|
Моряк Севера
7 июля 2004 (25)
Р. Соколов, Н. Загрузина.
Николай Калистратов: "Надеюсь, что Морская коллегия поможет решить проблемы Северодвинска"
Морская коллегия, что пройдет в Архангельске и Северо-двинске в середине июля,
коснется не только транспортников. На Коллегии обязательно будет поднят вопрос о
развитии судостроения. В этой сфере у нашего региона есть значительный
потенциал, базирующийся на мощностях северодвинских оборонных предприятий. Чего
ждут северодвинцы от Морской коллегии? Шанс узнать ответ на этот вопрос
корреспонденты "Моряка Севера" получили во время визита в Архангельск Станислава
Ильясова. Во встрече с представителями рыбной отрасли региона с руководителем
Федерального агентства по рыболовству принимал участие и генеральный директор
машиностроительного предприятия "Звездочка" Николай КАЛИСТРАТОВ.
- Николай Яковлевич, известно, что комплекс северодвинских предприятий (то бишь
ГРЦАС) сегодня живет куда лучше, чем, к примеру, пять-шесть лет назад. Тем не
менее, проблем у Северодвинска достаточно. На Морской коллегии они будут
озвучены?
- Конечно. Проблем несколько. Главный вопрос - продолжение программы военно-
технического сотрудничества, которое здорово помогает нам с деньгами. Выгода от
иностранных заказов больше, чем от российских. Поэтому за экс-портные заказы
идет жесткая конкурентная борьба. Сегодня "Звездочка" в до-статочно тяжелом
положении: один заказ по техниче-ским причинам и по просьбам индийских партнеров
задержался на один год, а другого пока нет. Поэтому финансовые поступления
значительно меньше. Я знаю, что администрация области этот вопрос тоже ставит:
- Вы затронули тему конкурентоспособности "Звездочки". Трудно ли сегодня
соперничать с питерскими, нижегородскими кораблестроителями?
- Проблема конкуренто-способности гораздо сложнее, чем кажется. Основной наш
конкурент - Санкт-Петербург. Куда от нас уходят кадры? В Питер, особенно кто
помоложе, поумнее. А почему? Там себестоимость продукции ниже - того же самого
корабля при тех же самых условиях. Поэтому они имеют возможность платить более
высокую зарплату. У нас же отопительный сезон дольше и стоимость энергоресурсов
выше. В Питере сосредоточено множество предприятий, работающих на судостроение,
и транспортные издержки у питерских верфей меньше. Плюс еще один нюанс -
коэффициент к заработной плате. Есть закон от 1993 года, по которому мы имеем
право за счет бюджета получать коэффициент к зар-плате - 2,2. Особенно это важно
в части гособоронзаказа. У нас в Северодвин-ске учителя и врачи получают этот
коэффициент, а люди, которые работают на гос-оборонзаказ - не менее важным делом
занимаются, - не получают никаких дотаций. Все, что мы им доплачиваем, висит на
шее завода.
- Николай Яковлевич, а конкретно у "Звездочки" вопросы к Коллегии имеются?
- Конечно. Первое: завод строит рыболовецкие суда - современные морозильные
траулеры проекта 50010. Сегодня для того чтобы купить и вывести в море траулер,
заказчик должен иметь на него промысловую квоту. А квота не выделяется. Суда у
нас стоят в разной степени готовности - занимают стапели, требуют до-стройки, а
покупать их никто не может - квоты нет. Вернее, не хотят: зачем заказчику
траулер, на котором по закону рыбу ловить нельзя?
Второе: мы построили с нашими зарубежными коллегами комплекс для утилизации
лодок. Но сегодня из-за гибели во время перехода к месту утилизации К-159
возникли проблемы с переводом АПЛ из баз на Кольском полуострове в Северодвинск.
На заводе созданы хорошие мощности: в год мы можем утилизировать до шести - семи
лодок, и финансирование хорошее у этого проекта. А лодок нет. Так что эту
проблему, как и те, о которых было сказано раньше, мы обязательно на Коллегии
озвучим:
| |