Моряк Севера
24 марта 2004 (11)
Е. КОЖИН.
О чем рассказывает море
Немного истории
19 марта 1906 года император Николай II подписал Указ о строительстве подводного
флота России. Эта дата и считается официальным днем рождения российского
подводного флота.
Однако самое первое "потаённое" судно в России построил еще в 1724 году
изобретатель-самоучка Ефим Никонов. Лодка имела деревянный корпус длиной 6 и
шириной 2 метра, обшитый снаружи листами жести, и была оборудована оригинальной
системой погружения. Испытания прошли не совсем удачно, и вскоре лодкой
перестали интересоваться.
В 1866 году в России была построена первая в мире подводная лодка с механическим
двигателем, а спустя 13 лет - с электрическими аккумуляторами, перископом и
горизонтальными рулями.
Первая боевая подлодка "Дельфин" была создана в 1902 году по проекту русского
корабельного инженера Ивана Григорьевича Бубнова. Она имела полное водоизмещение
135,5 тонны, могла погружаться на 50 метров, имела дальность плавания под водой
60 миль и скорость хода 6 узлов.
Подводник-акустик - нелегкая профессия
- От работы акустика зависит жизнь всего экипажа подводной лодки. В море очень
много разных шумов: и биологических - природных, и искусственных. Только
акустик может определить, что является источником того или иного звука, -
рассказывает капитан третьего ранга Иван Попов. - Ошибка может дорого стоить.
Поэтому очень большое значение придается технической подготовке акустика.
Существует норматив: из 10 шумов, предъявленных на тренажере, он должен по
определенным признакам правильно определить 9.
Я слушал и пытался вжиться в образ: акустик в наушниках сидит перед двумя
экранами и расшифровывает сигналы. Его задача - определить, что за объект
появился в зоне наблюдения: рыболовецкое судно или косяк рыбы, надводный корабль
или подводная лодка.
- Шум подлодки по не-опытности вполне можно принять за биологический. Ведь
делается все, чтобы замаскироваться, - продолжает акустик. - С толку сбивает и
толстое резиновое покрытие корпуса, и звук двигателя.
Небезопасные игры
Субмарины выполняют разные задачи. Например, уже ни для кого не секрет, что
российские лодки ходят в территориальные воды стран НАТО и ведут слежение за
базами, а их лодки, в свою очередь, ходят к нам. Поэтому у обеих сторон есть
подлодки, которые ведут поиск и слежение за иностранцами с последующим
выдворением за пределы территориальных вод. Герою нашей статьи довелось быть
участником подобного боевого дежурства.
- В конце 1997 года получили приказ готовиться на боевую службу на три месяца, -
вспоминает Иван Попов. - Ушли в декабре, встретили под водой Новый год, отметили
мой день рождения и 23 февраля, а вот до 8 Марта немного не дотянули. Всего
пробыли под водой 84 дня.
В этом походе у нас было шесть контактов с чужими подводными лодками и около 600
часов слежения за ними. Два контакта из них были мои. Мы убеждались, что эти
субмарины не наши, и выходили в учебную торпедную атаку. Конечно, это был не
огневой контакт, поскольку реакторы у всех лодок ядерные, - мы просто
показывали, что видим их, и выдворяли.
Иногда тайное становится явным
Бывает, что курс субмарины проходит через район работы рыболовецких судов.
Чтобы понять специфику и ответственность работы акустика, представьте себе на
ограниченной площади океана десятка полтора перемещающихся в разных направлениях
тральщиков с большими - метров по 200 - неводами, заброшенными на разных
глубинах, и пробирающуюся между ними подлодку... Если неправильно определить
размеры невода и расстояние до него, то можно намотать сети на винт, потерять
управление и уйти на дно. Такое случается.
- Бывает и еще интереснее, - улыбается капитан третьего ранга.- Был такой случай
в 80-х годах, когда наши ребята дежурили в Средиземном море. Там корабли НАТО
испытывали новое оборудование - протяженную антенну. Наша лодка обнаружила себя:
намотала на винт около 400 метров этой антенны и несколько дней никуда не могла
уйти. Понятно, что НАТО хотели получить обратно свою секретную разработку и
готовы были отрезать ее вместе с кормой подлодки. Наши не могли этого допустить.
Потом кое-как распутали, пришел наш корабль, взял подлодку на буксир и утащил...
Романтика? -
Тяжелая работа
- Все время напряженно вслушиваешься в шумы. Особенно сложно, когда на море
шторм,- продолжает рассказчик.- Хотя лодка находится на глубине, ее все равно
покачивает. Особенно сильно кидает, когда всплываешь на сеанс связи на
перископную глубину. Лодку водоизмещением порядка 7 тысяч тонн подкидывает как
мячик, и все, что не закреплено, валится тебе на голову. А ты знай себе слушаешь
внимательно...
