Моряк Севера
9 июня 2004 (21)
Е. ВАДИМОВ.
По Красной пристани гулять небезопасно!
"Нарушены свайное основание и покрытие причалов, обваливается грунт обратной
засыпки. Разрушения идут по всей ширине причала в сторону территории набережной
на расстояние до пятнадцати метров". К такому выводу пришли специалисты
Архангельского областного отделения Российской транспортной инспекции (АОО РТИ)
в ходе проверки состояния причалов Красной пристани.
Положа руку на сердце признаюсь, что мне и без этого зловещего предупреждения
не очень-то хочется в послед-ние годы прогуливаться по Красной пристани.
Шуршание шин спешащих автомобилей и неожиданные сигналы за спиной,
всепроникающие запахи шашлыков, резвящаяся на велосипедах молодежь и назойливое
жужжание картингов надежно перекрыли в памяти ту благодатную тишину, которая
окутывала легендарные причалы еще несколько лет назад.
Тогда мы не задумывались, каким организациям они принадлежат. Они просто были -
красивые, радушные, дорогие, навевающие романтическое настроение. Сегодня многое
изменилось.
- Все причалы должны пройти техническое освидетельствование и включены в
Государственный реестр гидротехнических сооружений, - объясняет Михаил Ефимович
Солодков, заместитель руководителя АОО РТИ. - Поддерживать причалы Красной
пристани в надлежащем состоянии должны владельцы. Их здесь несколько: ОАО
"Северное морское пароходство", отделение Института океанологии им. П. П.
Ширшова, федеральное государственное учреждение по водному хозяйству
"Двинарегионводхоз", частный предприниматель без образования юридического лица.
- Всем владельцам причалов в августе прошлого года мы выдали предписание о
необходимости заключения договора с организацией "ЛенНИИморпроект",
уполномоченной проводить их освидетельствование, - вступает в разговор ведущий
специалист отдела федерального транспорта АОО РТИ Александр Иванович Потапов. -
На сегодня только пароходство заключило такой договор. Остальные, насколько мы
знаем, предписание не выполнили. Если нашими проверками (а мы сейчас их
проводим) это подтвердится, то будут оформлены протоколы и переданы мировому
судье, как это уже сделано в отношении одного из владельцев.
Однако проблема этим не исчерпывается. Оказывается, еще семь причалов - в их
числе тот, где обрела свое по-следнее пристанище шхуна "Запад", причалы у
Государственного северного морского музея, причал, на котором разместил свою
площадку технический клуб картинга, - находятся в федеральной собственности, ими
распоряжается областной Комитет по управлению государственным имуществом.
- Фактически эти причалы вообще бесхозные, на их содержание не выделяется
никаких средств, - сетует Михаил Солодков. - Комитет по управлению федеральной
собственностью предлагает их в аренду, но из-за большого разрушения никто не
берет.
Причалы не пригодны ни для грузовых, ни для пассажирских операций. Чтобы их
восстановить, необходимо изыскать 78,6 млн рублей - такую сумму в середине 2002
года называли независимые эксперты.
Получается, что продолжаем жить по принципу пассивного ожидания: вот разрушится
Красная пристань - и вопрос решится сам собой. Тогда огородим это место, как
раньше огораживали чумные да холерные места, и начнем вздыхать и сожалеть по
утраченной историче-ской ценности, по месту массовых гуляний и культурного
отдыха архангелогородцев и гостей города. А последующие поколения будут
узнавать о ней из книг и любоваться ею, глядя на фотографии.
В последнее время Архангельск вновь начал застраиваться - и не простыми
панельными домиками на окраине, а шикарными особняками стоимостью в миллионы на
земельных участках не менее дорогих. Это хорошо: значит у людей есть деньги,
чтобы обустроить свое житье-бытье. И было бы совсем хорошо, если бы их душа
озаботилась еще и судьбой исторических и культурных ценностей родного города. Их
уже немало кануло в Лету:
|