|
Северный рабочий
5 декабря 2006 (186)
Наталья ТРОФИМОВА
А вы где одеваетесь?
Не так давно в Северодвинске подожгли магазин, в котором продавалась одежда
эконом-класса. По мнению владельцев магазина, поджог могли совершить конкуренты,
уж очень большим спросом пользовались одежда и обувь "по самым низким ценам".
Сегодня этот магазин снова работает, и очереди там еще больше, чем раньше.
Другой пример: недавно в нашем городе был вынужден закрыться фирменный отдел
модной одежды "МЕХХ", не проработай и нескольких месяцев. Не было
покупательского спроса.
Почём липовый "ADIDAS" для народа?
Как-то пришлось и мне зайти в "магазин распродаж".Товара много, народу еще
больше. Приглянулись спортивный костюм для сына-первоклассника и цена на него:
всего 270 рублей. На куртке красовалась бирка "NIKE" с надписями: "Made in
Indonesia" и "100% cotton". Сгодится, подумала я, чтобы бегать и ползать моему
непоседе. Впервые в жизни мне пришлось отстоять очередь в магазине одежды! Когда
подошла к кассе, продавец с удивлением спросила: "У вас что, только одна вещь?"
Я оглянулась: люди бойко брали джинсы за 299 рублей, тапки за 35 рублей, мужские
рубашки за 99 рублей и кроссовки за 399 рублей.
Особым спросом пользовались наборы постельного белья "Шуйский ситец" от 349 рублей.
Одна дама вышла довольная из примерочной: "Нашла себе утепленную куртку всего за
599 рублей, а на рынке такая же стоит в два раза дороже!"
Уже придя домой, я поняла, что новый костюмчик далеко не из хлопка, молния на
кармашке у нас сломалась на второй день, а главное, сынишка в костюме
физкультурой долго заниматься не мог: в нем он сильно потел. Вернуть вещь не
удалось: в этом магазине товары обмену и возврату не подлежат.
Получается, что северодвинцы в большинстве своем выбирают одежду эконом-класса,
считая главным при выборе товара цену, а не его качество. Ведь
не секрет, что и магазины "дешевых цен", да и рынки по всей стране наводнены
различными подделками из Китая и Турции. Однако, по данным опросов Фонда
общественного мнения, россияне не хотят признавать, что "адидасы" и "пайки",
которые они покупают, - липовые.
Да и подделкой многие называют лишь то, что
вредит их здоровью, - лекарства и продукты питания, а к контрафактной одежде и
обуви относятся вполне лояльно. Но не все помнят, что эти вещи,сшитые из
неизвестных материалов, могут быть тоже вредны для здоровья.
Распродажа распродаже рознь
Хлынувший в Россию ширпотреб и мелкие, но многочисленные торговцы не способны
предложить достойный товар даже тем, кто способен за него платить. Конечно,
появляются и в нашем городе фирменные отделы, где продаётся качественная одежда.
Но всегда ли оправданна высокая цена на нее?
Приведу пример, опять из серии "испытано на себе". Летом купила в фирменном
отделе, продающем трикотаж английской марки, футболку за 315 рублей. На ценнике
висело: "распродажа", поэтому был повод порадоваться. Через несколько недель,
оказавшись в Москве, я зашла в отдел этой же фирмы и увидела "мою" футболку. На
ней тоже висела табличка "sale", но стоила она всего 150 рублей!
А если сравнить среднемесячную зарплату северодвинца (в 2005 году она составила
10 230 рублей) и москвича (19 670 рублей), то получится, что цена распродажной
вещи должна быть, наоборот, ниже у нас. Но, что ещё интереснее, эта футболка в
северодвинском отделе висит до сих пор по цене 315 рэ!
- Система распродаж распространена во всем мире,
- говорит управляющий компанией "Navagga Bay" Глеб Рудый. - Это, с одной
стороны, способ избавиться от непроданных остатков прошлой коллекции, с другой
- возможность для покупателя приобрести хорошую вещь по хорошей цене. Мы как
производитель придерживаемся такого принципа: лучше продать джинсы за 99 рублей,
пусть ни копейки на этом не заработав, чем хранить товар. Эти деньги мы затем
пустим на производство следующей коллекции.
