Рыбак Севера
18 ноября 2004 (48)
Андрей ПАВЛОВ
Первый Герой тралфлота
Им был капитан от Бога Никон Зосимович Веселков
Представители старшего поколения моряков, кому посчастливилось когда-то работать
у Никона Зосимовича, первым делом скажут: "Знаете, каким он капитаном был? От
Бога, от природы".
Сын помора из деревни Долгое - из одиннадцати детей славной поморской семьи
Веселковых. Мальчик с девяти лет ходил с отцом в Белое море, а сети вязать умел
уже шестилетним. Детские годы его прошли в Соломбале, потому и выбор будущей
профессии был однозначен - море.
В 20 лет Никон стал учеником лоцмана, а немногим позже поступил в Архангельский
морской техникум, который в 1930 году успешно окончил. И сразу - в море. А через
шесть лет он уже капитаном на траулере идет на рыбный промысел.
Финская и Великая Отечественная войны прервали мирный труд рыбака. Пришлось ему
служить командиром на кораблях Северного флота. Лишь после демобилизации в 1947
году возвратился Никон Зосимович в Архангельский траловый флот. Назначили его
капитаном на РТ-292 "Петропавловск".
Вот здесь-то и раскрылся в полной мере
талант руководителя экипажа, хозяйственника. Девиз рыбаков тех лет был прост -
дать Родине больше рыбы, и "петропавловцы", члены комсомольско-молодежного
коллектива, в этом очень преуспевали...
Шестидесятилетним был в 1966 году Н. 3. Веселков, когда его перевели на работу
капитан-директором в Севастополь. Одно десятилетие прошло, второе - и обрываться
стала нить связи с моряками северного промыслового флота. С каждым годом все
меньше и меньше оставалось старых друзей, тех, кто трудился вместе с
прославленным рыбаком, знал его лично.
А Никону Зосимовичу так не хочется
забвения, равно как и отстать от реалий сегодняшнего дня предприятия, с которого
началась его славная трудовая биография. И он, уже будучи 94-летним, ведет
переписку с Зоей Дмитриевной Фоминой, которая в годы его работы начальником
Архангельского тралового флота была у него секретарем, в ходе которой хочет и
привет тем, кто знал его, передать, и воспоминаниями поделиться.
Последнее письмо, на мой взгляд, в историческом плане представляет собой большую
ценность. Ведь оно - от рыбака, ставшего легендой отечественного тралового
флота.
"Прожил я, - пишет Веселков, - трудную, многострадальную и опасную для здоровья
жизнь. Достаточно сказать, что, став моряком, я 57 самых дорогих ее лет отдал
честному и беззаветному служению морю в разных командных должностях. 38 из них
проходили в условиях Севера и Заполярья в Архангельском траловом флоте. В 1947
году, когда я был капитаном на РТ "Петропавловск", мне первому удалось
разработать и внедрить на рыболовном траулере строгий учет его хозяйственной
деятельности.
Моя методика была признана в 1959 году также в Мурманске и
приказом внедрена на все промысловые суда Северного бассейна, и начали они
работать производительно, с прибылью, хотя и имели на пятилетку убыточные
плановые задания. Так, например, на семилетку (1959 -1965 гг.) нашему РТ-292 был
запланирован убыток в один миллион 96 тысяч рублей. Благодаря хозрасчету, наш
экипаж взял обязательство выполнить семилетний план за пять лет и
дать государству вместо убытка пять миллионов рублей чистой прибыли.
Слово свое мы сдержали, более того, справились с планом за четыре года и девять
месяцев, а прибыль у нас составила более пяти миллионов рублей. Затем до конца
семилетки вместо запланированных убытков наш экипаж дал более восьми миллионов рублей
чистой прибыли. В итоге за высокие показатели работы 13 марта 1963 года мне было
присвоено почетное звание Героя Социалистического Труда".
Вспоминает бывший третий помощник капитана "Петропавловска" В. А. Бурый:
- Я первым узнал в рейсе о награждении нашего капитана Золотой Звездой Героя:
находясь на утренней вахте, услышал сообщение об этом по радио. Тут же вызвал
Веселкова на мостик, чтобы сразу сказать ему об этом. Ликования на лице его что-
то не заметил. Никон Зосимович был предельно собран и сосредоточен, как обычно
на промысле.
Но вечером, принимая поздравления от своих помощников, он был в
прекрасном расположении духа, угощал нас отличным вином, хотя сам его никогда не
употреблял, даже по столь серьезному поводу. А еще добавлю, что работа на
"Петропавловске" была для меня хорошей школой. Веселков - мой первый капитан,
доверивший мне, начинающему судоводителю, сложный участок работы. Именно под его
руководством стал я промысловиком.
В том же 1963 году Никон Зосимович написал книгу "Верным курсом", на страницах
которой подробно делился опытом по хозрасчету. Он излагал, как нужно вести счет
копейкам и минутам, килограммам и метрам, превращая в конечном итоге в миллионы
прибыли. Красной нитью проходит в книге мысль о том, что главное -люди, которые
решают все. Управлять ими, воодушевлять на творческий труд -это и есть талант
руководителя.