- В длительном походе трудно первую неделю и последнюю. Вначале - потому что ты
еще думаешь о доме. Потом привыкаешь, действуешь как автомат: четыре часа -
вахта, восемь - перерыв. Спать приходилось зачастую по два - три часа в сутки:
на лодке много работы. Через неделю вымотаешься, возьмешь таблетку у доктора -
и "полный вперед". Непросто бывает и в конце похода, когда мыслями уже
устремляешься к родным.
О комфорте забыть!
- На субмаринах нового поколения есть и тренажерный зал, и сауна, и специальное
место для отдыха. Наша же лодка была многоцелевой: максимум оружия - минимум
условий. Например, каюта похожа на купе в поезде, только на шесть мест - по три
с каждой стороны. Стоит шкаф для одежды, умывальник - и все. Воду давали три
раза в сутки: утром, днем и вечером, раз в неделю - душ.
- Под водой нет ни дня, ни ночи, в лодке постоянно включен свет. Потом, после
похода, выходишь на верхнюю палубу, смотришь на ребят - все какие-то зеленые,
света белого не видели столько времени! И ходить тяжело: ноги успевают
ослабнуть, разрабатывать некогда, да и негде.
Не всё плохо
- Что положительно - кормежка. Обильная и разнообразная. У кого из подводников
служба более спокойная, тот набирал за время похода килограммов по десять. Кто
вел интенсивный образ жизни - на того обильное питание не влияло. Я, например,
не прибавил в весе.
Что еще отличает подводный флот от надводного: у нас во всех работах участвует
весь экипаж. Не только одни матросы, как это принято на кораблях, поскольку там
матросов много. У подводников же каждая пара рук на счету, экипаж должен быть
сплоченным.
Что еще вспоминается с удовольствием: приходишь из рейса, сдаешь лодку другому
экипажу - и на отдых всем экипажем в санаторий на юг.
Жизненный путь
Иван Попов появился на свет в семье морского офицера в Петропавлов-ске-
Камчатском. Через четыре года переехали на Сахалин, потом в Латвию. Позже отца
перевели на Крайний Север, а потом в Архангельск.
- Отец был командиром корабля, прослужил 26 лет. Я не представлял себе другой
профессии, кроме профессии военного моряка, - говорит Иван Сергеевич. - После
школы поступил в Высшее военно-морское училище радиоэлектроники имени А. С.
Попова на факультет подготовки подводников-акустиков. Училище это располагается
в Петродворце в парковой зоне, и все фонтаны, полюбоваться которыми туристы едут
со всего мира, находятся буквально через дорогу от него. Красиво очень... Там
как раз снимали фильм "Тайны дворцовых переворотов", и наши курсанты участвовали
в массовых сценах.
Училище я закончил в 1997 году и по распределению попал на одну из баз Северного
флота. Время было тяжелое, корабли стояли на приколе, но мне повезло: я попал в
самый ходовой экипаж. Уже через пару недель ушел в море в свой первый рейс.
Прослужил около года, потом пришлось по семейным обстоятельствам перевестись в
Архангельск.
Флот: мужчины и женщины
О женах военных моряков речь особая. Не каждая женщина променяет жизнь в городе
на жизнь в закрытом военном гарнизоне, где среди сопок стоят два десятка домов -
и больше ничего нет. Сообщение о том, что из одежды высоко котируются не
вечерние платья, а джинсы и кроссовки, иногда приводит к распаду молодой семьи.
Поэтому бывают такие случаи, когда офицер приходит с моря домой, а там пустой
шкаф и записка: извини, больше не могу...
День сегодняшний
- Сейчас служу в отделе ВМФ военкомата Архангельской области, занимаюсь
укомплектованием подводных лодок Северного и Тихоокеанского флотов
военнослужащими по контракту. Нисколько не жалею, что служил подводником. Если
бы пришлось начинать все заново, я не задумываясь повторил бы этот путь, -
уверенно говорит капитан третьего ранга,- хоть это и тяжело. Военную профессию
надо любить. Это работа, а не романтика.
С днем рождения!
В конце беседы я поздравил капитана третьего ранга Ивана Попова с Днем
подводника и пожелал мира на всех фронтах.
- Принимаю поздравление. Но вот мой сослуживец - капитан-лейтенант Сергей
Владимирович Севидов отмечает в этот день двойной праздник, - улыбается Иван
Попов. - Ему посчастливилось родиться именно 19 марта, в День подводника. Он
архангелогородец, служил механиком на базе в Северодвинске после окончания
электротехнического факультета Высшего военно-морского училища им. В. И.
Ленина. Тоже ходил в море. Теперь служим в одном отделе.
|