Моряк Севера
6 октября 2004 (38)
Е. ВАДИМОВ.
Что таят глубины морские...
Двадцать семь суток - со 2 по 28 сентября - продолжался очередной рейс научно-
исследовательского судна "Профессор Штокман". С его борта специалисты МЧС
России провели плановые работы по обследованию потенциально опасных объектов,
затопленных в заливах архипелага Новая Земля.
Это уже третья подобная экспедиция за последние годы. Учеными и специалистами
МЧС обследованы три залива, в которых располагались 2 комплексных захоронения
твердых радиоактивных отходов и 7 отдельных крупных объектов, занесенных в
реестр подводных потенциально опасных объектов.
- На борту судна была самая современная аппаратура, поэтому нам удалось
выполнить объем работ не меньше, чем за все предыдущие экспедиции, -
рассказывает старший офицер отдела проведения подводных работ специального
назначения МЧС России капитан первого ранга Максим Владимиров. - С помощью
специальной лаборатории мы нашли и обследовали 37 затопленных объектов, а
подводными телеуправляемыми аппаратами - 7 объектов. Взято около 500 проб
донных отложений и воды в непосредственной близости от затопленных объектов.
Максим Викторович умолкает и выжидающе смотрит на меня: дескать, достаточно? Но
мне хочется знать больше, и я задаю один вопрос за другим: что за аппаратура,
какие подводные объекты, каковы предварительные результаты экспедиции и так
далее. Капитан первого ранга отвечает на каждый вопрос, но так же по-военному
кратко:
- На борту было три подводных телеуправляемых аппарата: один большой автономный
комплекс "Аква-ЧС", другой - среднего класса, "Морской лев" американского
производства. С их помощью можно визуально определить наличие механических
повреждений на объектах, обрастаний и всего прочего. Помимо этого, на "Аква-ЧС"
был установлен гаммаспектрометр, который позволял в непосредственной близости,
буквально уткнувшись в объект, замерять спектры гамма-излучения, то есть иметь
достоверную оперативную информацию на момент измерения.
В числе найденных и обследованных объектов - три затопленных судна (то ли баржи,
то ли лихтеры), подводная лодка, хаотичные захоронения стандартных контейнеров с
отходами (куб со стороной 1 метр). По мнению исследователей, все это
затапливалось со времени создания атомного флота и до конца 90-х годов, когда
была подписана Конвенция о запрещении захоронения в морях радиоактивных отходов.
На картах, по которым работали специалисты и ученые, были обозначены места
захоронений потенциально опасных объектов. Казалось бы, все заранее
предопределено. Однако не зря говорят, что морские глубины таят много
неизвестного.
- С помощью гидролокатора в одном из заливов нашли семь объектов, о которых мы
ничего не знали, - сообщил на мой очередной вопрос Максим Викторович. - Будем
запрашивать информацию у соответствующих ведомств, которые могут быть
собственниками этих объектов.
О результатах экспедиции говорить пока не приходится: материалы отправляются на
лабораторные исследования в Москву. В конце года будет подготовлен отчет и
направлен в Правительство РФ.
Потрудившись в арктических водах у восточного побережья Новой Земли, судно
"Профессор Штокман" по дороге в порт приписки - Калининград - зашло в
Архангельск. Во время нашей беседы портальные краны района Экономия разгружали
стандартные контейнеры, окрашенные в серебристо-серый цвет, и устанавливали их
на автомобильные платформы. В этих больших ящиках - все исследователь-ское
оборудование, а также материалы и пробы.
- Еще несколько лет назад мы экипировались (и разгружались) в Питере. Однажды
попробовали работать через ваш порт, и нам понравилось, - улыбается мой
собеседник. - Спокойное тихое место, все делается без суеты.
Из разговора с Максимом Викторовичем я узнал, что в составе экипажа есть
женщина-штурман. Я поднялся на мостик. Молодая симпатичная женщина трудилась
над картой, приводя в порядок документы. Чуть позже, закончив оформление
материалов экспедиции, она отнесла их капитану и вернулась в рубку.
Мы разговорились. Третий помощник капитана Надежда Кучеренко в подобных
экспедициях участвует не первый раз. В Архангельске до этого побывала дважды,
когда исследовали на "Профессоре Штокмане" Белое и Баренцево моря. Когда стала
штурманом? В 2000-м году закончила Калининградский мор-ской колледж и получила
диплом судоводителя.
- До этого я тоже ходила в моря - правда, радиооператором первого класса, -
улыбается Надежда Борисовна, - так что у меня две морские специальности. В Кар-
ском море побывала впервые. Считаю, что экс-педиция удалась: у нас была очень
хорошая команда, хороший научный состав, и мне было очень интересно работать с
ними. Маршрут прокладывали, руководствуясь секретными картами МЧС - после
завершения экспедиции у нас их сразу забрали...
Карское море было спокойным, и только на обратном пути судно сильно потрепали
шторма. Однако, по словам третьего помощника капитана, небольшой компактный
"Профессор Штокман" обладает хорошими мореходными качествами и неплохо держит
удары стихии. Теперь ему, как и всему экипажу, предстоит небольшой отдых в
Калининграде, а затем - новые походы.
|