Северный рабочий
7 декабря 2005 (186)
Юрий СТЕПАНОВ
И сам Марсель Марсо...
Как северодвинка снималась в семи кинофильмах
Вот это новость: есть в Северодвинске женщина, которая в 60-х годах снималась в
кино! Зовут её Валентина Алексеевна Соловьева. Живет на Яграх в доме-интернате
для пожилых людей, куда мы и приехали познакомиться с ней. И застали в
конференц-зале, где Валентина Алексеевна играла на пианино "Серенаду" Шуберта.
В картотеке "Ленфильма"
Нет, наша собеседница не была кинозвездой - она играла в эпизодах и массовках.
Но, проводя дни и недели на съемочной площадке, изучила изнанку кинематографа,
встречалась с актерами, вошедшими в историю искусства.
Валентина Алексеевна коренная ленинградка, в наш город переехала в 1978 году. В
её комнатке в доме-интернате на стенах фотографии: вот юная Валечка на
пионерском сборе, вот на юге, вот играет в шахматы, а вот на фортепиано. В 51-м
ездила во Всесоюзный пионерский лагерь "Артек" (это была большая честь!), а в
61-м сама работала там вожатой. Специально для этого окончила педучилище, хотя
уже имела специальность медицинского лаборанта.
Жадность до знаний и впечатлений привела Валечку во Дворец пионеров имени
Жданова, куда в поисках новых лиц пришли люди с "Ленфильма". Симпатичную
девчонку они приметили не на сцене, а в техническом кружке, и пригласили
попробоваться на роль второго плана в известном фильме "Дикая собака Динго".
Poль Валечке не досталась, но зато её фото осталось в картотеке студии.
И вскоре стали приходить приглашения на съемки.
...Впервые Валечка мелькнула на экране в фильме "Мандат" (в котором, кстати,
участвовал 11-летний Борис Щербаков). Кто-то из знакомых увидел и спросил: "Ты
что, в кино снимаешься?" - "Нет". Почему-то старалась об этом не рассказывать.
Следующий фильм назывался "Улица Ньютона, дом 1". Картина, которую сейчас мало
кто знает, запомнилась несоответствием условий съемок тому, что в итоге было
показано на экране.
Массовку в легких платьицах (молодежь танцует в клубе) снимали зимой в ужасно
холодном павильоне. А когда Валя смотрела готовый фильм, удивлялась: на экране
лето, почти у стен клуба плещется море...
- Может, это были комбинированные съемки? - спрашиваю.
- Не знаю, как называется. Это их фокусы, - смеется Валентина Алексеевна.
Бок о бок со звездами
В картине "Красная стрела" пришлось играть экстремальную ситуацию: в автобусе
происходит пожар, и молодой красивый Кирилл Лавров спасает пассажиров (в
том числе Валю)... А в "Аварии" сначала предложили маленькую роль секретарши, да
вот передумали, отдали её профессиональной актрисе, а Валя снялась в эпизоде (и
даже со словами!) - прошла между двумя героями, сказав: "Разрешите пройти!"
Самым известным "её" фильмом стал "Его звали Роберт", где посчастливилось
сняться в одной сцене с Олегом Стриженовым, Марианной Вертинской и великим мимом
Марселем Марсо. По сюжету главный герой - робот в облике обычного человека -
идет с девушкой на концерт Марсо, их места оказываются через проход, а по
инструкции он должен все время быть рядом с ней.
Робот легко решает проблему:
одной рукой подтаскивает к себе целый ряд кресел вместе со своей девушкой и
другими зрителями, а Марсо недоумевает, отчего в зале паника. Когда будете
смотреть фильм, обратите внимание на молодую женщину с кудряшками в белой блузке
и черной жилетке рядом с героиней Вертинской. Это наша Валентина Алексеевна.
Поработав со звездами бок о бок, поражалась, насколько разные они в жизни и на
экране. Ожидала от Марианны Вертинской
высокомерия, а она оказалась очень доброжелательной. Запросто, как с равными,
общались с массовкой Кирилл Лавров, Николай Крючков, Михаил Пуговкин. А вот
такая милая и простая в "Балладе о солдате" Жанна Прохоренко, выходя из кадра,
ни с кем не разговаривала, папиросу в зубы - и уходила (или уезжала на машине).
Запомнилась яркая и волевая Галина Вишневская (она играла заглавную роль в
фильме-опере "Катерина Измайлова", где Валя была крестьянкой у церкви в сцене
венчания).
Труд тяжкий
Кино для зрителей волшебный мир, а для тех, кто его делает, - тяжкий труд. За
съемочный день массовке платили три рубля, групповке - пять, за эпизод - семь.
- На экране промелькнула - и нет, - рассказывает Валентина Алексеевна, - а съемка
шла неделю. Однажды в майскую жару снимали глубокую осень. Нас одели в длинные
толстые юбки, кацавейки, закутали в платки. Мало того, что с нас семь потов
сошло, так ещё пожарная машина асфальт польет (как будто дождь прошел), а пока
режиссер нас по местам расставит, он уже высохнет на солнце. Съемка
останавливается, и все заново...
Приглашают на съемку, допустим, с 8 до 14 часов, а она затягивается до утра.
Часто ехали домой в гриме (не успевали смыть), привлекая всеобщее внимание. Как-
то возвращались из-за города, и Валя нашла себе место в автобусе... с медведями!
Пока ехала, разглядывала соседей - у дрессировщика шрам на шраме, а медведи вели
себя спокойно. Но запах! Еле доехала.
Снявшись в семи картинах, Валентина Алексеевна перестала принимать приглашения.
То работа, то дела, а то здоровье подводит: смолоду была инвалидом второй группы.
Так и закончилась её "карьера" в кинематографе.
Сегодня
Вот уже семь лет живет Валентина Алексеевна в доме-интернате. Ходит с
тросточкой, но старается иногда совершать прогулки по острову. Конечно, тянет в
родной Питер, но разве смогут там предложить ей такие условия, как в
Северодвинске: не место в общей палате, где твоя территория - кровать да
тумбочка, а отдельную комнатку.
Здесь у неё телевизор, книги, фотографии,
цветы... И родственная душа - культорганизатор Людмила Борисовна Усачева, с
которой иногда они поют и играют дуэтом.
|