Пресса Архангельской области
 


Моряк Севера
16 июня 2004 (22)
Е. КОЖИН.

У истоков создания аварийно-спасательной службы СМП

В День России, 12 июня, отметил свое 85-летие Николай Иванович Сидоров - ветеран Северного морского пароходства, участник Северных конвоев, орденоносец, лучший рационализатор ММФ.

Двухэтажный деревянный дом постройки середины прошлого века стоит почти в конце проспекта Обводный канал. Здесь и живет с 1957 года ветеран СМП.

В общей сложности он отработал более 40 лет в двух морских пароходствах: в Архангельском арктическом в составе Архморпути и Северном.

- Я был одним из организаторов и инициаторов создания аварийно-спасательного отряда СМП. Начинали в 1957 году с нуля, трудно было доказывать его необходимость, - вспоминает Николай Иванович. - Секретарем парткома пароходства в то время был Павел Степанович Носницын, мы вместе ходили по кабинетам, продвигая эту идею. В "верхах" говорили: вам надо, вы и формируйте.

На Мосеевом острове создали мощную базу, уникальную по объемам работ, по специфике и оснащению: два спасательных судна - "Протей" и "Тритон", 50 водоотливных насосов разной мощно-сти и назначения, другое оборудование. В отряде было более сорока водолазов. Николай Иванович начинал командиром отряда, спустя два года стал главным инженером.

Выполняли разные работы. Участвовали в строительстве моста через Северную Двину. Железобетонные конструкции заглубляли в грунт почти на 30 метров при глубине реки на оси фарватера 28 метров. Первоклассным специалистом показал себя водолаз первого класса Иван Зелёнкин.

В ходе ликвидации боеприпасов, оставшихся под водой на Бакарице и Экономии с Первой мировой войны, водолазы подняли около 12 тысяч снарядов и мин. Большую часть поднимали с плавкранов грейферными ковшами, около четверти - вручную.

- Чрезвычайных происшествий не было, никто не подорвался, - рассказывает ветеран. - Очистили акваторию и дали возможность строить участки порта. За эту работу меня наградили медалью "За боевые заслуги" - в мирное время это редкое явление.

Николай Иванович руководил спасательными работами по подъему затонувших судов и снятию с мелей, возглавлял комиссии по приемке ледоколов "Мудьюг", "Капитан Косолапов", "Диксон", других судов.

- Наш отряд сделал очень много для народного хозяйства области. Такая служба нужна и сейчас: сколько на дне топляков, кабелей, металла. За этим надо следить. И у меня душа болит, что отряд не удалось сохранить в полном составе, - сетует ветеран. - А вот то, что в пароходстве появилось учебно-тренажерное судно "Котлас", где моряков обучают и спасательному делу, - это очень хорошо.

Переживания ветерана понять можно: непросто принять те изменения, которые сейчас во-шли в жизнь пароходства. Опыт подсказывает, что можно было сделать по- другому...

Николай Иванович Сидоров - архангелогородец. После окончания в 1939 году морского техникума (нынешнее мореходное училище им. капитана В. И. Воронина) был направлен судовым механиком в Баку, в Каспийскую экспедицию подводных работ особого назначения. Когда подошло время военной службы, юношу направили турбинистом на эскадренный миноносец "Грозный".

- По тем временам это был один из мощных новейших кораблей. Экипаж состоял из трехсот пятидесяти человек, - вспоминает мой собеседник. - На "Грозном" было отличное вооружение. Во время войны мы обороняли Мурманск от налетов авиации, выпускали за дежурство до 400 снарядов, и противник не мог проводить прицельное бомбометание. Ночью выходили в Мотовский залив и помогали держать оборону. В составе союзных конвоев я сделал 16 рейсов.

После войны моряка перевели на линкор "Архангельск", и он отслужил на флоте еще пару лет. Награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны, имеет боевую медаль Ушакова, другие награды.

Еще одну бесценную награду получил Николай Иванович в 1944 году - София Степановна, с которой он дружил с детства, стала его женой.

- Во время войны она служила в КГБ и была в Курске. Мы все время переписывались. В 44-м я приезжал в Архангельск в командировку в технический отдел за запчастями, - продолжает он свой рассказ, - как раз получилось, что и ее командировали сюда. Мы расписались, но вместе пробыли всего четыре дня. Я опять отправился на фронт, и встретились мы вновь только через два года...

У Сидоровых две дочери - Нина и Тамара. Старшая закончила АЛТИ, работала на лесозаводах, позже трудилась в об- ластной службе снабжения. Младшая закончила Ленинградский институт инженеров водного транспорта, работала экономи- стом в пароходстве, сейчас живет в Нижегородской области.

А Николай Иванович в 1960 году закончил заочно ЛВИМУ, защитив диплом на отлично.

- Позже я сам стал преподавать, - улыбается ветеран. - Двадцать пять лет работал в Архангельском филиале Ленинградского высшего инженерного морского училища, преподавал теорию машин и механизмов. Несколько сотен студентов выучил, среди них много сотрудников пароходства.

В 1986 году Николай Иванович вышел на пенсию. Однако и сегодня его приглашают в мор-ской музей читать лекции, проводить беседы и экскурсии для школьников. Его энергичная душа требует деятельной жизни.

- На свою жизнь не жалуюсь. Пенсия неплохая, хватает на еду и на лекарства. Правда, здоровье у меня и у Софии Степановны неважное стало - давление высокое, - говорит ветеран. - Ей 82 года, за ней нужен постоянный уход. А было время, когда она отлично вышивала - посмотрите, на стене висят картины. Они не нарисованы, а вышиты нитками. Эти уникальные произведения Софии Степановны были в свое время на выставке в клубе водников, и капитан англий-ского судна предлагал за одну из них семь тысяч долларов...

В двухкомнатной 40-метровой квартире живут два ветерана да внучка (дочь младшей дочери) с мужем и двумя детьми - мальчику одиннадцать лет, девочке - шесть. Дети есть дети, они шалят и шумят, а в это время за дощатой стеной пожилые люди хотят отдохнуть.

- Десять лет мы стояли в пароходстве первыми в очереди на расширение жилья. Теперь все списки переданы в мэрию, я в этом списке стал пятьдесят четвертым, так что шансов никаких, - сокрушается Николай Иванович. - Я махнул рукой на скромность: побывал и у мэра города, и с Ефремовым трижды беседовал, с Румянцевой дважды, встречался с Ермаковым, обращался к Дитятевой в комиссию по правам человека, в областной совет ветеранов. Все знают про нас, соглашаются, что нужна трехкомнатная квартира вместо этой, но никто не приходил посмотреть- поговорить, никому нет дела до стариков...



Моряк Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя