|
Моряк Севера
21 июля 2004 (27)
Инф.
Неравная дуэль
Одной из ярких страниц истории Соловецкого монастыря по праву считается стойкое
сопротивление крепости английской эскадре в период Крымской кампании. В этом
году подвигу Соловков исполнилось ровно 150 лет.
В начале июня 1854 года в Белом море были замечены десять французских и
англий-ских военных кораблей. Командовал ими капитан английского флота Эрасмус
Омманей. Они нагло крейсировали но Белому морю, останавливали, грабили и топили
торговые суда, пытались высадить десант на острове Мудьюг в устье Двины, громя
между делом прибрежные селения. Тогда же из Архангельска в обитель прибыл
нарочный с распоряжением срочно организовать оборону крепости. Возглавил ее
архимандрит Александр, служивший в прошлом полковым священником и имевший
поэтому некоторые военные познания. Монастырскую армию составили пятьдесят три
престарелых инвалида, главной обязанностью которых на Соловках было охранять
ссыльных и заключенных. К ним добавились добровольцы из богомольцев, работников,
послушников и монахов. В подвалах удалось найти кое-какое оружие: несколько
старинных пушек, кремневые пистолеты, пики, бердыши. Пестрое монастырское войско
приготовилось к бою.
18 июля (6-го по старому стилю) к Соловкам подошли два паровых
шестидесятипушечных фрегата "Бриск" и "Миранда" - краса и гордость эскадры.
Верные правилам военного этикета, англичане сообщили о своих намерениях, подняв
на мачтах сигнальные флаги. Однако в монастыре не оказалось ни одного человека,
знакомого с морской азбукой. Когда были произведены два сигнальных залпа,
защитники решили, что боевые действия начались, и пальнули в ответ из
допотопного орудия. Дуэль началась. На мирную обитель полетели бомбы, гранаты и
ядра. К сожалению, монастырские пушки, расставленные на стене, ответить "по-
взрослому" интервентам не могли. Выпущенные из них ядра до кораблей не долетали,
а только вредили своим же береговым канонирам, которые отстреливались так
удачно, что один из снарядов попал-таки во вражескую "Миранду", проделав в борту
обширнейшую пробоину. После часовой канонады поврежденный фрегат был вынужден
отойти на безопасное расстояние и на глазах у всего монастырского населения
начал ремонтироваться. Когда пушечная перепалка закончилась, фактический
"главком вооруженных сил острова" отец Александр при всем народе поздравил
окрыленных боевыми успехами пушкарей с убедительной победой над неприятелем и
пообещал представить их к правительственной награде. Но радоваться было рано:
На следующий день рано утром у стен обители под белым флагом появились
парламентеры с пакетом, на котором было написано по-русски: "По делам ее
великобританского величества. Его высокоблагородию главному офицеру по военной
части Соловецкой". В депеше англичане указывали, что после выстрела по их
кораблям считают монастырь военной крепостью, а монахов ее гарнизоном, которые
"палили на английский флаг", и требовали сдаться, в противном случае пообещав
сжечь монастырь до почвы, сравнять его с землей. В ответном послании островитян
сообщалось, что "оружия, флагов и других военных снарядов монастырь не имеет,
поэтому сдавать нечего". Теперь не оставалось ничего иного, как ждать штурма.
Без четверти восемь утра был произведен бортовой залп, и бомбардировка Соловков
началась. Английским ста двадцати корабельным орудиям противостояли десять
старых монастырских пушек. Вначале ядрами величиною с яблоко отстреливались
только две маленькие пушки береговой батареи, но когда один из фрегатов
приблизился к монастырю, стрелять стали и те восемь, которые были расставлены на
стенах. Перед русскими ратниками стояла задача - не допустить высадки неприятеля
на берег. В противном случае им пришел бы на помощь имевшийся в запасе небольшой
резерв из послушников и богомольцев, вооруженных бердышами, топорами и пиками.
Таков был план. Вчерашние штатские люди, представители самых мирных профессий
проявили себя как настоящие патриоты, самоотверженно обороняя позиции до тех
пор, пока продолжался штурм. Бомбардировка крепости длилась без перерыва 9 часов
15 минут. Последнее 96-фунтовое ядро, пущенное по крепости, пробило икону
Богоматери над дверями Преображенского собора. Всего эскадра выпустила по
обители 1800 ядер и бомб, которых, по признанию английского капитана, было
достаточно, чтобы разрушить несколько городов. Превосходство иностранцев в
вооружении, однако, оказалось бессильным перед мужеством защитников и мощью
крепостных стен. Надо отдать должное англичанам, они быстро осознали
бесперспективность дальнейшей осады. Горе-завоеватели, снявшись с якоря, быстро
удалились.
После прекращения бомбардировки защитники монастыря решили подсчитать жертвы,
но, к своему удивлению, таковых не обнаружили, хотя жители и монахи несколько
раз ходили крестным ходом по стенам на виду у неприятеля. Невредимыми остались
не только люди, но и чайки, в изобилии гнездившиеся на территории монастыря.
Материальный ущерб, причиненный обители в ходе двухдневных боев, также получился
мизерным. Продырявленной насквозь вражескими снарядами оказалась только стоявшая
в открытом поле так называемая Архангельская гостиница, которую летом занимали
приезжавшие в монастырь богомольцы. Разрушения же в самой крепости были столь
незначительными, что впоследствии отец Александр пообещает Синоду исправить их
за несколько часов.
Успех обороны Соловков можно объяснять по-разному. Конечно, пушки того времени
не могли разрушить стены, сложенные из гигантских валунов. Однако факты -
упрямая вещь: насельники монастыря испытали настоящее потрясение, когда нашли за
иконой Богоматери неразорвавшееся ядро...
Это окончательно уверило людей в промысле Божием.
Подвиг монастыря стал из ряда вон выходящим событием на фоне общих неудач
Крымской войны и имел огромное моральное значение. Зная это, сразу же после
ухода вражеских фрегатов архимандрит Александр незамедлительно отправил в Синод
подробное описание бомбардировки и целую программу действий по увековечению
памяти славной обороны островов. Предложение одобрили. В то время, когда корабли
союзной эскадры еще курсировали в водах, омывающих архипелаг, и угроза
повторного нападения еще продолжала оставаться, на Соловках начинают создавать
своеобразный музей под открытым небом.
Прославление героической защиты почти безоружной крепости и чудес, связанных с
ней, дает свои плоды - авторитет монастыря среди верующих еще больше
укрепляется. Растет число паломников, приезжают почетные гости и даже члены
императорской фамилии. Главным символом Соловецких побед стал 75-пудовый
колокол, отлитый в Ярославле по личной инициативе императора Александра Второго
в качестве его дара обители. Интересно, что при его изготовлении использовали
металл, взятый из Петропавловского собора в Петербурге от ритуальных украшений
при погребении Николая Первого, в царствование которого и отличился Соловецкий
монастырь. Колокол был назван "Благовестником" и прибыл на острова из
Архангельска в 1860 году.
| |