|
Моряк Севера
22 декабря 2004 (49)
А. Коптяков,
Вспоминая прошлое:
Как известно, с 1939 года, весь военный период и по 1948 год Северное морское
пароходство возглавлял Н. В. Новиков, назначенный в 1948 году министром Морского
флота СССР. После него на должность начальника пароходства был назначен И. Ф.
Бахвалов, бывший начальник Нарьян-Мар-ского морского порта, который позднее был
переведен в Ригу начальником Балтморпути. И с 1 января 1956 года начальником
Северного морского пароходства Коллегией ММФ был утвержден Дмитрий Васильевич
Дудин.
Об этом незаурядном руководителе пароходства, проработавшем до этого в системе
Минморфлота уже 17 лет, хочу поделиться воспоминаниями с читателями газеты -
моряками, ветеранами ОАО СМП.
Трудовая деятельность его началась в 1939 году - после окончания Бакинского
морского техникума по специальности "Судовождение". Он получил направление на
работу в Касптанкер (Каспийское морское нефтеналивное пароходство). Дальнейший
трудовой путь Дмитрия Васильевича следующий:
-1939 - 1940 гг. - штурман на судах пароходства;
-1940 г. - начальник политотдела пароходства;
-1941 - 1942 гг. - участник Великой Отечественной войны;
-в 1942 г. Д. В. Дудина отзывают из рядов Советской Армии и назначают вновь
начальником политотдела Каспийского морского пароходства;
-1944 - 1945 гг. - капитан судов пароходства.
В 1945 году его направляют в Латвийское морское пароходство, где он работает по
1948 год старшим инженером-диспетчером службы эксплуатации, затем - главным
диспетчером пароходства.
В 1948 году Дудина отзывают в распоряжение Минморфлота и назначают на должность
старшего инженера-диспетчера Главсевзапфлота ММФ, там он работает по 1950 год.
С 1950 года он - заместитель начальника Эстонского морского пароходства.
А в 1953 году Дмитрия Васильевича направляют на учебу в Ленинград, в Академию
морского флота, которую он заканчивает в 1955 году, и с 1 января 1956 года он -
начальник Северного морского пароходства.
Дмитрий Васильевич Дудин - человек новой (по тем временам) формации, моряк,
капитан, участник Великой Отечественной войны, профессионал-эксплуатационник,
руководитель высокого ранга. При нем начались зримые структурные преобразования
в пароходстве. На должности начальников отделов и служб управления назначались
молодые специалисты с высшим образованием: Н. Ф. Холод - помощником начальника
пароходства по экономике; Т. В. Яковлева - начальником ООТиЗ; В. Д. Останин -
начальником службы связи; Надежда Тихонова- начальником планового отдела; Ю. И.
Поволоцкий- заместителем начальника планового отдела; С. Н. Бурыкин - главным
диспетчером пароходства.
Транспортный флот стал интенсивно пополняться новыми, выходящими с верфей
Польши, Германии, Финляндии судами типа "Хасан", "Донбасс", "Андижан",
"Волголес", "Котласлес". Всего за шесть лет (1956 - 1962 гг.) в состав флота
пароходства было принято 40 судов.
Капитанами новых судов стали молодые штурманы - выпускники Архангельского
мореходного училища Л. И. Каменев, Г. А. Веретнов, А. А. Садовников, Г. И.
Куроптев, В. П. Коковин и более старшие по возрасту, работавшие до этого
старпомами - Г. Г. Суханов, С. А. Ястребцев, Н. Н. Слободенюк, А. Г. Абакумов,
а также опытные капитаны дальнего плавания довоенного и военного периодов - И.
А. Пономарев, М. С. Хабаров, М. П. Вишняков, А. Г. Любов, Я. С.
Хабаров и многие другие.
Начала развиваться социальная сфера: строились детские сады, жилые дома для
семей моряков и работников управления пароходства.
В связи с созданием в системе ММФ Главка по управлению морскими портами страны
(Главморпорт) в подчинение пароходству были переданы пять морских портов
Северного бассейна: Архангельск, Мезень, Нарьян-Мар, Амдерма, Онега. Для
управления ими в структуре пароходства создается отдел портов, начальником
которого был назначен А. Ш. Кушнир, а начальником Мезенского порта - Л. П.
Недяк, который впоследствии стал начальником Азовского морского пароходства, а
затем заместителем министра Морского флота СССР.
Финансовая деятельность пароходства, в связи с переходом ММФ на новую систему
планирования, в тот период стала оцениваться по доходам и прибыли вместо
устаревшей системы показателей по тоннам и тонно-мильной продукции. Это
требовало от начальника пароходства умения правильно организовать работу.
К этому времени я уже шесть лет проработал в пароходстве после окончания в 1950
году судоводительского отделения Архангельского мореходного училища. Сначала
штурманом дальнего плавания, а с 1954 года - старшим инженером-диспетчером
службы эксплуатации. По роду службы мне приходилось присутствовать на ежедневных
диспетчерских совещаниях, партийных собраниях и конференциях, встречаться с
Дмитрием Васильевичем, видеть его в работе и убеждаться в его профессиональных и
организаторских способностях по управлению пароходством. И вот по прошествии
сорока с лишним лет, из которых 36 в моей трудовой деятельности были посвящены
службе перевозок, считаю возможным оценить стратегию развития пароходства,
проводимую в те годы Д. В. Дудиным, как правильную. Это был период
количественного и качественного роста флота и развития береговой базы морского
центра на Северном бассейне.
Необходимо упомянуть о Дудине и как об активном инициаторе повышения
квалификации кадров пароходства - тогда был дан старт заочному обучению моряков
и береговых работников. Они учились в ЛВИМУ имени адмирала С. О. Макарова,
Одесском институте инженеров морского флота, ЛИИВТе. В начале 50-х капитанами,
штурманами и судовыми механиками работали опытные моряки, получившие среднее
техническое образование в Архангельском морском техникуме, преобразованном в
1944 году в мореходное училище. В управлении пароходства многие начальники
отделов и служб тоже не имели высшего образования. Однако технический прогресс
требовал специалистов со специальным инженерным образованием. Поэтому в мае -
июне 1956 года на базе учебного комбината пароходства и АМУ были организованы
подготовительные курсы для поступления в ЛВИМУ. В числе первых абитуриентов в
том году были капитан А. П. Вислых, зам. начальника отдела кадров Ю. А.
Голубев, механик-наставник В. А. Апокин, автор этих строк и другие - всего около
два-дцати человек. Вступительные экзамены сдавали в АМУ, председателем приемной
комиссии был зам. начальника училища К. М. Бурсин. Позже был создан учебно-
консультационный пункт ЛВИМУ, который возглавлял большой энтузиаст и организатор
заочного обучения Е. В. Губенко. В дальнейшем УКП был преобразован в филиал
ЛВИМУ. Таким образом, через систему высшего заочного обучения прошли сотни
капитанов, штурманов, судовых механиков. Вспоминаю, как в то время при встрече
моряков после обычного приветствия следовали вопросы: "Где учишься?", "На каком
курсе?". Думаю, что каждый из них наверняка и по сей день благодарен Дмитрию
Васильевичу Дудину, который, образно говоря, "заставил" их учиться и передавать
эту "эстафетную палочку" другим.
В 1962 году Дмитрий Васильевич был переведен в Латвийское морское пароходство,
где работал до выхода на пенсию на различных руководящих должностях. Несколько
лет назад он со своей супругой Валентиной Михайловной, которая в период их
жизни в Архангельске работала начальником ООТиЗ в морском торговом порту,
переехал на постоянное жительство в Москву. Там же, в Москве, живут их взрослые
дети - сын Александр и дочь Алла - со своими семьями.
В ноябре этого года Дмитрию Васильевичу исполнилось 85 лет. Он здоров, бодр,
энергичен, состоит на учете в региональной общественной организации ветеранов
Морфлота. С юбилеем Дмитрия Васильевича поздравил Совет ветеранов Морфлота во
главе с председателем Л. К. Савицким. Посетил его и поздравил А. П. Вислых -
капитан, северянин, бывший зам. начальника СМП, затем - начальник Коммерческого
управления Морфлота. К сожалению, мне не удалось встретиться с Дмитрием
Васильевичем в Москве, но теплый, душевный разговор состоялся по телефону. Он
прекрасно помнит годы своей работы в Архангельске, многих работников управления
пароходства и капитанов судов. Дмитрий Васильевич и его супруга передали
сердечный привет и новогодние поздравления руководству ОАО СМП, ветеранам
пароходства и порта.
А. Коптяков,
ветеран труда
ОАО СМП.
| |