|
|
Северный рабочий
В поисках пастыря В пятницу мир попрощался с Папой... Среди россиян католиков наберется не так уж много, но уход этого человека в нашем многонациональном и многоконфессиональном обществе не был воспринят как чужая потеря. Наверное, были и другие мнения, но все же большинство соотечественников оценили Иоанна Павла II как подлинного духовного пастыря, которого нам, россиянам, так не хватает в эти сумбурные и лицемерные времена... В день, когда в Риме объявили о смерти Короля Войтылы, у нас дома опубликовали результаты социологического исследования, которое показало, что ныне мы, россияне, можем считать себя чуть ли не самым набожным и богопоспушным народом современной Европы. Можно ли в такое чудо поверить? Едва ли. Очень уж молниеносное перерождение душ. Ведь каких-нибудь пару десятилетий назад подавляющее большинство жителей огромной страны беспрекословно подчинялось установленным властью законам безбожия (хотя сейчас, особенно в интеллигентских кругах, модно рассказывать про то, как "в нашей семье никогда не забывали о Боге"). К сожалению, в том, что касается Души, мы больше формалисты. Вроде бы начали ходить в храмы и соблюдать обряды, особенно посты (для многих они нечто диетическое), но живем, как и прежде, с оглядкой не на Бога, а на власть. Ровно двадцать лет назад, в такие же апрельские дни, была зачата перестройка, приведшая в конце концов к разрушению прежней политической системы. "Процесс пошел", он был оплачен невзгодами и страданиями миллионов людей. Тем обиднее замечать, как все возвращается на круги своя. Опять над государством возвышается вождь, слово которого непререкаемо, а политическая жизнь в Центре и на местах "определяется и направляется" абсолютно безыдейной партией, в которую, движимые чувством самосохранения, поголовно вступили все начальники. Повторяются даже малозначительные детали той старой картины - правозащитники, проходящие инструктаж в Кремле, деятели культуры, чутко следящие за переменой настроений в верхах, популярные журналисты, ярко и доходчиво повествующие про то, как страна становится краше, и иерархи церкви, умильно взирающие на деяния власти... Характерный диалог. Не так давно президент, поздравляя с днем рождения главу РПЦ, сказал: "Церковь на Руси всегда была защитницей государства", на что Его Святейшество, видимо, припомнив советский этикет, отреагировал незамедлительно: "Вы наш защитник!" Меньше месяца осталось до великого праздника - 60-летия Победы. И вот в набожной (согласно социсследованиям) России большие и средние начальники вдруг принялись воздавать дань Сталину. Вновь в ходу фраза про то, что именно сталинская воля и организаторский талант предопределили исход войны. В далеком северном городе воздвигнут памятник усатому вождю, готовы эскизы еще нескольких монументов. На месте страшных боев под Курском группа энтузиастов предлагает воздвигнуть бронзового генералиссимуса с трубкой, склонившегося вместе с маршалом Жуковым над картой. Типичный пример - Волгоград, где местные власти с благодарностью приняли дар вездесущего батоно Зараба - бронзовую скамеечку с сидящими на ней Сталиным, Рузвельтом и Черчиллем. Как известно, лидеры антигитлеровской коалиции встречались в Ялте, их разговоры отношения к битве на Волге не имели. Так почему из всех возможных вариантов увековечения памяти тех, кто не пустил фашистов за Волгу, остановились на этой скамейке и на переименовании проспекта Ленина в Сталинградский? Можно долго спорить на эту тему, но у меня объяснение простое: чиновник, даже за тридевять земель от кремлевской стены, хорошо чувствует, что за ней может понравиться, а что нет. Задаю себе вопрос: разве для нашей Церкви Сталин - не порожденье самого Сатаны? Ведь сколько из-за него загублено людских жизней! Так отчего же тогда РПЦ, так настрадавшаяся в сталинские времена, столь безучастно взирает на происходящую реставрацию символов былой веры, на отмывание от крови ее главного идола? Может, потому, что она как была пуповиной связана с властью, так от нее не избавилась и по сей день? Помню, как чуть более года назад в Государственной Думе выступал глава Русской Православной церкви. ФСО перекрыла тогда не только все подходы к зданию но Охотном Ряду, но и коридоры внутри него. Журналистов и прочих посетителей выдворили с "мест традиционного обитания" за специальные загородки. Многолюдье и отнюдь не смиренный облик патриаршей охраны поражали воображение. Да и речь иерарха была в основном посвящена чисто мирской проблеме - землям, которые надобно вернуть Церкви. А в этом году ей понадобился собственный телеканал... Вроде бы парадокс: Церковь становится все богаче, а души людские - беднее. Нынешняя Россия - страна без духовных авторитетов. Те, кто мог бы им стать, не вхожи во власть, а потому не мелькают на телеэкранах и страницах печатных изданий. А кого видим и слышим чуть ли не каждодневно, так у тех чуть ли не на лбу можно прочитать слово "корысть". Что же нас убережет, какой пастырь духовный? Неуж-то опять вся надежда на Вождя?
|
Северный рабочий: |
Свежий номер | ||
Архив номеров | ||
Об издании | ||
Контакты | ||
Реклама |
|
Издания Архангельской области: |