Пресса Архангельской области
 


Моряк Севера
18 февраля 2004 (6)
Е. КОЖИН.

Замполит Николай Бубенцов

В канун Дня защитника Отечества корреспондент "МС" встретился с ветераном Военно-Морского Флота, капитаном 3-го ранга в отставке Николаем Федоровичем Бубенцовым. Сейчас ему 76 лет. Северному флоту отдано без малого шесть десятков:

- С полным правом могу назвать себя военным человеком. Судите сами: 4 декабря 1944 года впервые познакомился с воинской дисциплиной, и до 1 июня прошлого года, когда вышел на пенсию, был связан с морскими вооруженными силами, - говорит Николай Федорович. - Вот-вот, без малого шестьдесят. Теперь вы, пожалуй, без труда сможете представить мое нынешнее состояние. На службе я все время был при деле - сейчас не знаю, чем заняться. Просто не нахожу себе места.

Я понимаю ветерана. Очень сложно менять уклад, когда вся предыдущая жизнь была четко организована и подчинена служению одной цели.

- Сохранилась военная привычка вставать рано. И вот примерно до двух часов дня - к этому времени внучка приходит из школы - чувствую себя одиноким. Ухожу гулять, благо погода позволяет. А как внучка возвращается, то веселее становится!

Отсчет времени Николай Федорович ведет с конца 44-го. Тогда - а происходило это на его родине в Пензенской области - его направили в снайпер-скую школу на трехмесячные курсы. Готовили для участия в боевых действиях. Однако через полгода война закончилась, и вместо фронта после прохождения очередной комиссии молодой человек попал на Соловки в учебный отряд торпедистов. Позже в Соломбале в составе 76-й минно-торпедной партии готовил торпеды для прибывающих в Архангельск кораблей и торпедоносцев.

- Но я был не только военным. В 1947 году меня назначили секретарем комитета комсомола Беломорской флотилии. Когда вышел на сверхсрочную, направили на курсы при Политуправлении Краснознаменного Северного флота. С тех пор и до 1977 года моя дальнейшая служба была связана с политико-воспитательной работой.

Береговая база, Соловки, Видяево, гидрографиче-ская база... Ошибочно думать, что заместитель командира по политчасти - это мало к чему обязывающая должность. Служба Николая Федоровича пришлась как раз на то время, когда этому направлению работы с личным составом придавалось большое значение.

- Мне нравилось работать с личным составом. "Поддерживать боевой дух" - была такая формулировка. Но она мало о чем говорит непосвященному человеку. А суть в том, что необходимо было найти подход к экипажам и к каждому моряку, понять, что волнует их, и вывести на откровенный разговор именно в нужном русле.

В то время были разные формы работы с личным составом: политинформации, политзанятия, марксист-ско-ленинская учеба. Приходилось не только много готовиться, но и встречаться с людьми, чтобы узнать их настроение. Кого-то поддержать добрым словом в трудную минуту, кому-то объяснить непонятную жизненную ситуацию, а то и поспорить на щепетильную тему.

- Знаете, хотелось не просто рассказывать морякам о том, что произошло в мире и в Советском Союзе - это можно было и в газетах прочитать. Я считал своим долгом повернуть разговор таким образом, чтобы ребят задело за живое, чтобы они стали думать, размышлять. Проводил не только политинформации - устраивал встречи с интересными людьми, приглашал специалистов музеев, библиотечных работников...

Подобное отношение к делу не могло остаться незамеченным со стороны военного командования. И как оценка - занесение в Книгу почета, благодарственные письма и почетные грамоты от разных военных служб и гражданских организаций, награды. Орден Красной Звезды - за обеспечение испытаний новой техники и оружия.

- Награды и благодарности - не это главное! Мне служить нравилось. Жизнь была насыщенной: выходили в море, например, на неделю, затем плановые работы по ремонту; а тут новый приказ - и ты уже опять в море. Помню, проводили боевое траление в Кандалакшском заливе. Там после войны остались немецкие мины, приходилось обезвреживать их. Или сбивали из 45-мм пушек мишени, которые таскали за собой появившиеся в то время скоростные самолеты МИГи - знаете, какая гордость: можем!.. А сейчас то топлива нет, то еще что-то не так...

Николай Федорович считает, что слишком уж безоглядно у нас стали в свое время проводить сокращение ВС. Да ладно, если бы только сокращение, а то перестали уделять должное внимание материально-техническому обеспечению и другим вопросам.

- Форму придумали такую, что не поймешь: офицер идет или бомж, - возмущается ветеран. - Квартир для комсостава по-прежнему нет. На пенсию отправляют в таком возрасте, когда человек только наработал богатейший военный опыт и готов руководить. Пенсионное обеспечение низкое, на него не прожить. Поэтому человек вынужден искать дополнительную работу, но у него военная закалка, и на гражданке ему сложно реализовать себя. Ну а про службу на контрактной основе вообще говорить не хочется: необходимых условий не создали, быт не наладили, система оплаты никуда не годится...

Непросто смириться ветерану с происходящими переменами, хотя и понимает, что пришло время разоружаться.

Постепенно разговор переходит на очередной этап в жизни Николая Федоровича: с 1977 года и до лета прошлого он занимался в в/ч 90384 вопросами обеспечения техники безопасности. Казалось бы, работа нехитрая. Однако несоблюдение ТБ может привести к трагическим последствиям. Зачастую приходилось неоднократно требовать от командования устранения выявленных недостатков.

- Я был въедливый! К примеру, прибыла комиссия с проверкой во главе с адмиралом. А у нас не было журналов и бланков отчетности по ТБ - не прислали вовремя. Докладываю адмиралу. Он дает указание сопровождающим выслать в течение месяца. Однако проходит положенный срок, а обещанного так и нет. Я - докладную на его имя. Конечно, кому-то влетело за невыполнение указания, но все, что требуется, мне срочно выслали...

Николай Федорович занимает в жизни активную позицию. Служба была для него частью беспокойной жизни. Семейный человек, на первое место он все-таки ставил моряков. Большинство выходных и праздничных дней замполит проводил с личным составом. В семье его видели нечасто, но не слишком обижались за это: сын и дочь рано начали понимать и тяжесть, и ответственность военной службы.

- Меня беспокоило, обеспечены ли моряки, сыты ли они, какое настроение у ребят. Если что-то было не так, я звонил "во все колокола". Справедливость отстаивал. И своему преемнику при передаче дел так и сказал: если будешь молчать, то бить будут тебя. А почему за чужую халатность должен расплачиваться ты? И самое главное: по вине других будут страдать моряки. А этого никак нельзя допустить!..



Моряк Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пилигрим
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя