Моряк Севера
4 февраля 2004 (4)
Е. КОВАЛЁВА.
Славная история водолазной службы Севера
Зарождение и развитие аварийно-спасательной службы Северного морского
пароходства связаны с активным ростом мореплавания на Севере в послевоенный
период.
В это время Архангельский порт набирал обороты, пароходство активно пополнялось
новым флотом, резко возросли экспортные перевозки лесных грузов, стали частыми
заходы иностранных судов.
Возросла интенсивность судоходства - увеличилось и число аварийных ситуаций. На
Северном морском бассейне возникла необходимость организации особой спасательной
службы. По решению руководства Северного морского пароходства в сентябре 1957
года в Архангельском управлении морских путей была создана служба аварийно-
спасательных, судоподъемных и подводно-технических работ. В актив нового отряда
передали лоцманский катер и разъездной теплоход "Кавказец". На этих судах
разместили две водолазные станции.
Работа для водолазов нашлась сразу. Уже в навигацию 1958 года в проливе Югорский
Шар наш отряд снимал с мели аварийный обстановочный плашкоут речной экспедиции.
На плашкоуте пришлось заделать пробоины и откачать воду из трюмов, после чего
его доставили в порт Нарьян-Мар.
С конца 50-х пополняется материальная база отряда. Приобретаются буксирный
пароход "Поной", три водолазных теплохода типа "ВМ" (водолазный морской бот) и
два мор-ских буксира-спасателя типа "Атлант" мощностью по 2200 лошадиных сил -
"Тритон" и "Протей".
В 1959 году Министерство морского флота приняло решение о формировании на
морских бассейнах страны единой комплексной службы по охране человеческой жизни
на море и выполнению подводно-технических работ для народного хозяйства. Такими
подразделениями и стали экспедиционные отряды АСПТР.
В 1960 году начальником отряда стал Н. И. Сидоров. У спасателей появилась своя
береговая база, где были построены два склада и оборудован причал. Наличие
большого количества судов, техники и оборудования позволило ЭО АСПТР СМП
значительно расширить сферу производственной деятельности и увеличить объемы
выполняемой работы. Водолазные станции и морские буксиры-спасатели работали
круглый год, и не только в портах Архангельской области, но и далеко за ее
пределами - в Тикси, Дудинке, Игарке, Салехарде, Певеке.
Одной из самых сложных и ответственных задач отряда стала ликвидация боеприпасов
времен Первой мировой войны на Бакарице и Экономии. Артиллерийские снаряды,
авиабомбы, мины, гранаты, патроны, пороховые заряды пролежали под водой более
полувека. Смертоносный клад находился в слое грунта, и чтобы добраться до него,
водолазы использовали гидроразмыв. Со дна реки взрывоопасные "игрушки" поднимали
вручную. Работы длились пять лет. На поверхность было поднято и сдано
пиротехникам на уничтожение более тридцати тысяч взрывоопасных предметов.
За ликвидацию подводного "арсенала" двенадцать работников ЭО АСПТР СМП
награждены правительственными наградами. И. Х. Тангаличев и Ф. М. Сафонов -
орденом "Знак Почета" и десять человек - медалью "За боевые заслуги".
Водолазы ЭО АСПТР принимали самое активное участие в строительстве
железнодорожного моста через Северную Двину. Самым сложным при ведении подводных
работ на строительстве моста были большие глубины (20-27 метров), сильное
течение на оси фарватера и низкие температуры воздуха зимой. Один из
показательнейших примеров того, в каких условиях доводилось работать нашим
водолазам - случай, когда при погружении 54-метрового элемента конструкции опоры
в слое грунта обнаружились камни, которые препятствовали дальнейшему ее
погружению. Для удаления возникшего препятствия требовался спуск водолаза под
воду, причем - внутри конструкции. Большое мастерство в выполнении этой работы
проявил старший водолазный специалист Иван Васильевич Зеленкин. Его на беседке
подняли краном по наружной стороне опоры вверх на 27 метров, а затем, уже внутри
опоры, опустили на 54 метра вглубь. Внутри металлической трубы водолаз опустился
под воду на 27 метров, и препятствие было успешно устранено.
До начала семидесятых годов водолазы ЭО АСПТР выполняли большой объем по
подводному судоремонту. Особое место занимали подводная электрорезка и
электросварка металла. Позже эти работы стали выполняться на судоремонтном
заводе "Красная кузница".
Славная история водолазной службы ЭО АСПТР - это прежде всего люди, создававшие
эту службу и работающие в ней сегодня. Нельзя не упомянуть имена ветеранов
водолазного дела Виктора Николаевича Чехова, Анатолия Петровича Коваленко,
Михаила Аркадьевича Чувакорзина и Владимира Семеновича Черного.
Сегодня водолазная служба ЭО АСПТР оснащена лучшей импортной техникой, которая
позволяет выполнять работы на глубинах до 60 метров. Для работы с судами ЭО
АСПТР имеет "Свидетельство о признании" Российского морского Регистра
судоходства, что дает право производить освидетельствование подводной части
судов на плаву с применением подводного цветного телевидения. Все работы
выполняются в соответствии с международным стандартом качества ИСО 9002.
Водолазная служба ЭО АСПТР имеет признание МЧС России. Все виды услуг,
водолазное оборудование и специалисты сертифицированы системой "Спрут".
Руководит службой Вячеслав Константинович Тур, водолазный специалист с большим
опытом.
В 2003 году водолазы ЭО АСПТР провели ряд сложных подводно-технических работ по
заказу Севмашпредприятия, участвовали в очистке и ремонте водозаборов
Архангельского ЦБК в Новодвинске.
У отряда впереди - еще много ответственной и сложной работы. Северное морское
пароходство сумело сохранить костяк классных специалистов, и все они
востребованы - водолазам работа найдется всегда.
|