|
Северный рабочий
3 июня 2006 (86)
Владимир ТИКУС
Конец света из интернета
Северодвинский драмтеатр завершил свой сезон, напоследок ошеломив премьерой.
Кировский режиссер Игорь Жетинёв представил нам спектакль "ЯВсеМогу" по пьесе
современного американского драматурга лауреата Пулитцеровской премии Артура
Копита.
Копит - яркий представитель театра абсурда. Его пьеса "ЯВсеМогу" была переведена
всего несколько лет назад и почти не ставилась в России. И хотя в основе пьесы -
библейский мотив рока, неотвратимого возмездия, технологический ужастик о хакере
по прозвищу "ЯВсеМогу", придумавшем изощренное наказание для одной супружеской
пары, - это жесткий, хлесткий постмодернизм.
"Ладо отдать должное режиссеру: вослед драматургу он сотворил на сцене
потрясающе мрачную, безысходную атмосферу. Действие по большей мере происходит
при тусклом освещении. Всемогущий хакер Коста Астрахан, который везде и в то же
время нигде, то появляется на свету, то исчезает во тьме, однако его присутствие
чувствуешь каждой клеточкой. Ощущение сжимающегося кольца, липкой паутины страха
создает и музыкальное сопровождение спектакля - тяжелые роковые композиции.
Смешение реальности и ирреальности завораживает. Невозможно угадать, что
происходит на самом деле, а что порождено параноидальным сознанием главного
героя.
Режиссер очень точно обозначил на афише жанр спектакля - "Апокалипсис как
предчувствие". Спектакль показывает, куда может завести прогресс высоких
технологий. Не случайны упоминания о компьютерной "проблеме-2000" - символом этой
проблемы и
становится Астрахан. Ведь компьютер при всей своей совершенности есть всего лишь
порождение разума ЧЕЛОВЕКА. Коста Астрахан нарушает привычный ход жизни Джозефа,
редактора эротического журнала, и его жены Джоан, сотрудницы аукциона "Сотбис",
обычной пары среднего класса. Но за обыденностью, и это самое страшное, они
утратили понимание разницы между добром и злом, двуличие и цинизм считают
нормой.
Кризис личности каждого из супругов углубляется их отношением к жизни как
к игре. Поэтому пришедшее
из интернета возмездие вполне справедливо. Джозеф и Джоан внезапно сами
становятся забавой "сверхчеловека": Астрахан через интернет играет с супругами в
кошки-мышки, показывая всему миру их отрицательные качества в гипертрофированном
виде.
Не важно даже, за какой именно грех Астрахан мстит мужу и
жене. "Исцели подобное подобным", - говорил Аристотель. В пьесе зло наказывается
злом. Подчинивший себе волю и саму жизнь двух людей хакер становится воплощением
нового - компьютерного - ада. Наличие в спектакле ненормативных выражений,
которые вызвали возмущение у части зрителей, не представляется мне чем-то
неслыханным. Понятно, что кормление зрителя таким пирогом без всякой меры очень
рискованно. Но если в жизни многие разговаривают именно так, то почему актеры
должны вещать только высоким слогом? Ведь театр отражает реальную
жизнь, какой бы она ни была.
Косту Астрахана сыграл Михаил Прилуцкий. Пожалуй, ему удалось передать образ
человека, наслаждающегося своим могуществом, но в то же время находящегося в
постоянном напряжении. Анна Венгерович и заслуженный артист РФ Сергей Варнашов,
сыгравшие супругов, в целом смотрятся неплохо, но не совсем убедительно играют
людей, раздавленных крушением всей их жизни.
Чем спектакль порадовал, так это большой концентрацией образов-символов.
Оголенные нервы-провода компьютеров; большой экран, на котором то мелькают
цифры, абстрактные фигуры, лица тоталитарных политиков (вроде Мао Цзэдуна), то
зависает черное бездонное пространство, отражающее пустоту души героев; надпись
на футболке Астрахана "Немезида", напоминающая о древнегреческой богине
возмездия. И кровь, кровь, кровь - символ искупления. Но сполна ли наказаны
герои? Режиссер оставляет финал открытым.
| |