Пресса Архангельской области
 


Моряк Севера
22 декабря 2004 (49)
А. Коптяков,

Вспоминая прошлое:

Как известно, с 1939 года, весь военный период и по 1948 год Северное морское пароходство возглавлял Н. В. Новиков, назначенный в 1948 году министром Морского флота СССР. После него на должность начальника пароходства был назначен И. Ф. Бахвалов, бывший начальник Нарьян-Мар-ского морского порта, который позднее был переведен в Ригу начальником Балтморпути. И с 1 января 1956 года начальником Северного морского пароходства Коллегией ММФ был утвержден Дмитрий Васильевич Дудин.

Об этом незаурядном руководителе пароходства, проработавшем до этого в системе Минморфлота уже 17 лет, хочу поделиться воспоминаниями с читателями газеты - моряками, ветеранами ОАО СМП.

Трудовая деятельность его началась в 1939 году - после окончания Бакинского морского техникума по специальности "Судовождение". Он получил направление на работу в Касптанкер (Каспийское морское нефтеналивное пароходство). Дальнейший трудовой путь Дмитрия Васильевича следующий:

-1939 - 1940 гг. - штурман на судах пароходства;

-1940 г. - начальник политотдела пароходства;

-1941 - 1942 гг. - участник Великой Отечественной войны;

-в 1942 г. Д. В. Дудина отзывают из рядов Советской Армии и назначают вновь начальником политотдела Каспийского морского пароходства;

-1944 - 1945 гг. - капитан судов пароходства.

В 1945 году его направляют в Латвийское морское пароходство, где он работает по 1948 год старшим инженером-диспетчером службы эксплуатации, затем - главным диспетчером пароходства.

В 1948 году Дудина отзывают в распоряжение Минморфлота и назначают на должность старшего инженера-диспетчера Главсевзапфлота ММФ, там он работает по 1950 год.

С 1950 года он - заместитель начальника Эстонского морского пароходства.

А в 1953 году Дмитрия Васильевича направляют на учебу в Ленинград, в Академию морского флота, которую он заканчивает в 1955 году, и с 1 января 1956 года он - начальник Северного морского пароходства.

Дмитрий Васильевич Дудин - человек новой (по тем временам) формации, моряк, капитан, участник Великой Отечественной войны, профессионал-эксплуатационник, руководитель высокого ранга. При нем начались зримые структурные преобразования в пароходстве. На должности начальников отделов и служб управления назначались молодые специалисты с высшим образованием: Н. Ф. Холод - помощником начальника пароходства по экономике; Т. В. Яковлева - начальником ООТиЗ; В. Д. Останин - начальником службы связи; Надежда Тихонова- начальником планового отдела; Ю. И. Поволоцкий- заместителем начальника планового отдела; С. Н. Бурыкин - главным диспетчером пароходства.

Транспортный флот стал интенсивно пополняться новыми, выходящими с верфей Польши, Германии, Финляндии судами типа "Хасан", "Донбасс", "Андижан", "Волголес", "Котласлес". Всего за шесть лет (1956 - 1962 гг.) в состав флота пароходства было принято 40 судов.

Капитанами новых судов стали молодые штурманы - выпускники Архангельского мореходного училища Л. И. Каменев, Г. А. Веретнов, А. А. Садовников, Г. И. Куроптев, В. П. Коковин и более старшие по возрасту, работавшие до этого старпомами - Г. Г. Суханов, С. А. Ястребцев, Н. Н. Слободенюк, А. Г. Абакумов, а также опытные капитаны дальнего плавания довоенного и военного периодов - И. А. Пономарев, М. С. Хабаров, М. П. Вишняков, А. Г. Любов, Я. С. Хабаров и многие другие.

Начала развиваться социальная сфера: строились детские сады, жилые дома для семей моряков и работников управления пароходства.

В связи с созданием в системе ММФ Главка по управлению морскими портами страны (Главморпорт) в подчинение пароходству были переданы пять морских портов Северного бассейна: Архангельск, Мезень, Нарьян-Мар, Амдерма, Онега. Для управления ими в структуре пароходства создается отдел портов, начальником которого был назначен А. Ш. Кушнир, а начальником Мезенского порта - Л. П. Недяк, который впоследствии стал начальником Азовского морского пароходства, а затем заместителем министра Морского флота СССР.

Финансовая деятельность пароходства, в связи с переходом ММФ на новую систему планирования, в тот период стала оцениваться по доходам и прибыли вместо устаревшей системы показателей по тоннам и тонно-мильной продукции. Это требовало от начальника пароходства умения правильно организовать работу.

К этому времени я уже шесть лет проработал в пароходстве после окончания в 1950 году судоводительского отделения Архангельского мореходного училища. Сначала штурманом дальнего плавания, а с 1954 года - старшим инженером-диспетчером службы эксплуатации. По роду службы мне приходилось присутствовать на ежедневных диспетчерских совещаниях, партийных собраниях и конференциях, встречаться с Дмитрием Васильевичем, видеть его в работе и убеждаться в его профессиональных и организаторских способностях по управлению пароходством. И вот по прошествии сорока с лишним лет, из которых 36 в моей трудовой деятельности были посвящены службе перевозок, считаю возможным оценить стратегию развития пароходства, проводимую в те годы Д. В. Дудиным, как правильную. Это был период количественного и качественного роста флота и развития береговой базы морского центра на Северном бассейне.

Необходимо упомянуть о Дудине и как об активном инициаторе повышения квалификации кадров пароходства - тогда был дан старт заочному обучению моряков и береговых работников. Они учились в ЛВИМУ имени адмирала С. О. Макарова, Одесском институте инженеров морского флота, ЛИИВТе. В начале 50-х капитанами, штурманами и судовыми механиками работали опытные моряки, получившие среднее техническое образование в Архангельском морском техникуме, преобразованном в 1944 году в мореходное училище. В управлении пароходства многие начальники отделов и служб тоже не имели высшего образования. Однако технический прогресс требовал специалистов со специальным инженерным образованием. Поэтому в мае - июне 1956 года на базе учебного комбината пароходства и АМУ были организованы подготовительные курсы для поступления в ЛВИМУ. В числе первых абитуриентов в том году были капитан А. П. Вислых, зам. начальника отдела кадров Ю. А. Голубев, механик-наставник В. А. Апокин, автор этих строк и другие - всего около два-дцати человек. Вступительные экзамены сдавали в АМУ, председателем приемной комиссии был зам. начальника училища К. М. Бурсин. Позже был создан учебно- консультационный пункт ЛВИМУ, который возглавлял большой энтузиаст и организатор заочного обучения Е. В. Губенко. В дальнейшем УКП был преобразован в филиал ЛВИМУ. Таким образом, через систему высшего заочного обучения прошли сотни капитанов, штурманов, судовых механиков. Вспоминаю, как в то время при встрече моряков после обычного приветствия следовали вопросы: "Где учишься?", "На каком курсе?". Думаю, что каждый из них наверняка и по сей день благодарен Дмитрию Васильевичу Дудину, который, образно говоря, "заставил" их учиться и передавать эту "эстафетную палочку" другим.

В 1962 году Дмитрий Васильевич был переведен в Латвийское морское пароходство, где работал до выхода на пенсию на различных руководящих должностях. Несколько лет назад он со своей супругой Валентиной Михайловной, которая в период их жизни в Архангельске работала начальником ООТиЗ в морском торговом порту, переехал на постоянное жительство в Москву. Там же, в Москве, живут их взрослые дети - сын Александр и дочь Алла - со своими семьями.

В ноябре этого года Дмитрию Васильевичу исполнилось 85 лет. Он здоров, бодр, энергичен, состоит на учете в региональной общественной организации ветеранов Морфлота. С юбилеем Дмитрия Васильевича поздравил Совет ветеранов Морфлота во главе с председателем Л. К. Савицким. Посетил его и поздравил А. П. Вислых - капитан, северянин, бывший зам. начальника СМП, затем - начальник Коммерческого управления Морфлота. К сожалению, мне не удалось встретиться с Дмитрием Васильевичем в Москве, но теплый, душевный разговор состоялся по телефону. Он прекрасно помнит годы своей работы в Архангельске, многих работников управления пароходства и капитанов судов. Дмитрий Васильевич и его супруга передали сердечный привет и новогодние поздравления руководству ОАО СМП, ветеранам пароходства и порта.

А. Коптяков, ветеран труда ОАО СМП.



Моряк Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя