Моряк Севера
29 сентября 2004 (37)
Е. ВАДИМОВ.
27 сентября - Международный день туризма
Во всем мире туризм является высокодоходной отраслью. В экспорте товаров и
услуг он вышел на лидирующее место и по уровню доходов уступает только топливно-
энергетическому комплексу. В среднем предприятия туриндустрии предоставляют
трудящимся около восьми процентов рабочих мест.
В России же туризм представлен пока скромно: в рейтинге популярности среди стран
Европы наша страна - во втором десятке. А доля туризма в валовом национальном
продукте - менее одной сотой процента. Отсутствует стратегия развития, нет
маркетинга. Напрашивается вывод: в России такой отрасли пока не существует.
- Сегодня туризм - это не рюкзак за плечами и песни у костра, как представляется
некоторым, - улыбается заместитель председателя комитета по международным связям
и развитию туризма администрации Архангельской области Валерий Шумилов. - Это
сложный многоотраслевой комплекс, где очень тесно взаимосвязаны интересы
туристических фирм и компаний, предприятий сферы госте-приимства, общественного
питания, торговли, строительства, местной промышленности, перевозчиков.
Правильная организация развития туризма дает быструю и значительную отдачу в
экономику региона. Однако на начальном этапе эта сфера требует больших вкладов,
пока не подъемных для наших муниципальным образований. Поэтому необходимо
формировать единое туристическое пространство на северо-западе России и сообща
развивать первичную инфраструктуру.
И все-таки туризм в Архангельской области постепенно набирает силу.
- Говоря о туризме в Архангельской области, чаще всего вспоминают Соловецкие
острова. Однако у нас есть немало и других замечательных заповедников и
памятников старины, - говорит Валерий Шумилов. - Рубеж 2003 - 2004 годов был в
нашей области своего рода знаковым. Полный календарный год отработали четыре
объекта: Пур-Наволок-отель, туристическая деревня Малые Карелы, туристический
комплекс Соловки и турбаза Голубино. На турбазе только за шесть месяцев прошлого
года побывало порядка двух тысяч туристов, и в этом году в летние месяцы турбаза
была заполнена. По данным наших предприятий гостиничного типа, санаторно-
курортного комплекса, туристических баз и комплексов, в прошлом году в
Архангель-ске и области побывало порядка 150 тысяч человек.
- Немало делается и для возведения новых туристических объектов. Продолжается
строительство турбазы на 30 мест в Летней Золотице. Проект поддерживает
администрация Приморского района. Ожидается, что в следующем году новая база
будет построена, - продолжает заместитель председателя комитета. - Приходит
очень серьезный крупный инвестор в Плесецкий район, который планирует вложить
средства в развитие деревни на рубеже северного сектора Кенозер-ского
национального парка. Готовится документация на строительство гостиницы в
Сольвычегодске, мы помогаем Котласской администрации в поиске инвестора.
Анализ развития туризма за рубежом говорит, что будущее этой сферы - за деловым
туризмом. Это находит подтверждение и у нас: сегодня почти 80 процентов
приезжающих в Архангельскую область - так называемые бизнес-туристы. Однако две
трети всех разработанных маршрутов и программ, имеющихся на вооружении
организаторов туризма, имеют культурно-познавательный характер. Поэтому сейчас
так важно корректировать задачи и цели туризма, внедрять новые программы и
технологии, чтобы не только обычным туристам, но и крупным бизнесменам, деловым
партнерам было интересно приезжать в область и инвестировать свои средства. В
Архангельске есть уже немало туристических компаний и фирм, которые наработали в
этом направлении серьезный опыт.
Перед работниками сферы туризма стоит задача: учитывая богатейший туристический
потенциал и историко-культурное наследие Архангельской области, вывести ее на
достойное место среди субъектов РФ.
|