|
Моряк Севера
22 декабря 2004 (49)
Р. Соколов.
Бакарица: есть перспектива!
В начале нынешнего года руководство Архангельского морского торгового порта
поставило перед собой задачу - увеличить грузооборот района Бакарица. Не секрет,
что из двух погрузочно-разгрузочных районов ОАО АМТП более перспективным
считается более молодой и современный аванпорт - Экономия. Бакарица же уже в
течение полутора десятков лет находится "на вторых ролях". Дошло до того, что
некоторые специалисты стали высказываться за закрытие района: длинный и сложный
фарватер, необходимость ожидания ночной разводки мостов, плюс длинные ледовые
проводки зимой и ежегодное закрытие района на период ледохода и паводка... Все
это достаточно весомые аргументы. Но практика нынешнего года показала, что роль
статиста Бакарице отводить пока рано. Район вполне конкурентоспособен, заявляют
портовики. И не просто заявляют, а подкрепляют такой вывод фактами. Впрочем,
разговор о перспективах Бакарицы коммерческий директор ОАО "Архангельский
морской торговый порт" Виктор ВОРОБЬЕВ предложил начать не с Бакарицы, а с порта
в целом.
- В любом случае, говоря о Бакарице, было бы неправильно не рассказать о работе
всего порта в целом. У меня на столе сейчас - отчет по результатам работы ОАО
АМТП за десять месяцев и оперативные данные за ноябрь. И согласно эти данным,
мы по сравнению с 2003 годом идем с опережением прошлогодних показателей в целом
по порту на 220 тысяч тонн. В прошлом году с января по ноябрь мы переработали
957 тысяч тонн. В нынешнем - порт за эти же одиннадцать месяцев перевалил 1
миллион 177 тысяч тонн. И это при годовом плане в 1 миллион 68 тысяч тонн. То
есть план мы выполнили еще в октябре и сейчас работаем на перевыполнение. До
конца года остались считанные дни, и сегодня мы на сто процентов уверены, что к
31 декабря выйдем на рубеж 1 миллион 250 тысяч тонн.
- Известно, что основные ваши клиенты - "Норникель" и предприятия
лесопромышленного комплекса - поставляют груз на причалы в стабильных объемах,
не допуская больших колебаний ни в сторону уменьшения, ни в сторону увеличения.
За счет каких факторов будет обеспечен такой прирост грузооборота?
- Да, наши основные, бюджетообразующие, можно сказать, партнеры - горная
компания "Норильский никель" с объемом более 300 тысяч тонн в год, целлюлозно-
бумажная отрасль, лесники - дают нам львиную долю объемов. Но целлюлозно-
бумажная промышленность, например, изначально ориентирована на то, чтобы
определенную долю своей продукции перевозить морем и определенную долю,
допустим, железнодорожным транспортом. Поэтому объемы поставок этой продукции на
причалы сохраняются на примерно постоянном уровне.
Если говорить о факторах прироста, то по району Экономия это два момента:
каботаж и контейнерные перевозки. Почему каботаж? Я поясню. Сейчас начинается
интенсивное освоение арктических месторождений - в Печорском море, на Ямале. Для
освоения месторождений нужны машины, строительные материалы, оборудование. Весь
этот груз пойдет через Архангельский порт. Первые две крупные партии на
портопункт Харасавэй мы уже отгрузили - всего около 21 тысячи тонн, но это новый
груз, это новое направление, которое будет развиваться и в следующем году, и
дальше, до тех пор, пока добыча нефти и газа в Арктике будет расти.
- Возвращаясь все-таки к Бакарице, что можно сказать и в целом по району, и о
факторах, которые влияют на его грузооборот?
- По Бакарице сейчас можно сказать с уверенностью: район твердо стоит на ногах.
Те задачи, которые перед районом были поставлены в начале года, реализованы в
полном объеме и даже с некоторым опережением. Даже в сравнении с Экономией -
нашим основным все-таки районом: по Экономии прирост грузооборота по отношению к
аналогичному периоду прошлого года на сегодняшний день составил 82,2 тысячи
тонн, а по Бакарице за тот же период превысил 138 тысяч! Это серьезная цифра, и
она говорит о том, что коллектив понял: работать здесь можно, у района есть
перспективы, и нет никаких оснований говорить о том, что Бакарицу могут закрыть.
Район может отлично работать, если правильно задать условия работы.
- Похоже, ориентиры в планировании работы района, действительно, были выбраны
правильные. А в каких направлениях обозначился наиболее весомый прирост?
- В первую очередь, нужно сказать, что мы позиционировали Бакарицу как лесной
порт. То есть у нас есть рост оборота экспортных пиломатериалов - с 2001 года
доля пилолеса на Бакарице выросла в несколько раз. И она будет расти. Но кроме
лесных грузов, немалый прирост объемов на Бакарице нам позволили получить
компании, занимающиеся отправкой металлолома на экспорт. Доля металлолома в
общем объеме экспорта, который идет через Архангельск, в этом году уже превысила
90 тысяч тонн. На будущий год у нас есть предложения от этих компаний по
увеличению грузооборота, поэтому это направление также будет развиваться.
И еще один момент - каботажные грузы для нефтяников Варандея. Работу на
арктических направлениях, о которых я говорил выше, мы распределили по районам,
чтобы сохранить баланс. Груз, который идет на Варандей, мы размещаем на
Бакарице, а тот, что идет на Ямал, на портопункт Харасавэй - на Экономии. Для
Бакарицы на этом направлении прирост по отношению к прошлому году составил 38,3
тысячи тонн. Как и для района Экономия, для Бакарицы арктический каботаж - дело
очень перспективное. Арктическое направление вообще обещает очень серьезно
развиваться, и не исключено, что при сохранении нынешней динамики роста экспорта
и импорта на каком-то этапе грузооборот в направлениях на Варандей и Харасавэй
превысит и экспорт, и импорт.
| |