Моряк Севера
25 февраля 2004 (7)
Е. КОЖИН.
"С детства мечтал стать моряком!"
Далеко не каждому человеку удается осуществить свою детскую мечту. Григорий
Петрович Брагар, старший механик теплохода "Иван Рябов", - приятное исключение.
Вынесенная в заголовок фраза принадлежит ему. Завтра моряк отметит свое 60-
летие.
- Считаю, что ничего особенного в моей жизни нет, - этими словами начал свой
рассказ Григорий Петрович.- Наверное, тот, у кого не сбылась мечта, не очень-то
и хотел этого.
С детства Григорий много читал. Предпочтение отдавал морской тематике - книгам
Новикова-Прибоя, Жюля Верна. Но наибольшее влияние на него оказало "Детство в
Соломбале" северного писателя Евгения Коковина. Еще учась в школе, парень
твердо решил стать моряком.
После окончания восьмого класса поехал в Херсон в мореходное училище, но не
поступил. Неудача не обескуражила: через год из родной Одесской области
отправился в далекий Архангельск, поступил на вечернее отделение мореходного
училища и начал свою карьеру на буксирах Портофлота.
- Однако учеба на вечернем не освобождала от службы в армии. Отслужил, а после
демобилизации вернулся в Архангельск, восстановился в мореходке - теперь уже на
заочном отделении - и продолжал работать в Портофлоте. Ходил старшим механиком
на "Бакинце" - этот трудяга доставлял горюче-смазочные материалы на суда.
Через год после окончания АМУ Григорий Петрович поступил заочно в Ленинградское
высшее инженерное морское училище имени адмирала С. О. Макарова. Уже
тогда он чувствовал, что акватория порта становится для него тесной. И вот в
1974 году старший механик буксиров Портофлота переходит мотористом в Северное
морское пароходство. Его первым теплоходом была "Истра".
- А потом как получилось: мы должны были идти в очередной рейс. Теплоход уже
стоял под парами, и тут внезапно списали на берег третьего механика. Чтобы не
срывать план, меня на один рейс поставили четвертым. Виктор Федорович Брилин
взял на себя такую ответственность. Позже я официально сдал техминимум и какое-
то время ходил четвертым механиком.
В 78-м Григорий Петрович защитился на "отлично" на кафедре судоремонта ЛВИМУ.
Одновременно рос профессионально - третий механик, второй... На теплоходе
"Павел Корчагин" ему довелось участвовать в 30-й Антарктической экспедиции.
- Это было кругосветное плавание. Один календарный день - 16 июля -прожили
дважды. Записи во всех журналах на судне датированы этим числом два раза. А
потом дежурили при спасении "Михаила Сомова". Его затерло во льдах, и если бы
ситуация обострилась, то его экипаж должны были снять вертолетом и доставить на
"Корчагина".
В 1988 году на теплоходе "Пермь" Григорий Петрович впервые вышел в рейс
стармехом. А через какое-то время встали на ремонт в немецком порту Любек. Что
приятно поразило стармеха, так это отличная организация работ. Без задержек
завели в док, подняли на кильблоки, провели ремонт - быстро, качественно!
Позже был "Капитан Сахаров". Стармеху довелось участвовать в переоборудовании
этого контейнеровоза: собственноручно устанавливал краны на палубе, внедрял
новую технологию - даже премию получил за новшества.
- Судьба меня хранит. В то время на судах работали поочередно две команды:
одна в рейсе - вторая отдыхает. Через полгода менялись. Так вот, когда я был в
отпуске, "Капитан Сахаров" трагически погиб в Красном море...
С 96-го и по сей день старший механик Григорий Брагар трудится на теплоходе
"Иван Рябов". Вместе с капитаном Владимиром Павловичем Николаевым подбирали
команду. Вошли в нее только профессионалы, выносливые и ответственные моряки.
Всем экипажем навели на теплоходе полный порядок: хотя возраст "Ивана Рябова"
довольно почтенный, он прошел все комиссии и контроли и по всем статьям признан
годным к эксплуатации.
- Чтобы техника не подвела, приходится уделять ей много внимания, проводить
ремонты во время стоянок в портах. Понятно, что ни на какие экскурсии ходить
просто некогда. Теперь все считают деньги, стоянки сокращены до предела. Это
раньше, помню: придем с грузом досок, а они - россыпью. Чуть не две недели
разгрузка шла!
Теперь, бывает, весь рейс занимает пару недель. Конечно, случаются
продолжительностью и до четырех месяцев. Что ж, такая работа! Кстати сказать,
ни разу не пожалел Григорий Петрович о своем выборе. "Хорошая специальность и
любимая работа", - это его слова. За высокий профессионализм, внедрение новой
техники и безаварийную работу в 2002 году старшему механику был вручен знак
"Почетный работник морского транспорта".
- Сейчас я в отпуске. Удачно подошло: как раз завтра день рождения, и жена
Наталья Ивановна будет поздравлять меня в этот раз не по телефону. Кстати, тоже
очень любит свою работу - она невролог в Семашко - и готова трудиться с утра до
вечера. Выходит, мы оба не ошиблись в выборе профессии. А еще мы нашли друг
друга - а значит, мы счастливые!..
|