С большой теплотой и любовью отзывается Веселков о своих
помощниках: штурманах С. Бахорине, С. Сердюкове, механиках П. Грязнухине, В.
Балдине, В. Попове, рыбмастере К. Матвееве и других моряках. Он пишет: "Люди
эти хорошо изучили технику, особенно своего корабля, накопили немалый опыт и
охотно передают его товарищам.
Почти все они награждены Почетными грамотами,
орденами, знаками. Люди - наш золотой фонд, которым мы особенно гордимся.
Двадцать шесть вчерашних матросов и кочегаров с нашего судна получили дипломы
штурманов и механиков, продолжают работать у нас и на других судах".
Вспоминает бывший матрос добычи В. И. Нагибин: "Все строилось на полном доверии
со стороны капитана Веселкова ко всем членам экипажа". "Все старались внести
свой вклад в общее дело", - подтверждает первый помощник капитана Н. Т. Малыгин.
А дело было поистине грандиозное.
Особое место в жизни Николая Зосимовича занимала рационализаторская
деятельность. Человек творческого склада, он постоянно что-то искал, изобретал,
внедрял и получал экономический эффект. Об этом тоже вспоминает в том последнем
письме: "За этот период работы (в тралфлоте) мною было внедрено на промысловых
судах более 200 рацпредложений, дающих прибыль производству и государству. За
это мне полагались авторские гонорары от годового экономического эффекта.
Для меня производственные и государственные интересы были превыше личных, поэтому
от получения причитающихся мне авторских гонораров я отказался в пользу
предприятия. В 1936 году мое предложение по механической мойке рыбы в Мурманском
траловом флоте было признано изобретением с экономическим эффектом более трех
миллионов рублей.
За это мне приказом был определен авторский гонорар сто тысяч
рублей. По Архтралфлоту также последовал приказ о годовом эффекте около миллиона
рублей и вознаграждении тридцать тысяч рублей".
Две войны, финская и Великая Отечественная, которые Веселков прошел от начала до
конца в качестве командира кораблей Северного флота, отодвинули получение
гонораров. А с наступлением мирного времени Никон Зосимович пишет: "Проявляя
патриотические чувства к любимой Родине, я отказался от 100 тысяч рублей,
хранившихся на депоненте тралфлота с 1939 года, и попросил его руководство, ЦК
профсоюза работников рыбной промышленности передать гонорар в фонд
восстановления народного хозяйства, разрушенного войной. Что и было сделано".
Когда прославленного капитана перевели в Севастополь, он продолжал плавание на
судах в Атлантическом океане еще пятнадцать лет (пять из них рыбу ловил), то
есть до 75-летнего возраста! Что для этого нужно? Конечно, здоровье. О том, как
Николаю Зосимовичу удавалось поддерживать его, он тоже рассказывает в письме
друзьям: "Я не курил, не пил спиртных напитков. Восемь раз покупал путевки на
санаторное лечение в Евпатории и еще сорок раз ездил бесплатно в другие места,
в том числе три раза в Карловы Вары".
О капитан-директоре Веселкове, передовых методах его работы в свое время снято
два кинофильма, правда, уже в южный период. И демонстрировались они тоже на
промысловых судах Севастополя.
Но, увы, более чем полувековая работа в море дала о себе знать: у Николая
Зосимовича случился инфаркт миокарда. "После чего, - поведал он в своем письме,
- в 75 лет я вышел на пенсию. А в июле 1990 года меня постигло несчастье: при
посадке в троллейбус сбили с ног. Падая, поломал шейку бедра правой ноги.
Но я не отчаивался, старался бодрствовать. Состояние здоровья четвертый год
поддерживаю за счет каждодневной трех-четырехразовой физзарядки по 3 часа в
день". Капитан Веселков не сдавался, не жаловался на судьбу, пославшую ему
испытания. "Она, - замечает прославленный промысловик, - и так благоволила мне в
долгой производственной деятельности: любые задания в военное и мирное время я
выполнял досрочно и перевыполнял".
Последняя фраза так точно - жизненное кредо
капитана. Мог он стать и крупным руководителем: дважды назначали начальником
Архангельского тралового флота, был заместителем министра рыбной промышленности
Латвии. Но Николай Зосимович, которому претило засиживаться даже в самых
шикарных кабинетах, видел свое место только на рыбацком траулере. Кроме Звезды
Героя Соцтруда, у моряка немало и других наград: орденов, медалей, знаков и
грамот. Он - капитан первого ранга рыбной промышленности.
Немного не дожил Н. 3. Веселков до своего 100-летнего юбилея - 3 апреля 2006
года. Считаю, что будет очень справедливо, если на родине знаменитого капитана
установят хотя бы мемориальную доску, а именем человека-легенды назовут
промысловое судно. Времени до 60-летия Великой Победы и векового юбилея хватит
для того, чтобы подумать над этим вопросом.
|