Пресса Архангельской области
 


Моряк Севера
9 июня 2004 (21)
Е. КОЖИН.

Капитан Сарапунин: "У нашего судна богатая биография"

Сухогруз "Пионер Эстонии" - далеко не новичок в работе. Немало написано о нем и его экипажах в разных газетах. "Моряк Севера" не исключение. Однако каждому корреспонденту всегда интересно самому побывать на судне и пообщаться с командой. Вот и я, узнав о прибытии теплохода в Архангельск из очередного рейса, решил внести свою лепту в написание биографии "Пионера Эстонии".

Капитан Валерий Алексеевич Сарапунин стоял у трапа, как будто ожидал прихода корреспондента. Я впервые встретился с этим легендарным капитаном, как окрестили его в народе. Он вызывает почтение и уважение: моложавый, подтянутый, охотно отвечает на все вопросы, несмотря на хроническую занятость:

- Около десяти лет работаем на линии Архангельск - Европа. Основной порт - Антверпен, заходим в Англию, Голландию, Германию. Груз почти всегда одинаковый: картон и целлюлоза в трюмах, контейнеры - в трюмах и на палубе. Иногда берем пилолес. Сейчас пришли из Антверпена с заходом в голландский порт Делфзейл, привезли груз в контейнерах и технику.

На "Пионере Эстонии" трудятся два экипажа. Поскольку рейсы так называемые "домашние" (теплоход систематиче-ски бывает в родном порту), то иногда в составе команд бывают небольшие замены. Но основной костяк держится постоянным.

- Мне нравится работать на "пионере". Считаю эту серию судов удачной: мощный двигатель, скорость хорошая, во льдах неплохо держится. Их было построено на выборгской судоверфи много, все - "пионеры", только "Павел Корчагин" стал исключением, - улыбается капитан. - В других пароходствах работали свои "пионеры" - Находки, Сахалина, Одессы...

Валерий Алексеевич принимал "Пионера Эстонии" в Выборге в октябре 1976 года. На приемку судна приезжали эстонские пионеры - название теплохода обязывало к этому. Долгое время экипаж поддерживал с ними связь: ребята бывали на подъме флага, приезжали на экскурсии, а корреспондент республиканской пионерской газеты даже ходил в рейс.

- У нашего судна богатая биография, - рассказывает капитан. - Теплоход участвовал в четырех антарктических экспедициях. В салоне оборудован судовой музей, там экспонаты и сувениры из разных стран, фотоальбомы, горлышко традиционно разбитой о борт бутылки шампанского.

Валерий Сарапунин - уроженец Вологодчины, с 1957 года постоянно живет в Архангельске. После окончания мореходной школы работал матросом. Позже закончил дневное отделение мореходного училища, потом заочно - ЛВИМУ.

В этом году исполняется 47 лет, как Валерий Алексеевич пришел на суда СМП, из них 31 год он трудится капитаном.

Старшим механиком на "Пионере Эстонии" - Аркадий Борисович Попов. Его трудовой стаж в СМП на год меньше, чем у капитана Сарапунина. После окончания технического училища Министерства морского флота в Соломбале в 1958 году Попов пришел работать в СМП, начинал кочегаром.

- Помню свое первое судно - буксирный пароход "Северянин" немецкой постройки. Ходили мы в основном в Умбу и Кандалакшу, таскали "сигары" (плоты) - по три штуки, каждая до тысячи кубометров. Шли потихоньку: расстояние, обычно покрываемое за восемь часов, мы проходили за трое суток. Я шутил, что можно было сходить на берег, накопать картошки и успеть вернуться на буксир почти в том же месте, - улыбается мой собеседник.

Позже Аркадий Попов поступил в Архангельское мореходное училище. Здесь и познакомились наши герои. Учились они в одно время, но на разных отделениях: один на судомеханика, другой - на судоводителя. Попов тоже заочно закончил ЛВИМУ и с 1975 года трудится стармехом. Более тринадцати лет отдано "Пионеру Онеги".

Тот факт, что Валерий Сарапунин и Аркадий Попов трудятся сейчас вместе, - скорее закономерность, чем случайность. В 2000-м, когда представилась возможность перейти с одного судна на другое, опытному старшему механику предложили на выбор несколько теплоходов.

- Мне давно хотелось работать вместе с капитаном Сарапуниным - ведь неспроста наши пути пересекались! - говорит "дед". - Человек с большим опытом, грамотный специалист. И я без колебаний выбрал этот теплоход.

Так четыре года назад судьба свела на одном судне двух самых опытных моряков СМП - капитана Валерия Алексеевича Сарапунина и старшего механика Аркадия Борисовича Попова.

- Экипаж у нас грамотный и трудолюбивый, - продолжает он свой рассказ. - В предыдущем рейсе нам предстояло выполнить большой объем работ в машинном отделении. Дополнительно дали двух мотористов, и мы привели в порядок два дизель-генератора. Работы было много, сделали все качественно, молодцы ребята. Сейчас, пока будем стоять на Бакарице, отладим третий цилиндр главного двигателя, помогать будут специалисты из "Мортехсервиса". Должен сказать, что нам хорошо помогают все береговые организации. Например, четко отлажена работа через супер-интенданта Юрия Алексеевича Горского, он контролирует выполнение наших заявок и добивается хороших результатов.

Стармех поддерживает в полном порядке не только сердце судна, но и свое здоровье. Помогают в этом занятия спортом: он постоянно участвует в марафонах, еже-дневно пробегает по палубе судна по десятку километров.

На "Пионере Эстонии" я встретился еще с одним моряком-ветераном: боцман Алексей Феодосьевич Марков трудится в пароходстве больше тридцати лет.

- Довелось поработать на "Иоганне Махмастале", на "пионерах", около пятнадцати лет трудился на "Оке", - рассказывает боцман. - Здесь я третий год, работается нормально. В команде три матроса - Вячеслав Грошев, Александр Кошельков, Юрий Ерофеев. Все работают давно, дело свое знают хорошо.

За словами "работается нормально" скрывается многое. Основная забота палубной команды - крепеж и раскрепеж груза, а также еже-дневные сопутствующие работы. Раньше на судне было девять матросов, теперь трое, а объем остался тот же. И если учесть, что судно стало старше, то получается, что работы прибавилось.

- Тяжеловато порой бывает, - делится со мной Алексей Феодосьевич. - Экипаж небольшой, стоим вахты - не всегда успеваем и дома побывать. Но ничего, втягиваешься - и привыкаешь.

Боцман извинился за занятость и ушел по своим делам. А "Пионеру Эстонии" предстоял ночной переход на Бакарицу за картоном и целлюлозой, затем на Экономию за контейнерами - и далее рейс на Польшу.



Моряк Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя