Пресса Архангельской области
 


Моряк Севера
2 июня 2004 (20)
Р. Соколов.

Коммерческий директор ОАО "Архангельский морской торговый порт" Виктор Воробьев: "Итогами года мы довольны"

Через месяц Архангельский морской торговый порт будет отмечать 420-ю годовщину своего образования. К юбилею ОАО АМТП подошло не с пустыми руками. В 2003 году архангельские портовики переработали более одного миллиона тонн грузов. Прокомментировать результаты прошлогодней работы компании мы попросили ее коммерческого директора Виктора ВОРОБЬЕВА.

- Виктор Алексеевич, порт в прошлом году переработал более одного миллиона тонн грузов. Это событие можно считать закономерным или это было сюрпризом для портовиков?

- Вы знаете, что после акционирования - а с тех пор прошло десять лет - порту пришлось нелегко, практически вся клиентура ушла из Архангельска в более экономически выгодные порты. Все эти годы мы работали над привлечением тех грузовладельцев, судовладельцев, которые ушли из Архангельска в Санкт-Петербург, Мурманск, в те порты, что находятся в более выгодном географическом положении. Мурманск - незамерзающий порт, а Петербург по многим факторам, как субъективным, так и объективным, в связи с близостью его к европейским рынкам стал центральным портом европейской части страны. Архангельск же оказался в худшем положении. Была проведена огромная работа. В последние несколько лет мы перерабатывали объемы, близкие к миллиону: 870 тысяч тонн в 2001 году, 977 тысяч тонн - в 2002- м. Но перейти миллионную планку не удавалось. И вот в 2003 году впервые после акционирования нам удалось выйти на этот рубеж и перейти его. При плановых показателях миллион восемнадцать тысяч тонн мы фактически перегрузили миллион сорок две тысячи тонн.

Выросло и количество судозаходов. Мы в прошлом году обработали 294 судна, это на 20 больше, чем в 2002 году. А это значит, что Архангельский порт становится привлекательным для клиентов. Кроме того, это психологически очень важно для всего коллектива - перейти рубеж в миллион тонн.

- Можно ли сказать, что 2003 год сложился для порта благоприятно?

- В первую очередь необходимо отметить, что прошлый год для нас сложился непросто, здесь вмешались природные факторы. С первых зимних месяцев экстремально низкие температуры, сильные ветры осложнили ледовую обстановку как на подходных каналах порта, так и в бассейне Белого моря. Часть судов не могла зайти в порт - это было связано и с тяжелой ледовой ситуацией, и с ограничениями по ледовому классу судов. В результате у нас на причалах скопилась масса грузов, появились очень серьезные проблемы с их размещением. Зимний "провал" удалось несколько скомпенсировать лишь наличием грузов дудинского направления. В наш порт регулярно заходили суда усиленного ледового класса Мурман-ского морского пароходства - мощные, способные ходить в арктических льдах. В первом квартале грузы, что перевозились в интересах компании "Норильский никель", помогли нам держаться близко к плановым показателям. Грузопотоки стабилизировались только к середине второго квартала.

- На чем основан рост грузооборота в Архангельском морском торговом порту? Связано это с привлечением новых грузов или с ростом объемов традиционной для порта продукции ЛПК?

- Если говорить о структуре грузооборота, то, действительно, мы ориентированы в целом на местных производителей. Это предприятия лесопромышленного комплекса: Соломбальский целлюлозно-бумажный комбинат, АЦБК. Они стабильно поставляют нам свои грузы для отправки их на экспорт. Это хорошие объемы - порядка 240-270 тысяч тонн в год.

Вторая важная составляющая - грузы каботажные, дудинского направления: генеральные грузы, стройматериалы, продукты в Дудинку, и обратно - цветные металлы, продукция Норильского металлургического комбината. Сейчас работа на этом направлении составляет практически третью часть грузооборота порта. Мы заинтересованы в его развитии. В 2003 году только по цветным металлам объем грузооборота увеличился на 80 тысяч тонн. Мы доказали, что можем качественно работать с этими грузами.

