Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья


Версия для распечатки  
Обсудить статью в форуме (0)  

Новости Архангельска
news.region29.ru/lenta/2005/02/16/1108558500-2.shtml>Лента новостей

news.region29.ru/lenta/2005/02/16/1108557600-2.shtml>Ночевкой на снегу - по жилищным проблемам!..

news.region29.ru/lenta/2005/02/16/1108556700-2.shtml>Торги электронные выгодны для всех

news.region29.ru/lenta/2005/02/16/1108555800-2.shtml>Вопрос, который в землю врос

news.region29.ru/lenta/2005/02/16/1108554900-2.shtml>Откуда варяги на танкере?

news.region29.ru/lenta/2005/02/16/1108554780-28.shtml>Архангельские энергокомпании возглавил Валентин Санько

news.region29.ru/lenta/2005/02/16/1108554000-2.shtml>В пользу налогоплательщика изменено российское законодательство

news.region29.ru/lenta/2005/02/16/1108553100-2.shtml>"Попотел - и заработал"

  

Моряк Севера
2 февраля 2005 (4)
Е. КОЖИН.

Морская династия Ушаковых

Георгий Ушаков приехал в Архангельск из родной Мезени в 1952 году. Было ему восемна-дцать лет. После обучения в мореходной школе получил свое первое назначение - на буксирный пароход "Каменка" Северного государственного морского пароходства. После этого были "Суриков", "Петровский". В 1959 году перешел на теплоход "Александр Матросов" - уже в должности четвертого механика, затем на теплоход "Комаров" - третьим. В 65-м после окончания училища участвовал в приемке теплохода "Саянылес" и работал на нем третьим механиком. В должности второго, а потом старшего механика трудился на теплоходах "Руза" и "Цигломень". Где только не довелось побывать моряку: во всех странах Европы, на Африканском континенте, на Кубе - вот только Америка осталась в стороне. Трепали шторма, палило солнце, поливали дожди...

- Как-то пришел я из очередного рейса, а жена говорит: "Пожалуй, пора тебе на берегу искать работу". Сходил еще в один рейс, и в 1969 году получил назначение в АСПТР - сначала старшим механиком, потом инженером-механиком. Занимался ремонтом ледоколов, спасателей "Тритон", "Протей", других судов. Составлял ремонтные ведомости, вел наблюдение за ходом работ - выезжал, например, в Мурманск. А в 1984 году перевели на пароход "Котлас", который было решено переоборудовать под учебно-тренажерное судно. И с того времени до выхода на пенсию работал на нем старшим механиком, - вспоминает Георгий Федорович.

Море не прощает ошибок. Поэтому моряки должны знать, как себя вести и что делать, чтобы не допустить паники на судне и предотвратить его гибель в случае пожара или пробоины. Именно для отработки алгоритма действия в подобных ситуациях и существует учебно-тренажерное судно "Котлас".

- По приказу Министерства морского флота несколько паровых судов Мурманского, Балтийского, нашего Северного пароходства были переоборудованы под тренажеры для обучения моряков. Почти два с половиной года "Котлас" стоял на судоремонтном заводе "Красная кузница": демонтировали старое оборудование, сделали бассейн, камеру для подготовки водолазов, подготовили учебные классы, - перечисляет ветеран. - Теперь это судно стоит на Мосейке, моряки проходят на нем двух- трехнедельную подготовку и переподготовку.

"Котлас" - полностью автономное судно. Чтобы обеспечить работу его систем, необходимо поддерживать в исправном состоянии все оборудование. А его немало: два главных котла обеспечивают УТС теплом и паром, дизель-генераторы вырабатывают электричество, а в состав учебных тренажеров входят специальные механизмы и приборы. Поэтому, помимо старшего механика, в штате судна три механика, электромеханик, мотористы.

В 1991 году Георгий Федорович вышел на за-служенный отдых. Он много сделал для родного пароходства - на его счету 23 свидетельства о внесенных рацпредложениях, - и труд его был по достоинству оценен. В 1984 году он был удостоен звания "Почетный работник морского флота", через несколько лет - "Почетный ветеран СМП". Среди заслуженных трудовых наград - нагрудный знак "За безаварийную работу".

Немало повидал моряк на своем веку, да не особенно охотно делится воспоминаниями: что, дескать, рассказывать - работа как работа...

- Пожалуй, интереснее вспомнить, как меняется сознание людей в зависимости от политики, проводимой руководством страны. Помню, в марте 1953 года - мы лежали в дрейфе в Норвежском море - прибежала начальник радиостанции Маша Соколова, вся в слезах, и говорит: Сталин умер... Сильно переживали в то время, флаг приспустили и на нашем судне, и на норвежском, которое дрейфовало неподалеку. А через несколько лет пришли в Грецию на "Петровском", и там нам говорят: Сталин у вас - враг народа. На обратном пути из Греции зашли в город Николаев - и поразились: все бюсты бывшего вождя разгромлены, портреты разорваны. Так мы узнали о культе личности Сталина, - вспоминает мой собеседник.

Можно смело говорить о морской династии Ушаковых: Георгий Федорович отработал в разных подразделениях пароходства в общей сложности 46 лет. Жена Валентина Ивановна около 40 лет работала инспектором в отделе кадров Северного морского пароходства, а после выхода на пенсию уже более 15 лет трудится на общественных началах в Совете ветеранов СМП. Сыновья Сергей и Игорь - оба выпускники ЛВИМУ: один закончил судоводительский факультет, другой - электромеханический. Старший сейчас работает старшим помощником капитана на теплоходе "Павел Корчагин", младший занимается организацией ремонта судов. Кроме того, брат Валентины Ивановны Виталий Иванович Северов почти 40 лет плавал старшим механиком на судах финской постройки ("Котласлес", "Игаркалес"), а сестра ее Зоя Ивановна ходила в Антарктиду. И получается, что общий трудовой морской стаж у этой большой работящей семьи, по самым скромным подсчетам, около 200 лет. Много ли подобных в Архангельске?..



Моряк Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:
Рейтинги упоминаемости


Авангард
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вилегодская газета
Волна
Выбор народа
Горожанин
Губернский лабиринт
Двина
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Лесные новости
Маяк
Мирный град
МК в Архангельске
Моряк Севера
Моряна
Нарьяна вындер
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Правда Северо-Запада
Пульс города
Рек Тайм
Рыбак Севера
Север
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Холмогорская жизнь
Частная Газета