Конечно, отделы модной одежды в
Москве и в крупных городах могут "скидывать" до 50-60% на остатки коллекции, но
наш предприниматель не может себе этого позволить. Сравните: сколько
потенциальных покупателей зайдут в фирменный отдел в московском мегамол-ле и в
отдел в Северодвинске. Кроме того, там несравнимо выше конкуренция среди модных
марок и огромное предложение товара.
Покупатель платит за всё
Получается замкнутый круг: стоимость может снизиться при увеличении спроса, а
спрос увеличится при уменьшении цены. Пока в нашем городе "интенсивность покупания"
низкая(впрочем, как и наши доходы).
Согласитесь: покупая, например, пальто за 10 000 рублей, мы рассчитываем носить
его не менее трех-четырех лет, а значит, следующий раз мы станем покупателем
любимого отдела не скоро.
- Ситуация в торговле одеждой станет у нас цивилизованной тогда, когда появится
свой российский secondhand, - считает предприниматель Алексей Кувакин. - Когда
вещь не будут донашивать, что называется, до дыр, а большинству будет доступно
покупать одежду, скажем, на сезон-два. В том числе и нашим детям.
Не секрет, что сегодня многие люди, которые могут отнести себя к "среднему
классу", предпочитают покупать одежду во время заграничных поездок. Модную вещь
от "настоящего" Cavalli можно купить на распродаже в Италии дешевле, чем здесь
вам обойдется его фальшивый аналог. Местному торговцу нужно заложить в цену
товара не только затраты и собственную прибыль, но и свои риски.
- Предпринимательство в нашей стране не строит далеко идущих планов, -
продолжает Алексей Кувакин. - Каждый год преподносит нам
свои сюрпризы: например, увеличение арендной платы, налогов, цен на
электроэнергию и топливо плюс бюрократические препоны. Высокие ставки банковских
кредитов не предоставляют возможностей для развития малого бизнеса. В такой
нестабильной ситуации основная задача предпринимателя - заработать как можно
больше СЕЙЧАС.
Еще один аспект. В Северодвинске с населением менее 200 тысяч человек цена за
аренду торговых площадей (в крупных торговых центрах) примерно такая же, как в
Вологде или в почти "миллион-пике" Ярославле.
- Считается, что оптимальная ставка арендной платы должна составлять не более
10% от оборота, - поясняет Алексей, - а у нас плата за аренду торговых площадей
составляет около 20% от оборота.
Получается, что мы с вами, делая покупку, оплачиваем и высокую стоимость аренды.
А стоимость, как известно, определяет рынок, который диктует: в городе
существует нехватка торговых площадей. Почему же нам кажется, что магазинов
у нас слишком много?
"Сделано в Северодвинске"
Умение торговать - это целая наука, включающая в себя изучение спроса, создание
дизайна фирменного отдела, правильное визуальное представление товаров, обучение
продавцов, стратегию развития компании...
Пока это применяют лишь несколько фирм в городе. Большинство же торговцев всё
еще действуют по принципу "как на рынке": привез по одной цене - продал по
другой.
Одна моя знакомая, у которой небольшой отдел в магазине, где выставлены
одновременно и нижнее белье, и пуховики, посетовала: "Все хочу начать привозить
другой, более качественный товар, да боюсь "пролететь". Цена-то на него будет
выше. Вдруг его не станут покупать? А так народ и это... берёт - ну и ладно".
С другой стороны, в нашем городе есть свои производители одежды, и это бренды,
популярные далеко за пределами области. Фирменные магазины местных
производителей вполне могут соперничать как по дизайну отделов, так и по
ассортименту и качеству товаров с ведущими компаниями, представляющими модную
одежду.
И многие из нас покупают пуховики и куртки, сделанные в Северодвинске,
носят джинсы и кепи от местных швейников... Может, стоит чаще делать выбор в
пользу северодвинского производителя, чем отдавать предпочтение вещам
сомнительного происхождения?
И еще: хорошо, если бы Северодвинск смог бы подхватить популярную сейчас идею
создания стоковых центров и дискаунтеров, где на распродажах будет продаваться
не контрафактный товар, а брендовые вещи. Это случится тогда, когда мы станем
готовы к тому, чтобы впустить на рынок действительно качественную одежду и
обувь, по-настоящему ценимую во всем мире уважающими себя людьми. Когда мы
начнем зарабатывать столько, чтобы позволить себе не экономить на одежде. Потому
что одежда - это способ самовыражения. И даже показатель уровня культуры жителей
города, региона, нации...
| |