Моряк Севера
5 апреля 2006 (12)
Е. ВАДИМОВ.
На линии - "Пионер Эстонии"
Теплоход "Пионер Эстонии" постоянно работает на линии Архангельск - порты
Европы. Перевозит продукцию лесопромышленного комплекса (в основном картон и
целлюлозу) и контейнеры. Утром третьего апреля, вернувшись из очередного
рейса, он ошвартовался у причала Экономии. Без промедления началась
разгрузка.
- За шесть с лишним месяцев - а наш контракт начался 14 сентября - выполнили
восемь рейсов. Перевезли 49 656 тонн груза, 1252 контейнера. Работали очень
интенсивно: сделали 30 заходов в порты, брали на борт 114 лоцманов (в одном
только январе - 25 лоцманов). За это время "сэкономлено" 36 буксиров, -
рассказывает капитан теплохода Виктор Федорович Скотников. - Экипаж трудился
слаженно. По два контракта отработали со мной старший помощник Сергей
Николаевич Кощеев и второй помощник Сергей Евгеньевич Кокорев. Третьему
помощнику капитана Андрею Александровичу Осипову я готовлю рекомендацию на
перевод вторым: считаю, что по уровню теоретических знаний и навыков он
соответствует этой новой должности. А сейчас мы почти всем составом уходим в
отпуск и готовимся передать дела экипажу Валерия Алексеевича Сарапунина.
Про легендарного капитана Сарапунина, стаж работы которого на судах Северного
морского пароходства приближается к полувеку, корреспонденты "МС" писали не-
однократно. На "Пионере Эстонии" Валерий Алексеевич трудится с приемки. На
этот раз встретиться с ним не удалось.
- В июле прошлого года теплоход ремонтировался в Лиепае и сегодня полностью
соответствует требованиям всех международных конвенций, что подтверждено
документацией и актами разных комиссий. Стараниями обоих экипажей он
поддерживается в исправном техниче-ском состоянии, - продолжает Виктор
Федорович. - Что касается моих моряков, то и палубная команда под командованием
боцмана Алексея Феодосьевича Маркова, и машинная - там старшим механиком Сергей
Николаевич Орлов - все относятся к судну как настоящие хозяева. Конечно,
большую роль играет тот факт, что составы экипажей постоянные: уходя в отпуск,
моряки знают, что снова вернутся сюда, им здесь жить и работать.
Кадровый вопрос - один из самых серьезных. Если раньше молодежь грезила морем и
мечтала увидеть далекие страны, то в перестроечный период брал верх сугубо
практический, денежный аспект. Более привлекательным стал бизнес, и приток ребят
в мореходку сократился. Правда, в послед-нее время наметились некоторые
положительные тенденции: по данным учебных заведений, выпускники средних школ
вновь стали получать морскую специальность и работать на судах. Два курсанта
Архангельской мореходки проходят практику и на теплоходе "Пионер Эстонии".
- Помню, когда я пришел на суда пароходства в 1978 году, 35-летние моряки
считались солидными - "сорокотами". А сегодня у нас в основном экипаже самый
молодой - матрос Леонид Александрович Дерунов, ему скоро тридцать три, -
улыбается капитан. - Зато у нас на судне существует преемственность:
электромеханик Виталий Титович Радько и его сын Александр Витальевич, который
сейчас заканчивает высшую мореходку. После сдачи экзаменов я запрошу его в наш
экипаж - молодой талантливый парень, отлично разбирается в компьютерах.
На столе у капитана я заметил цифровой фотоаппарат и заинтересовался им.
Оказалось, что цифровик помог морякам разобраться в непростой ситуации,
возникшей совсем недавно в Антверпене: российским морякам пытались предъявить
обвинение в повреждении шлюза во время швартовки.
- Мы сфотографировали место повреждения, сообщили об инциденте в Северное
морское пароходство и получили оттуда рекомендации. Затем вызвали представителя
страховой компании, который после разбирательства сообщил, что мы не имеем
никакого отношения к поломке, - говорит Виктор Федорович.
Спрашиваю капитана: моряки все время в рейсах, удалось ли какой-нибудь праздник
встретить в родном порту?
- Накануне 8 Марта мы как раз пришли в Архангельск и стояли на Чижовском рейде.
Администрация пароходства пошла нам навстречу: заказала буксир, и все моряки,
кто пожелал, пригласили на борт жен. Наш судовой агент позаботился: привез
цветы для судового повара Татьяны Викторовны Панченко и дневальной Надежды
Дмитриевны Хохловой, мы поздравили их от имени экипажа, - ответил капитан.
Поблагодарив за беседу, я вышел на палубу. Портальные краны вынимали из чрева
теплохода доставленные в Архангельск контейнеры. Поинтересовался у старшего
помощника капитана Сергея Николаевича Кощеева, наблюдавшего за работой, какой
груз привезли из Антверпена в родной порт.
- В контейнерах привозим ламинат, стройматериалы, масло. Помимо контейнеров,
обычно доставляем генеральный груз - вот и в этот раз в трюмах два строительных
катка и погрузчик, - ответил старпом. - Сейчас балластных переходов не бывает,
все время идем с грузом. И это очень хорошо.
Моряку важно, чтобы его обеспечивали постоянной работой и свое-временно
выплачивали соответствующую заработную плату. А экипажи судов Северного мор-
ского пароходства сейчас имеют и то, и другое.
|