|
Моряк Севера
21 октября 2009 (40)
Лариса ЛЕОНОВА.
Из Архангельска до Калининграда
ХОЖДЕНИЕ ЗА ПЯТЬ МОРЕЙ
Переход из северо-восточной Атлантики в Балтийское море занял больше недели.
Самые сложные и штормовые участки пути наше судно преодолевало в Норвежском и
Северном морях - четыре дня без перерыва по десять баллов. Только на подходе
к датским проливам - Скагеррак и Каттегат - наконец наступило затишье. В
бинокль стали видны берега - впервые за три с лишним недели. Так и захотелось
крикнуть "Земля!!!"
С наступлением темноты то там, то тут вспыхивали огни маяков - они
приветствовали нас издалека своим ярким светом. Появилась сотовая связь. На
этом отрезке пути всё чаще стали встречаться суда под разными иностранными
флагами, пассажирские паромы из Скандинавии. В территориальных водах Дании на
нашем транспорте, как и предусмотрено международными правилами мореплавания,
был поднят государственный флаг этой страны.
Чем дальше, тем интереснее. Перед самым входом в Балтийское море нам
предстояло пройти проливом Зунд. Очень красивое, но и наиболее сложное место
для проводки судов. Здесь самое интенсивное движение, а ширина между берегами
всего четыре километра. Есть и банки, и мели, много рыбаков и частных яхт. К
тому же был выходной день. Кто идёт навстречу, кто параллельным курсом, а кто
и вовсе наперерез. Внимание судоводителей на пределе. А весь остальной
экипаж, наконец-то свободный от выгрузки, находится на палубе. Есть на что
посмотреть. Моряки много фотографируют на память. Справа - Дания, слева -
Швеция. Города Хельсингёр и Хельсингборг так и дышат спокойствием, чистотой и
благополучием. К самой воде, словно из сказок Андерсена, сбегают одно-
двухэтажные домики с остроконечными оранжево-красными черепичными крышами. За
ними виднеются острые шпили готических соборов. Самое сильное впечатление
оставил необыкновенный красоты, таинственный и величественный средневековый
датский замок Кронборг Одинокий, могучий и мрачный. Именно в нём поселил
Шекспир героя своей трагедии Гамлета, который, по мнению историков и
литературоведов, не был полностью вымышленным персонажем.
Конец сентября, а осень в Европе ещё не вступила в полную силу. Тепло, тихо.
Всего полмили отделяли нас от Копенгагена, хорошо виден аэропорт датской
столицы. Почти каждую минуту она принимала самолёты разных авикомпаний - они
пролетали один за другим над нашими головами. Недалеко от берега в одну линию
выстроилась череда ветряков - нынешняя реальность
заграничной энергетики, возможное будущее и нашей. И ещё не могу не описать
одно из чудес нашего времени. Как на ладони был виден знаменитый Эресуннский
мост, соединяющий Данию с насыпным островом Швеции. По нему непрерывным
потоком мчались автомобили, автобусы, целые составы поездов. Преодолев на
большой скорости мост, они словно ныряли в море. Но на самом деле
устремлялись в тоннель, вырытый под морским дном. Этот мост по значимости
сравним лишь с тоннелем под Ла-Маншем.
Жаль, что созерцать берега, по которым все так соскучились за долгие дни
пути, удалось всего лишь
несколько часов. Дальше снова начиналось море - Балтийское. Здесь в это время
проходили учения "Запад - 2009". Такого количества военных кораблей,
собранных в одном месте, нам вряд ли когда-нибудь ещё придётся увидеть.
Гражданские суда, похоже, не мешали учениям и проходили мимо без ограничений.
Балтику "Виктор Миронов" одолел почти за двое суток, и к нашей радости она
была спокойной. Но на подходе к Балтийску, это уже Калининградская область,
море снова заволновалось, и местного лоцмана пришлось брать не у приёмного
буя, а на входе в пролив протяженностью 24 мили, ведущий к причалам морского
рыбного порта. Доставшийся нам в наследство от старого Кенигсберга, этот
канал был вырыт более ста лет назад. Сегодня его поддерживают в
соответствующем состоянии - периодически углубляют дно. Вековые искусственные
дамбы предохраняют суда от натиска крутой волны. И тем не менее, специалисты
считают заход в калининградский порт одним из самых сложных в Европе.
И вот они, последние мили. Тихо, на самом малом ходу идём к причалу. Не
верится, что всё уже позади: шторма, швартовки, перегрузки и пересадки.
Главное, мы дошли. Вместе с экипажем преодолели сотни очень непростых морских
миль через Белое. Баренцево, Норвежское, Северное и Балтийское моря. И хотя
судно не самолёт и мы не туристы, что приземляются в южных заграничных
курортах, вспомнив хорошую авиатрадицию, я аплодирую экипажу. И может быть,
это первый и единственный случай, когда моряки прямо на судне получают свою
порцию заслуженных аплодисментов.
P.S. Наша съёмочная группа благодарит всех, кто оказывал содействие в съёмках
спецрепортажа, прежде всего экипаж "Виктора Миронова", команды всех судов на
промысле.
Удачных вам рейсов и благополучного возвращения к родным причалам.
| |