Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья



Моряк Севера
16 марта 2005 (8)
По материалам агентства "SeaNews"

Организация портовой власти: мировой опыт

Возможно, для внедрения в России более всего подходит опыт организации портовых властей во Франции. К такому выводу пришел, проанализировав модели управления портовым хозяйством в различных странах мира, помощник капитана порта Санкт- Петербург Александр Назаров. [an error occurred while processing this directive]

моделей портовых властей [an error occurred while processing this directive]

Кому бы ни были подчинены портовые власти (федеральным структурам в качестве государственных учреждений, обладающих административно-властными и иными полномочиями, или местным властям), им приходится находить баланс между интересами как федеральных, так и местных властей. По этой причине структура управления портом в значительной степени зависит от политических и культурных традиций страны. Но в целом, согласно исследованиям независимого эксперта Ж. Гродидье де Матона в его работе "Droit, Economie et Finances Portuaires (Law, Economics and Port Finance) - basic treatise - 1995" (Закон, экономика и портовые финансы), в истории мирового портового хозяйства можно выделить три основные формы управления: [an error occurred while processing this directive]

- англо-саксонская форма, закрепленная в Великобритании и других странах Британского содружества; [an error occurred while processing this directive]

При этом в течение XIX века и в первой половине XX века формы управления портами в этих странах эволюционировали в направлении, которое привело их к весьма сходным по структуре моделям, существующим на данном этапе. [an error occurred while processing this directive]

В Великобритании в связи с тем, что после либерализации портовых перегрузочных средств в течение XVIII века и части XIX века в частном секторе появилась сверхприбыль, в то время как муниципалитеты не могли обеспечить инвестиции в развитие портов, возникла система трастовых портов (trust ports), являющихся государственными индустриально-коммерческими учреждениями. Слово "trust" в названии предполагало учет публичных интересов в развитии портов. При такой системе портовые власти вынуждены находить баланс между прибылью и расходами и действовать в большей степени на удовлетворение публичных, а не частных интересов. Именно в этих целях в 1857 году и было основано первое из таких учреждений Mersey Docks and Harbour Board. [an error occurred while processing this directive]

В некоторых европейских странах, как еще одна разновидность форм управления портами, нашли отражение ганзейские традиции Северной Европы. Это характерно для таких портов, как Антверпен, Роттердам, Гамбург. Поскольку торговля для свободных ганзейских городов являлась основным источником средств на собственное содержание, в них сложилась муниципальная система управления портами, которая наилучшим образом отражает общее предназначение целей порта и города и объединяет порт с городом. Интересно, что сегодня портовые власти в этих городах стремятся дистанцироваться от муниципальных, считая, что, руководствуясь исключительно муниципальными интересами, порт вынужден действовать в ущерб собственному развитию. Так, в Роттердаме была сделана попытка подчинить порт интересам всего региона, а в Антверпене создание автономного муниципального портового учреждения позволяет продвигать интересы только порта, без учета общих интересов города. Это сделано с целью вложения полученной прибыли именно в порт, а не в развитие города в целом, так как в настоящее время, в условиях все усиливающейся конкуренции, особенно на международном контейнерном рынке, для развития любого порта требуются значительные инвестиции, особенно на строительство и развитие контейнерных терминалов. [an error occurred while processing this directive]

равлением редко достигают таких размеров (вообще, система частных портов развита только в Великобритании и Новой Зеландии). Приведенный пример показывает, что даже частные порты контролируются государственными структурами. [an error occurred while processing this directive]

Полугосударственная компания является государственной акционерной компанией, которая осуществляет свою деятельность согласно законодательству, регулирующему вопросы частного предпринимательства. Обычно такие компании служат вспомогательным целям, но известны случаи, когда целый порт управлялся подобными компаниями. Например, Сирия для управления портом Латакия учредила компанию, в которой капитал, принадлежащий государству, составляет одну треть, и двумя третями капитала владеет частный сектор. Случаи более успешного управления при более тщательно продуманном законодательстве, построенном на подобной основе, можно найти в портах Новой Зеландии и в порту Генуя. В действительности создание полугосударственных компаний в портах имеет целью освобождение портовых властей от оказания части услуг для концентрации усилий на развитии порта в целом. [an error occurred while processing this directive]

Государственная администрация подпадает под действие публичного законодательства и обладает административно-властными полномочиями. Ее автономия находится под строгим контролем центральных (или муниципальных) государственных органов. Главное правило при такой форме управления - государство осуществляет долгосрочные инвестиции в инфраструктуру. Учитывая тенденцию к сокращению государственных расходов, вполне реально ожидать перехода от государственных администраций к государственным коммерческим компаниям. Другим критическим моментом при данной форме управления является то, что, не обладая никаким собственным капиталом (будучи собственностью государства), портовые власти стремятся к продвижению своих индивидуальных интересов (отсутствует финансовая заинтересованность в конечном результате). [an error occurred while processing this directive]

