Моряк Севера
28 июля 2004 (28)
Е. КОЖИН.
Впервые в Архангельске после ремонта
С 25 мая по 19 июня теплоход "Иван Шадр" Северного мор-ского пароходства
ремонтировался в Севастополе: был проведен плановый ремонт корпуса и покраска.
За пять дней до его окончания на судне сменился экипаж. Из Севастополя взяли
курс на Архангельск. По пути погрузили в Болгарии соду, доставили во Францию и в
балласте пришли домой.
На Бакарице обновленный, сверкающий свежей краской сухогруз ждал очереди, чтобы
принять в свои трюмы металлолом для Испании. У соседнего причала стояло под
погрузкой иностранное судно "Erlanda".
- Пару дней будут обрабатывать "иностранца", потом нас, - рассказал нашему
корреспонденту старший помощник капитана Сергей Николаевич Кудрявцев. - А
сегодня с утра у нас была комиссия пароходства с традиционной ежегодной
проверкой состояния судна: ее интересует оснащение теплохода, соблюдение техники
безопасности, покраска, кадровые вопросы, оформление документации - все. Если
что не так - напишут замечания, и мы будем устранять недоработки. Теперь с этим
очень строго стало: если замечаний много, то могут даже перенести отход судна.
К нам подошел Александр Сковородько, матрос. Разговорились. На этом теплоходе
Александр Николаевич трудится третий год. Правда, в начале 80-х ему уже
довелось плавать на нем пару лет. Общий стаж его работы в Севморпароходстве -
двадцать семь лет. Меня заинтересовало, как он, родом из Казахстана, оказался в
Архангель-ске.
- Романтики хотелось, - улыбается Александр Николаевич. - В те годы молодежь
ехала "за туманом и за запахом тайги", а я выбрал море. Правда, не только
романтика позвала в загранплавание: мне хотелось посмотреть, как живут за
рубежом. Посмотрел и понял: хорошо живут. Поработал на судах, привык - так и
остался здесь. Женился, сыну уже почти 22 года. Он не пошел по моим стопам, а
выбрал работу в СевПИНРО. Изучает биоресурсы.
Матрос вспоминает, что раньше работал в составе комсомольско-молодежного
экипажа, средний возраст на судне был 27 лет. А теперь - под 50. В прошлом
году можно было уйти на пенсию по возрасту и трудовому стажу, однако решил
поработать - благо, на здоровье жалоб нет. Да и неизвестно, кто пришел бы на
смену: молодежь неохотно идет на суда, поработают пару лет - и списываются на
берег. А теплоходы должны ходить бесперебойно.
- Одно не нравится - то, что повезем металлолом. Сами видите: после ремонта все
покрашено, все блестит, а этими железяками снова исцарапаем. Опять придется
красить, - сокрушается матрос...
Почти за три десятка лет работы на судах где только не побывал Александр
Николаевич, чего только не насмотрелся! Теперь, говорит, некоторые иностранные
порты ему более знакомы, чем Соломбала.
- За рубежом бываю чаще, чем дома. Иногда иду по "штрассе" или по "стрит" и
замечаю: новый дом построили или еще что-то, - смеется мой собеседник. - А
вообще - хорошо они там живут. Хотя и у нас, если взять последние 5-7 лет,
получше стало. Помню, в 96-м так прижало - хоть увольняйся на берег. Но
ничего, выстояли, теперь дела пошли в гору. Опять путешествия за границу стали
в радость!
Моторист теплохода Владимир Кусей служил в ВМФ на корабле "Образцовый" в
Балтийске. После демобилизации ему посоветовали идти работать на суда. Так в
1988 году молодой человек приехал в Архангельск.
- До 1996 года я работал на теплоходе "Вера Мухина", - вспоминает моторист. -
Позже была "Екатерина Белашова", а еще через год меня направили сюда.
За семь лет Владимир Михайлович изучил машину "Ивана Шадра" на "отлично".
Теперь любому новичку может рассказать все нюансы работы двигателей. А их
немало.
- Считаю, что штурманам, когда они переходят на другое судно, проще, - говорит
моторист. - У механиков не так. Конструкция двигателей на разных теплоходах
отличается довольно сильно, и расположение систем зачастую меняется, и разные
усовершенствования - модернизации проводятся, и так далее. Поэтому многолетняя
работа на каком-то одном "художнике" еще не гарантирует, что у тебя все
получится так же хорошо после перехода на другое судно этого типа.
Теплоход "Иван Шадр" явил мне своеобразный пример содружества и сплоченности
людей в экипаже. Судите сами: старпом родом из Костромской области, матрос
приехал из Казахстана, моторист - с Брянщины. А оказавшись на северной земле,
все делают общее дело, не споря и не доказывая друг другу, где лучше или кто
прав. И иначе быть не может: в море без взаимовыручки и дружбы делать нечего.
|