|
Моряк Севера
9 июня 2004 (21)
Р. Соколов.
Шанс, который нельзя упустить
В прошлом году почти на треть вырос оборот контейнеров через порт Архангельск.
Если в 2002 году через контейнерный терминал Экономии прошло чуть меньше 66
тысяч тонн контейнеризированных грузов, то в 2003 году эта цифра составила более
90 тысяч тонн. Это закономерный процесс - во всем мире интерес к этому виду
перевозок постоянно растет. Ежегодный рост контейнерных перевозок в мире
достигает 20%. Специалисты утверждают: контейнеры - будущее нашего порта.
Главный козырь Архангельска в конкурентной борьбе за этот вид грузов - мощный
контейнерный терминал на Экономии. Он может единовременно вместить 6000 TEUS
(стандартных 20-футовых контейнеров). Сегодня он работает едва ли в четверть
своей реальной мощности. Законсервированы фронтальные перегружатели на первом
причале района, предназначенные специально для погрузки контейнеров на суда. Для
того чтобы ввести их в действие, ежегодный объем переваливаемых через терминал
контейнеров должен достичь 15 тысяч TEUS в год, утверждают специалисты
Архангельского морского торгового порта. В то же время в Северном морском
пароходстве (а ОАО СМП - единственный на сегодняшний день судовладелец,
обеспечивающий транзит контейнеров через Архангельск) говорят, что эта цифра
может быть до-стигнута уже в 2005-2006 годах. Сергей Брилин, начальник группы
линейных судов управления эксплуатации флота компании, в интервью корреспонденту
"МС" так описал перспективы транзита контейнеров через Архангельск:
- В 2003 году мы перевезли около 6000 TEUS, и сейчас прирост продолжается. В
этом году мы, скорее всего, выйдем на объемы в 10000 TEUS, а в следующем сделаем
15000.
В данный момент на линии, обеспечивающей фидерные перевозки контейнеров на
крупнейшие европейские терминалы в Роттердаме, Гамбурге и Антверпене, заняты
пять судов пароходства: три теплохода типа "Капитан Лусь" ("Капитан Куроптев",
"Капитан Яковлев" и "Замоскворечье") и два - типа "Пионер Москвы" ("Пионер
Якутии" и "Пионер Эстонии").
- К концу лета - началу осени мы планируем поставить на эту линию судно большей
контейнерной вместимости, - продолжает Сергей Владимирович, - либо в дополнение
к действующим, либо заменяющее какое-то из них.
На развитие этого вида перевозок через Архангельск уже работает и один из
проектов ОАО "Северное морское пароходство" - контейнерный поезд, запущенный в
эксплуатацию около полугода назад. Помимо внутренних факторов, ведущих к росту
транзита контейнеров через Архангельск, то есть готовности местных перевозчиков,
портовиков и экспедиторов к активной работе в этой сфере, существуют и внешние,
не менее объективные факторы. Их несколько.
Во-первых, в нашем регионе существует мощная грузовая база - большая
номенклатура продукции лесопромышленного комплекса, прежде всего фанера,
целлюлоза, картон, сухие пиломатериалы. Это грузы, по выражению специалистов,
тяготеющие к контейнеризации. Интерес к Архангельску крупных контейнеро- и
судовладельцев, компаний, давно и активно работающих в сфере транзита
контейнеров на мировом рынке - P&O Nedlloyd и CMA-CGM, во многом обусловлен
именно этим.
Вторая причина - значительный резерв Архангельского порта к расширению своих
площадей и номенклатуры обрабатываемых грузов. Ближайший конкурент - Мурманский
порт - ориентирован прежде всего на навалочные грузы, и у него нет контейнерного
терминала. Порт Санкт-Петербург в последние годы стал одним из самых загруженных
портов страны, его терминалы и склады переполнены.
Игорь Некрасов, генеральный директор ЗАО "Беломортранс" (именно эта компания
стала агентом P&O Nedlloyd в Архангельске) настроен еще более оптимистично:
- Единственная альтернатива Санкт-Петербургу - это Архангельск. Здесь
контейнерный терминал, глубины, подходящие для этого бизнеса. Мы обречены на то,
что грузопоток, который упрется в перегруженный Санкт-Петербург, будет
переориентирован, и Архангельск должен быть к этому готов.
Чтобы реализовать эти планы, необходимо продемонстрировать возможным партнерам
способность Архангельского порта переваливать больше контейнеов, чем сейчас. В
этом процессе должны быть задействованы все: пароходство, портовики,
железнодорожники, экспедиторы, таможенники. Качество линейного сервиса СМП, а
именно он сего-дня обеспечивает транзит контейнеров через Архангельск, зависит
от четкого взаимодействия всех звеньев этой цепи. У Архангельского порта есть
шанс стать одним из крупнейших в регионе переработчиков контейнеров. Упустить
его будет непростительной ошибкой.
| |