Государственные публичные конторы внедрены в некоторых странах с целью обеспечения распределения инвестиций в портовые структуры на национальном уровне. В течении 50-х и 60-х гг. прошлого века Всемирный банк поощрял создание управления по данной схеме (в Израиле, Йемене, Тунисе, Бразилии, Перу). В результате оказалось, что успешно развивать свои порты смог только Тунис. В Латинской Америке в Бразилии, Колумбии и Чили данные образования были заменены местными портовыми компаниями. В Канаде Национальный портовый совет, созданный в 1936 г., был в 1982 г. заменен на более децентрализованную модель: большие порты были признаны автономными компаниями, находящимися под контролем Канадского общества портов (Canadian society of ports), в то время как подавляющее число портов остается под управлением местных комиссий. [an error occurred while processing this directive]

В подавляющем большинстве случаев служба капитана порта, основной обязанностью которой является управление движением судов на акватории порта, входит в структуру такой компании, при этом законодательно оговариваются как особый статус капитана порта в плане обеспечения безопасности мореплавания (его прямая подчиненность по данным вопросам не главе властей, а напрямую центральным органам), так и равнодоступности всех пользователей порта (управление СУДС, в некоторых странах выделение государственных причалов), наряду с его действиями в чрезвычайных ситуациях (публичная функция). [an error occurred while processing this directive]

Как уже было отмечено раньше, во Франции очень сильны традиции централизации, поэтому опыт именно этой страны, возможно, является одним из наиболее подходящих для внедрения в России. Законом 1965 г. портовые власти во Франции определены как государственное учреждение без разделения административно-властных (надзор за акваторией, политика в области судоходства в портовых водах, полицейские функции) и хозяйственных функций (развитие порта на коммерческой основе). Советы директоров портов включают с свой состав представителей государства, местных властей, структур, работающих в порту, коммерческой палаты и независимых экспертов. Надзор за деятельностью совета при этом осуществляется представителем правительства, техническим экспертом и государственным контролером. Британским законодательством установлен примерно такой же баланс между частными и публичными интересами в управлении портами. [an error occurred while processing this directive]

Главной задачей, несомненно, является стимуляция финансовых потоков, как внутрипортовых, так и внешнепортовых. Эти финансовые потоки обеспечивают реальную конкуренцию: внутрипортовые - между участниками портовой деятельности, внешнепортовые - между портами. Мы живем в мире рыночной экономики, где конкуренция играет все более определяющую роль. Поэтому стимулирование данных потоков обеспечивает двоякую зависимость и одновременно возможность порта для роста. Создав ФГУП "Росморпорт", страна подавила внешнепортовую конкуренцию внутри страны (все портовые организации являются филиалами одного центра), и теперь данная структура подавляет конкуренцию внутрипортовую (целиком захватывая весь рынок портовых услуг). Такой путь неизбежно ведет к монополизации и, как следствие, к стагнации. Достигнута единственная задача - концентрация капитала, получаемого от портовых сборов со всей России. Такая концентрация капитала может иметь положительный эффект только в краткосрочной перспективе (для латания "дыр"). К сожалению ни в среднесрочной, ни, тем более, в долгосрочной перспективе такая стратегия положительных результатов не принесет. [an error occurred while processing this directive]

Так почему же должен превалировать принцип возмещения затрат по качеству предлагаемой услуги? Во многих портах вместо того, чтобы заставить пользователя оплачивать предоставление средств портовой инфраструктуры и "надстройки", это бремя вынуждены нести налогоплательщики, что ведет к внедрению системы грантов, субсидий, технической помощи или специальных программ по оказанию помощи портам. В современной экономике такой подход является неприемлемым: он ослабляет или напрочь подрывает легитимную мощь портовых властей - властей, которые должны управлять портом в динамически изменяющейся обстановке и довольно жесткими рыночными методами, государственная помощь ослабляет степень коммерческой и финансовой ответственности портовой власти и перерастает в планирование ими запросов по государственным инвестициям. [an error occurred while processing this directive]

Необходимо учитывать тот факт, что при установке тарифов на перевалку грузов в порту портовые власти должны предоставлять следующие услуги: оплата предоставления портовых средств, доступ к берегу (имеется в виду факт использования судном причальной линии), портовая "надстройка" (помещения, перегрузочное оборудование), бесплатное складирование, пожарная охрана, охрана органами правопорядка (полиция). В России данные функции, несомненно, относящиеся к сфере публичных интересов, частично переданы частным компаниям, но в целом, до разделения морских администраций и образования ФГУП "Росморпорт", схема управления нашими портами довольно успешно вписывалась в рамки структуры Landlord port по классификации Всемирного банка. Для успешного функционирования этой структуре недоставало только статуса государственной коммерческой компании, который бы способствовал внедрению эффективных схем управления, основанных на заинтересованности портовых властей в конечном финансовом результате. [an error occurred while processing this directive]