- Грузы дудинского направления перерабатывает район Экономия. Насколько мне известно, там переваливается свыше шестидесяти процентов всех грузов Архангельского морского торгового порта. Не означает ли это, что район Бакарица несколько отходит на второй план?

- В этом вопросе нужно соблюдать определенный баланс интересов. Бакарица вполне может рентабельно работать. Это не только мое мнение, это мнение всего руководства порта. Экономия - район более молодой, на Бакарице больший процент устаревшего оборудования... Мы прорабатывали, просчитывали варианты, каким образом можно поднять Бакарицу на достойный уровень. У нас уже предусмотрены определенные вложения в развитие района на 2004 год. Бакарица специализируется как лесной порт, сейчас существенно возрос приток пиломатериалов. Сегодня здесь развиваются два существенных направления: это целлюлозно-бумажная продукция и пиломатериалы. Очень серьезно развиваются компании, перерабатывающие металлолом. Объемы металлолома, которые сейчас перерабатываются на Бакарице, могут удвоиться в следующем году. Мы создали для этого все условия. Компании-поставщики металлолома заинтересованы в Бакарице. Район вполне рентабельный, вполне жизнеспособный. Такова наша позиция.

- Прошлый год оказался для ОАО "Архангельский морской торговый порт" весьма удачным. Что можно ожидать к концу года нынешнего?

- Порт перешагнул миллионный рубеж, и для нас сегодня важно закрепить то, чего мы достигли. В плане на этот год принят показатель миллион шестьдесят восемь тысяч тонн. Эта цифра реальная, вполне достижимая. Что касается начала года, то, по оперативным данным четырех месяцев, прослеживается определенная динамика грузооборота. Мы опережаем месячные плановые показатели, и по отношению к тому же периоду прошлого года грузооборот вырос.

- Известно, что ваша компания постоянно работает над привлечением новых партнеров, новых грузов. Что можно сказать о сегодняшних перспективах ОАО "Архангельский морской торговый порт"?

- Проекты, которые мы начали в прошлом году, продолжаются и в этом. Одно из направлений - развитие экспорта энергетических углей. Через Архангельск уже переваливается угольная продукция для металлургического производства - антрацит, коксовая мелочь. Сейчас появились перспективы работы нашего порта с углями энергетическими, для тепловых электростанций в Европе. Это новое направление, и у нас есть договор с немецкой фирмой Carbo Trade Inter о перевалке этой продукции в объемах до 200-240 тысяч тонн в год. Возможно, такие цифры в этом году достигнуты не будут, но они заявлены. Если хотя бы половина заявленных объемов пройдет через Архангельск, если мы переработаем эти объемы качественно, можно будет считать, что сделана заявка на крупное увеличение грузооборота порта. Здесь важно найти понимание с железнодорожниками, особенно в части тарифной политики. В грузоперевозках все взаимосвязано: загружен порт - есть работа и у железной дороги, и наоборот - проблемы на каком-то из звеньев транспортной цепочки способны парализовать схему доставки того или иного груза в целом.

Сейчас в нашем регионе существует еще несколько крупных перспективных направлений, способных повлиять на развитие Архангельского порта. Начинается освоение арктических месторождений углеводородного сырья на шельфе Баренцева моря, в Тимано-Печоре. В 2005 году "Газпром" планирует начать интенсивное освоение месторождений полуострова Ямал. Грузы туда пойдут через Архангельск, и объемы предполагаются значительные - до 400-500 тысяч тонн в год. Кроме того, в прошлом году компании "Роснефть" и "Норильский никель" подписали меморандум о взаимном сотрудничестве в развитии Архангельского порта как базового для обеспечения арктических месторождений. Вкупе все это позволяет говорить, что к дню 420-летия нашего города, нашего порта мы подходим с серьезными программами и перспективами.



Моряк Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пилигрим
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя