Моряк Севера
29 сентября 2004 (37)
Р. Соколов.
Как "Севастополец-5" в Архангельск привели
На прошлой неделе на судоремонтный завод "Красная кузница" встал плавкран
"Севастополец-5". Из порта приписки Дудинка его доставил буксир "Жижгин"
судоходной компании "Портофлот". Путешествие длилось десять дней и закончилось
благополучно и для крана, и для буксира.
"Севастополец-5" принадлежит компании "Норильский никель". Кран уникальный - его
грузоподъемность 140 тонн, втрое больше, чем у обычного портального крана. В
Дудинке этот агрегат незаменим - только он может работать с крупногабаритным
горнодобывающим оборудованием, да и отгрузка продукции комбината с его помощью
идет гораздо быстрее. Говорят, на Севере от Мурманска до самого Певека мощнее
плавкрана нет. Хотя, на первый взгляд, он невелик - около 45 метров в длину,
чуть больше 21 метра в ширину.
В восьмидесятых годах прошлого века в Севастополе таких могучих машин было
построено всего шесть. Последний кран серии ушел аж на Кубу. А нашему знакомому
- пятому "Севастопольцу" - морские путешествия тоже не в новинку. Пятнадцать лет
назад, после постройки, он пришел на Крайний Север, обогнув Европу, - прямо из
Черного моря, через пять морей и Атлантический океан. Правда, тогда буксировка
велась без экипажа. На этот раз на борту плавкрана была команда - семь человек
во главе с капитаном-кранмейстером Анатолием Кругловым.
- Движение было благополучным, - рассказывает капитан. - У Новой Земли поднялся
хороший шторм, нас покачало, но благодаря героическим, прямо скажу, усилиям
экипажа буксира "Жижгин" спрятались, зашли в укрытие, в Югорский Шар. Отстоялись
и пошли дальше.
Экипажу крана поначалу пришлось нелегко - не все оказались привычными к морской
волне. Леонид Дерягин, капитан-наставник СК "Портофлот", непо-средственно
осуществлявший руководство буксировкой, рассказывает:
- Ребята - экипаж крана - поначалу чувствовали себя не очень уверенно, но потом
все пришло в норму. Добрались без каких-либо проблем.
Вместе с экипажем все тяготы десятидневного перехода делил американский
питбультерьер по кличке Спайк. Он полноправный член команды. Уже четыре с
половиной года несет вахту на "Севастопольце-5" со своим хозяином - сменным
механиком плавкрана Алексеем Кузнецовым. Поход он перенес неплохо, но на твердую
землю после швартовки выскочил пулей - все-таки столь долгие морские "прогулки"
не самое привычное занятие для пса.
- Порода в принципе крепкая, - говорит хозяин Спайка. - Немножко укачало в
Карском море, тяжеловато было, но потом ничего, нормально, уже в других морях
качало - без проблем.
Впрочем, у Спайка будет время отдохнуть: плавкран пришел на "Кузницу" надолго.
Впереди у "Севастопольца" серьезный доковый ремонт. У кранов этой серии
интересная конструкция движителя - используются особые крыльчатые роторы, а не
винт.
- Главная задача - замена сальниковых уплотнений крыльчатых движителей, -
объясняет Алексей Кузнецов. - И по корпусу у нас есть кое-какие работы: где-то
заварить, что-то заменить. Будет усилен носовой подзор. И, конечно, проведем
покраску корпуса.
Даже если работы на кране будут выполнены достаточно быстро, возвращению
"Севастопольца-5" в Дудинку воспрепятствует зима - его буксировка в ледовых
условиях невозможна. Доставить кран в порт приписки запланировано только в
будущую летнюю навигацию.
В конце сентября на "Красной кузнице" ждут прибытия еще одного заказа из Дудинки
- буксира-кантовщика "С. Сердаков". Ему также предстоит плановое
докование и ремонт с по-следующим переоформлением документов Регистра.
|