награды: ордена Ленина, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, Октябрьской Революции, много медалей. Орден-ская колодка всегда была на его кителе. По всем параметрам Сергей Иванович заслуживает звания "Почетный гражданин города Архангельска". Одно только спасение города от ежегодного весеннего подтопления стоит многого. Очень надеюсь, что долгожданное решение о присвоении ему этого звания будет принято в год 135-летия СМП. Этого события ждут все, кто знает и помнит заслуги Сергея Ивановича Кузнецова.

А. Павлов, ветеран ОАО СМП, бывший начальник отдела АСУ, службы МТО СМП.



Моряк Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пилигрим
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя