|
Моряк Севера
28 апреля 2004 (16)
Р. Соколов.
Пушки острова Мудьюг
Мудьюг - остров в Белом море, всего в сорока милях севернее Архангельска.
Сегодня этот песчаный, низкий и бесконечно длинный кусок суши - лишь ориентир
для судов, входящих в Архангельский порт. Без оказии на остров не до- браться, и
живут здесь человек 15-20 - обслуживающий персонал Мудьюжского маяка да пункта
СУДС (Системы управления движением судов), военные и метеорологи. Тишь да гладь,
рай для тех, кто жаждет покоя и одиночества.
О бурном прошлом острова, который во время интервенции успел побывать и передним
краем обороны Архангель- ска от сил Антанты, и концентрационным лагерем,
напоминают лишь полуразрушенные бараки, памятник Жертвам интервенции да две
корабельные пушки начала прошлого века, установленные здесь в память о береговой
батарее, которая 1 августа 1918 года пыталась оказать сопротивление англо-
французской эскадре и была уничтожена.
Вот об этих самых пушках и пойдет речь. Начать следует с того, что как-то раз
добрый друг "Моряка Севера" журналист и краевед Альберт Александрович Семьин
принес в редакцию снимки одного из орудий-памятников.
В общем, не секрет, что эти орудия не имеют, скажем так, прямого отношения к
мудьюжской батарее, разрушенной интервентами в 1918-м. На острове они появились
на несколько десятков лет позже, в шестидесятых годах прошлого века. В
Архангельском краеведческом музее, филиалом которого официально является
музейный комплекс на Мудьюге, нам сообщили, что орудия, скорее всего, хранились
в одном из армейских артиллерийских запасников, а к очередной годовщине
интервенции на Русском Севере были доставлены в Архангельск и заняли свое
нынешнее место на Мудьюге.
Осуждать тогдашних музейщиков в организации экспозиции на острове, так сказать,
"пост-фактум" не стоит. Найти подходящее корабельное орудие производства 1900-х
годов - задача не из легких. К тому же фотографии, что предоставил нам Альберт
Александрович, определенно свидетельствовали о принадлежности пушек именно тому
времени. На клейме, расположенном на казенной части орудия, стоит дата: 1903
год. Так что историческая правда сильно не пострадала, тем более что при
ближайшем рассмотрении орудие оказалось очень интересным само по себе.
Клеймо на казенной части гласит: CANON d(?) 12 C/M NO. 1 3866(?) KG BETHLEHEM
1903, что означает примерно следующее: "орудие калибром 12 см (120 мм), ствол
номер один, масса 3866 килограммов, Бетлехем (название фирмы-производителя),
1903 год".
Вот здесь начинаются загадки. Во-первых, Бетлехем Стил Компани (Bethlehem Steel
Co) - фирма американская. Орудия калибром 120 миллиметров не состояли на
вооружении американского флота. Стандартный "флотский" калибр средней артиллерии
ВМС США - 127 мм, или 5 дюймов. Очень странным является и то, что калибр и масса
указаны в метрической системе, в то время не принятой в США. Объяснение этому
только одно - орудие было произведено на экспорт. Следующий вопрос напрашивался
сам собой: для какой страны предназначались пушки? Сразу оговоримся - на
вооружении Российского флота орудия американского производства не состояли. У
нас были приняты французские стодвадцатимиллиметровки системы Канэ, а позже -
такого же калибра пушки английской фирмы "Виккерс".
Подсказка нашлась быстро: рядом с вышеприведенным клеймом на казенной части
ствола находилось еще одно. В его идентификации нам помог специалист областного
краеведческого музея Виктор Васильевич Брызгалов. По его мнению, клеймо
турецкое, и его наличие указывает на то, что пушки предназначались для флота
Османской империи.
А теперь самое главное: как орудия, в 1903 году произведенные в США для
турецкого флота, оказались в шестидесятых на наших артиллерийских складах, да и
вообще - откуда они взялись в России?
Вариантов, на самом деле, может быть множество. Одна из наиболее вероятных
версий - орудия были захвачены в качестве трофеев в Первую мировую войну во
время боевых действий на Кавказском фронте. Существует и еще один вариант:
возможно, эти орудия были сняты с турецкого крейсера "Меджидие", напоровшегося в
1915 году на русскую мину в нескольких десятках миль от Одессы. Турки бросили
его, и крейсер лег на грунт на небольшой глубине - всего около 13 метров.
"Меджидие" удалось поднять и отбуксировать в Одессу, где трофейный корабль был
отремонтирован и спустя восемь месяцев введен в строй под названием "Прут". Во
время ремонта турецкие пушки на крейсере заменили отечественными, а часть снятых
орудий, по утверждению ряда источников, использовалась на сухопутном фронте.
"Меджидие" строился в США на верфи "Уильям Крамп и сыновья" в Филадельфии, одним
из подрядчиков которой была упомянутая выше "Бетлехем Стил Компани": Правда,
документальных подтверждений именно этой версии происхождения мудьюжской пушки
нет. Будем надеяться, пока. Может быть, нам удастся найти что-то, что укажет нам
правильный путь. Об этом мы обязательно известим наших читателей. Продолжение
следует.
| |