Моряк Севера
11 февраля 2004 (5)
Р. Соколов.
Привычная работа "Механика Пятлина"
Всю прошлую неделю Архангельск засыпала снегом обычная февральская метель. На
районах морского торгового порта и лесозаводах погрузка шла постольку поскольку:
пилолес, например, во время снегопада не грузят.
В ночь со среды на четверг на прошлой неделе на Экономию пришел из очередного
рейса теплоход "Механик Пятлин". Погрузка началась только в пятницу, когда небо
над Архангельском прояснилось и выглянуло долгожданное солнце.
А накануне на теплоходе побывал наш корреспондент. Его репортаж с борта
"Механика Пятлина" мы и предлагаем вашему вниманию.
Теплоход "Механик Пятлин" - частый гость в Архангельске. "Механики" - "рабочие
лошадки" Северного морского пароходства. Эти некрупные маневренные суда,
специально сконструированные для вывозки пилолеса из портов Белого моря, в
основном работают на экспортных рейсах с беломорской доской в Западную Европу.
Чаще всего их можно увидеть на лесозаводах, а "Механик Пятлин" на этот раз
оказался на Экономии. Здесь он берет груз доски из Онеги назначением на
Брюссель.
- Мы в Архангельске бываем два раза в месяц примерно, - рассказывает старший
помощник капитана Олег Зыкин. - В основном работаем на голланд-ские порты
Делфзейл, Роттердам. Туда и обратно - около восемнадцати суток. Предыдущий рейс
у нас был как раз на Делфзейл.
Рейс на Голландию для Олега Станиславовича оказался первым в должности старпома.
Его судоводительский стаж четыре года - в 1999-м он закончил "макаровку". Как и
у многих моряков нашего пароходства, у него за спиной - Архангельская мореходная
школа. Матросом успел поработать на "фантомасах" - теплоходах типа "Советский
воин", на "Сосновце"...
- Нелегко дается новая должность? - спрашиваю у старпома.
- У нас в экипаже 15 человек. Обязанностей у всех хватает, - скромничает мой
собеседник. - А старший помощник отвечает за всю штурманскую группу, за
погрузку-выгрузку... Главное - чтобы взаимопонимание было в экипаже, тогда все
проходит нормально. Вот Степан Николаевич, - старпом поворачивается к сидящему
тут же пареньку с нашивками третьего помощника, - отвечает за карты, за
навигационные инструменты, за справочники. Всегда можно на него положиться.
Степану Николаевичу Шушкову всего 24 года. Он в экипаже "Механика Пятлина" самый
молодой. После окончания АМУ в 1999 году работал на траулере компании
"Консервфиш", потом в Северном речном пароходстве. В СРП ходил один год третьим
и два - вторым помощником. Четыре года назад поступил в "макаровку". Этот
контракт у него первый в СМП.
Я не удержался от вопроса:
- А как насчет морской романтики? Сейчас-то, наверное, уже по-другому относитесь
к морской работе, чем пять лет назад?
- Конечно, отношение изменилось. Тогда мне повезло - группу курсантов АМУ со
второго курса отправили на практику на "Седов". Вот там морской романтики было -
завались! Сейчас уже я ко всему этому как к обычной работе отношусь, - делится
третий помощник. - В рейсе, конечно, интересно. Даже если рейсы, как на
"Пятлине" сейчас, примерно по одному и тому же маршруту. Двух одинаковых не
бывает - море все-таки.
- А как прошел последний рейс? - задаю я обычный в таких случаях вопрос, на этот
раз - старпому.
- Рейс прошел нормально, - рассказывает Олег Станиславович. - Штормило, конечно,
- ведь зима. В Делфзейле нагрянула комиссия - Портстэйтконтрол (у нас это
Портнадзор называется). Проверили все от трюмов до мостика. Никаких замечаний
сделано не было. Обратно шли в балласте. В Белом море льда нет, только в
Двинском заливе попадается, у Сосновца, и от мыса Вепревский - шуга.
Нынешняя зима явно скупится на морозы. Похоже, прошлогодняя экстремальная
ситуация февраля-марта в этом году не повторится: половина зимы позади, а суда
до сих пор входят в Архангельск без ледокола! Не стал исключением и "Механик
Пятлин". Только на швартовке ему понадобилась помощь буксира отогнать лед от
стенки.
Сейчас на "Пятлине" сменился капитан. На "механиках" практикуется не полная
смена экипажа, как на судах, длительное время работающих на других бассейнах, а
поочередная. Несколько предыдущих рейсов теплоходом командовал Виктор Николаевич
Черепанов, а в Брюссель "Механика Пятлина" поведет уже Юрий Николаевич Никулин.
На борту ни того, ни другого, к сожалению, не оказалось. Впрочем, в такую метель
погрузка все равно не идет, и из всего экипажа на палубе - только вахтенный.
Вахтенный тоже оказался не простой. У матроса первого класса Николая
Геннадьевича Башкова трехлетний стаж работы на "Механике Пятлине". А всего он в
пароходстве уже больше двадцати лет отработал. Совсем недавно ему был вручен
знак "Ветеран Северного морского пароходства".
- В экипаже у нас в основном старшее поколение, - поясняет старпом, - моряки
опытные, спокойные. А это, пожалуй, самое главное.
На следующий день, в пятницу, капризная северная погода позволила, наконец,
начать погрузку. "Механик Пятлин" принял на борт около 3600 кубометров леса и в
субботу, 7 февраля, покинул Архангельск, взяв курс на порт назначения.
|