Моряк Севера
21 октября 2009 (40)
Записал Евгений КОЖИН.
Аттестация рабочих мест
на каждом судне должна проводиться не реже одного раза в пять лет. Так
записано в Трудовом кодексе. В Северном морском пароходстве это положение
выполняют неукоснительно.
Лесозавод 2 в Архангельске. У причала теплоход "Сергей Кузнецов" Северного
морского пароходства. Идёт привычная погрузка пилолеса. Одновременно на судне
работают специалисты-метрологи автономной некоммерческой организации
"Стандарт-морепродукт". С помощью приборов они замеряют уровень
производственных факторов, вредных и опасных для здоровья моряков.
- В разных помещениях судна замеры проводим разные, - говорит Наталья
Александровна Травникова, инженер-метролог. - Например, в каютах замеряем
микроклимат: относительную влажность, температуру и скорость движения
воздуха, а также искусственную освещённость. А на мостике много мониторов,
поэтому там замеряем также и уровень электромагнитных излучений.
В этой организации Наталья Александровна работает два года.
- Естественно, работая в какой-то организации, постепенно расширяешь сферу
своей деятельности, - говоритона. - Так получилось и у меня. Я инженер-
метролог, работаю с измерительными приборами: провожу их подготовку, проверяю
правильность показаний и соблюдение методики проведения замеров. И вот теперь
я участвую в работе по аттестации рабочих мест, а основа аттестации - большое
количество самых разных замеров.
В машинном отделении работает специалист по качеству АНО
"Стандартморепродукт" Максим Александрович Карельский.
- Здесь мы замеряем шум, вибрацию и содержание в воздухе вредных примесей -
оксида азота, оксида углерода, паров дизельного топлива, которые бывают очень
вредными, и ряда других примесей, - объясняет он. - Замеры проводим при
работающих двигателях, то есть создаются такие условия, в которых моряки
находятся во время рейса.
- После обработки данных будут составлены карты аттестации рабочих мест,
которые мы и выдадим заказчику - на судно и в отдел охраны труда Северного
морского пароходства. В них записано, соответствуют рабочие места нормативам
или нет, - добавляет Наталья Травникова. - Если влияние каких-то вредных
факторов можно устранить, то составляется перечень мероприятий, назначаются
ответственные. Если же полностью устранить невозможно, то последствия вредных
влияний должны быть уменьшены. Заключения комиссии обязательны к исполнению.
Повышенные уровни шума, вибрации, электромагнитных излучений или самые
элементарные сквозняки могут отрицательно сказаться на здоровье моряков.
Задача специалистов отдела охраны труда пароходства -уменьшить влияние этих
вредных факторов.
- Аттестацию рабочих мест на судах мы проводим придерживаясь графика, -
говорит Алексей Игоревич Крейцман. начальник отдела охраны труда ОАО СМ П. -
На этом теплоходе первый раз аттестовали в 2004 году, сейчас проводим
повторно. Почему через пять леттакие работы приходится проводить вновь?
Казалось бы, судно строилось по нормам, и они в то время были соблюдены.
Нодело втом, что. во-первых, во время эксплуатации судов происходит износ
машин и механизмов, поэтому условия на рабочих местах меняются. Во-вторых,
время идёт, меняются требования, и им надо соответствовать.
Меры поустранению замечаний принимаются незамедлительно.
- Если выявляется недостаточная освещённость рабочего места, мы устанавливаем
дополнительные светильники. С повышенным уровнем шума боремся применением
средств индивидуальной защиты - выдаём наушники, беруши, - говорит Алексей
Крейцман. - С организацией "Стандарт-морепродукт" мы начали работать совсем
недавно по рекомендации тралфлота. До этого сотрудничали с НИИМФ из Санкт-
Петербурга.
Капитан теплохода Владислав Леонидович Незамаев говорит, что из всех
комиссий, которые бывают на судне, эта больше остальных заботится о здоровье
моряков.
- Это же всё для нас делается. Основной работе не мешает: погрузка идёт.
Запланировано взять 4200 кубометров. Конечно, можем и больше, но столько нам
по плану подготовили, - говорит он. - С погрузкой проблем нет.
Экипаж на этом теплоходе меняется через четыре месяца.
- Работа по контракту началась 3 июля. Сейчас выполним последний рейс на
Вильгельмсхафен и будем меняться. Кстати, контракт начинался с этого же
лесозавода рейсом на тот же германский порт, - улыбается капитан, отмечая
совпадение. - Затем выполнили три рейса в Байдарацкую губу, перевозили трубы
большого диаметра для "Defendera". За первый раз перевезли сто сорок труб,
следующими двумя рейсами - по сто тридцать одной. Погрузку и доставку труб
проводим строго по технологии, разработанной предприятием.
- Каждый рейс проходил сложно. Летом в тех краях обстановка более или менее
нормальная, а сейчас постоянно шторма, - продолжает Владислав Леонидович. - В
последнем рейсе, например, трижды швартовались к трубоукладчику. А швартовки
очень сложные - приходится проходить между двумя тросами, и даже помощь
буксира трудно получить, потому что тесно. Разгружались так: пришвартовались,
выгрузили шесть труб, а потом погода ухудшилась, нас отогнали. Во втором
подходе выгрузили ещё 30 и только потом - остальные. Кстати, планировалось
вместе с трубоукладчиком подойти вплотную к берегу - он как раз заканчивал
Ямальскую линию, должен был вытащить все трубы на берег и соединить. Но на
мелководье выйти нам не удалось - заштормило, поэтому выгрузили остатки труб
ему на борт и пошли домой.
После окончания погрузки "Сергей Кузнецов" уйдёт с пилолесом в Германию. А
через месяц на судно и в отдел охраны труда СМП будут выданы карты аттестации
рабочих мест и предложения поустранению выявленных недостатков. Если таковые
обнаружатся.
|