Пресса Архангельской области
 


Моряк Севера
24 марта 2004 (11)
Е. КОЖИН.

О чем рассказывает море

Немного истории

19 марта 1906 года император Николай II подписал Указ о строительстве подводного флота России. Эта дата и считается официальным днем рождения российского подводного флота.

Однако самое первое "потаённое" судно в России построил еще в 1724 году изобретатель-самоучка Ефим Никонов. Лодка имела деревянный корпус длиной 6 и шириной 2 метра, обшитый снаружи листами жести, и была оборудована оригинальной системой погружения. Испытания прошли не совсем удачно, и вскоре лодкой перестали интересоваться.

В 1866 году в России была построена первая в мире подводная лодка с механическим двигателем, а спустя 13 лет - с электрическими аккумуляторами, перископом и горизонтальными рулями.

Первая боевая подлодка "Дельфин" была создана в 1902 году по проекту русского корабельного инженера Ивана Григорьевича Бубнова. Она имела полное водоизмещение 135,5 тонны, могла погружаться на 50 метров, имела дальность плавания под водой 60 миль и скорость хода 6 узлов.

Подводник-акустик - нелегкая профессия

- От работы акустика зависит жизнь всего экипажа подводной лодки. В море очень много разных шумов: и биологических - природных, и искусственных. Только акустик может определить, что является источником того или иного звука, - рассказывает капитан третьего ранга Иван Попов. - Ошибка может дорого стоить. Поэтому очень большое значение придается технической подготовке акустика. Существует норматив: из 10 шумов, предъявленных на тренажере, он должен по определенным признакам правильно определить 9.

Я слушал и пытался вжиться в образ: акустик в наушниках сидит перед двумя экранами и расшифровывает сигналы. Его задача - определить, что за объект появился в зоне наблюдения: рыболовецкое судно или косяк рыбы, надводный корабль или подводная лодка.

- Шум подлодки по не-опытности вполне можно принять за биологический. Ведь делается все, чтобы замаскироваться, - продолжает акустик. - С толку сбивает и толстое резиновое покрытие корпуса, и звук двигателя.

Небезопасные игры

Субмарины выполняют разные задачи. Например, уже ни для кого не секрет, что российские лодки ходят в территориальные воды стран НАТО и ведут слежение за базами, а их лодки, в свою очередь, ходят к нам. Поэтому у обеих сторон есть подлодки, которые ведут поиск и слежение за иностранцами с последующим выдворением за пределы территориальных вод. Герою нашей статьи довелось быть участником подобного боевого дежурства.

- В конце 1997 года получили приказ готовиться на боевую службу на три месяца, - вспоминает Иван Попов. - Ушли в декабре, встретили под водой Новый год, отметили мой день рождения и 23 февраля, а вот до 8 Марта немного не дотянули. Всего пробыли под водой 84 дня.

В этом походе у нас было шесть контактов с чужими подводными лодками и около 600 часов слежения за ними. Два контакта из них были мои. Мы убеждались, что эти субмарины не наши, и выходили в учебную торпедную атаку. Конечно, это был не огневой контакт, поскольку реакторы у всех лодок ядерные, - мы просто показывали, что видим их, и выдворяли.

Иногда тайное становится явным

Бывает, что курс субмарины проходит через район работы рыболовецких судов. Чтобы понять специфику и ответственность работы акустика, представьте себе на ограниченной площади океана десятка полтора перемещающихся в разных направлениях тральщиков с большими - метров по 200 - неводами, заброшенными на разных глубинах, и пробирающуюся между ними подлодку... Если неправильно определить размеры невода и расстояние до него, то можно намотать сети на винт, потерять управление и уйти на дно. Такое случается.

- Бывает и еще интереснее, - улыбается капитан третьего ранга.- Был такой случай в 80-х годах, когда наши ребята дежурили в Средиземном море. Там корабли НАТО испытывали новое оборудование - протяженную антенну. Наша лодка обнаружила себя: намотала на винт около 400 метров этой антенны и несколько дней никуда не могла уйти. Понятно, что НАТО хотели получить обратно свою секретную разработку и готовы были отрезать ее вместе с кормой подлодки. Наши не могли этого допустить. Потом кое-как распутали, пришел наш корабль, взял подлодку на буксир и утащил...

Романтика? -

Тяжелая работа

- Все время напряженно вслушиваешься в шумы. Особенно сложно, когда на море шторм,- продолжает рассказчик.- Хотя лодка находится на глубине, ее все равно покачивает. Особенно сильно кидает, когда всплываешь на сеанс связи на перископную глубину. Лодку водоизмещением порядка 7 тысяч тонн подкидывает как мячик, и все, что не закреплено, валится тебе на голову. А ты знай себе слушаешь внимательно...

- В длительном походе трудно первую неделю и последнюю. Вначале - потому что ты еще думаешь о доме. Потом привыкаешь, действуешь как автомат: четыре часа - вахта, восемь - перерыв. Спать приходилось зачастую по два - три часа в сутки: на лодке много работы. Через неделю вымотаешься, возьмешь таблетку у доктора - и "полный вперед". Непросто бывает и в конце похода, когда мыслями уже устремляешься к родным.

О комфорте забыть!

- На субмаринах нового поколения есть и тренажерный зал, и сауна, и специальное место для отдыха. Наша же лодка была многоцелевой: максимум оружия - минимум условий. Например, каюта похожа на купе в поезде, только на шесть мест - по три с каждой стороны. Стоит шкаф для одежды, умывальник - и все. Воду давали три раза в сутки: утром, днем и вечером, раз в неделю - душ.

- Под водой нет ни дня, ни ночи, в лодке постоянно включен свет. Потом, после похода, выходишь на верхнюю палубу, смотришь на ребят - все какие-то зеленые, света белого не видели столько времени! И ходить тяжело: ноги успевают ослабнуть, разрабатывать некогда, да и негде.

Не всё плохо

- Что положительно - кормежка. Обильная и разнообразная. У кого из подводников служба более спокойная, тот набирал за время похода килограммов по десять. Кто вел интенсивный образ жизни - на того обильное питание не влияло. Я, например, не прибавил в весе.

Что еще отличает подводный флот от надводного: у нас во всех работах участвует весь экипаж. Не только одни матросы, как это принято на кораблях, поскольку там матросов много. У подводников же каждая пара рук на счету, экипаж должен быть сплоченным.

Что еще вспоминается с удовольствием: приходишь из рейса, сдаешь лодку другому экипажу - и на отдых всем экипажем в санаторий на юг.

Жизненный путь

Иван Попов появился на свет в семье морского офицера в Петропавлов-ске- Камчатском. Через четыре года переехали на Сахалин, потом в Латвию. Позже отца перевели на Крайний Север, а потом в Архангельск.

- Отец был командиром корабля, прослужил 26 лет. Я не представлял себе другой профессии, кроме профессии военного моряка, - говорит Иван Сергеевич. - После школы поступил в Высшее военно-морское училище радиоэлектроники имени А. С. Попова на факультет подготовки подводников-акустиков. Училище это располагается в Петродворце в парковой зоне, и все фонтаны, полюбоваться которыми туристы едут со всего мира, находятся буквально через дорогу от него. Красиво очень... Там как раз снимали фильм "Тайны дворцовых переворотов", и наши курсанты участвовали в массовых сценах.

Училище я закончил в 1997 году и по распределению попал на одну из баз Северного флота. Время было тяжелое, корабли стояли на приколе, но мне повезло: я попал в самый ходовой экипаж. Уже через пару недель ушел в море в свой первый рейс.

Прослужил около года, потом пришлось по семейным обстоятельствам перевестись в Архангельск.

Флот: мужчины и женщины

О женах военных моряков речь особая. Не каждая женщина променяет жизнь в городе на жизнь в закрытом военном гарнизоне, где среди сопок стоят два десятка домов - и больше ничего нет. Сообщение о том, что из одежды высоко котируются не вечерние платья, а джинсы и кроссовки, иногда приводит к распаду молодой семьи. Поэтому бывают такие случаи, когда офицер приходит с моря домой, а там пустой шкаф и записка: извини, больше не могу...

День сегодняшний

- Сейчас служу в отделе ВМФ военкомата Архангельской области, занимаюсь укомплектованием подводных лодок Северного и Тихоокеанского флотов военнослужащими по контракту. Нисколько не жалею, что служил подводником. Если бы пришлось начинать все заново, я не задумываясь повторил бы этот путь, - уверенно говорит капитан третьего ранга,- хоть это и тяжело. Военную профессию надо любить. Это работа, а не романтика.

С днем рождения!

В конце беседы я поздравил капитана третьего ранга Ивана Попова с Днем подводника и пожелал мира на всех фронтах.

- Принимаю поздравление. Но вот мой сослуживец - капитан-лейтенант Сергей Владимирович Севидов отмечает в этот день двойной праздник, - улыбается Иван Попов. - Ему посчастливилось родиться именно 19 марта, в День подводника. Он архангелогородец, служил механиком на базе в Северодвинске после окончания электротехнического факультета Высшего военно-морского училища им. В. И. Ленина. Тоже ходил в море. Теперь служим в одном отделе.



Моряк Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пилигрим
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя