|
|
Рыбак Севера
Для рыбака и рыбки О квотах, льготах и браконьерах - разговор с Владимиром Корельским, директором Департамента рыбохозяйственной политики Минсельхоза России - Можно было бы ответить на это просто: цели и задачи нашего департамента определены в положении о нем. В Концепции развития рыбного хозяйства РФ до 2020 года определены политические аспекты развития отрасли. Мы разрабатываем основы государственной политики в области рыболовства (в широком смысле слова) и обеспечиваем отрасль нормативными актами. Так предписано административной реформой. Но, видимо, все равно потребуется разъяснение. Рыбное хозяйство - сложный, рискованный и весьма проблемный сектор экономики. - Ошибаетесь, грозит. Не засуха, конечно. В самый разгар путины этого года на Дальнем Востоке, когда стада лососевых формируются в океане и направляются к местам нереста - в дальневосточные реки, по Тихоокеанскому бассейну пронеслось два урагана. Те стада кеты, которые направлялись к местам нереста в наши реки, оказались на пути бушующей стихии, были разметаны и рассеяны по океану. Около 30 процентов рыбы до мест нереста не дошли. Это около 4 тысяч тонн икры недосчитались рыбаки Дальнего Востока. - К сожалению, нет. Но подобный риск мы должны в своих расчетах предусматривать. Как и тот, который по-научному называется потенциалом промысловых видов водных биологических ресурсов. - Прямой. У России с востока и севера сплошная морская граница. Но только восточные и северо-западные моря изобилуют рыбой. При этом нельзя забывать, что такое наша рыба. Международно-правовой режим позволяет нам считать своей рыбу, обитающую в пределах исключительно экономической зоны России и континентального шельфа. Есть и конвенционные зоны Мирового океана, наконец, совместные запасы России с сопредельными странами: Баренцево, Балтийское, Азовское, Черное, Каспийское моря, река Амур... - Выловленная - на прилавке, на столе. Но чтобы ее было больше и она стала дешевле, надо вложиться. - В строительство новых промысловых судов, орудий лова, транспортных судов, перерабатывающих предприятий, в холодильные мощности, порты, ремонтные базы, судостроительные заводы, системы маркетинга и реализации продукции. Все девяностые годы лозунг на рыбной путине был один - обогащайтесь! Обогащались любым способом и до такой степени, что новые суда, изготовленные на бюджетные средства для нас на зарубежных верфях, были проданы, а то, что осталось, износилось до состояния ветхости. Скоропалительная приватизация привела к раздроблению крупных комплексов, к появлению тысяч новых судовладельцев, началась безудержная распродажа судов. Всему этому сопутствовали крупные хищения. - Это только кажется. Потому-то попались в ловушку из квот и других подобных "новаций". Потому-то и началась кадровая чехарда в рыбной отрасли, отголоски которой и сегодня тормозят процесс стабилизации. - Я бы выразился так: комплекс мер, объединенных общей задачей и целью. Ну да, это и есть политика отрасли. В ней все - главное, каждая ее составляющая. Проигнорируй что-то одно - и целое начинает кособочить. А все перекосившееся, как известно, не сегодня, так завтра развалится. - До приватизации Российский рыбный флот состоял из 26 тысяч самоходных судов, осталось чуть более 3 тысяч. Принадлежали они нескольким крупным объединениям. А после передачи судов в частные руки судовладельцев стало очень много. На 1 января 2004 года в стране 4800 организаций так или иначе связаны с рыбой. В том числе 3 тысячи пользователей водными биологическими ресурсами. Их количество по сравнению с 1992 годом увеличилось более чем в 20 раз. По 1 -3 судна на собственника. - Это вы мне задаете вопрос? И никак не на 800 кг. Но жить-то надо! Судовладелец выведет в море все три своих судна. Конечно, это браконьерство. С вводом в оборот новых нормативных документов такое уже невозможно. Но если люди загнаны в угол дурацкими правилами, разве это реализация правильного политического лозунга- призыва: формировать класс собственников?! - Один факт. Государственная федеральная программа "Рыба" до 2000 года была реализована менее чем на 40 процентов, капитальные затраты за 1995-2000 годы - на 43,9 процента от намеченного. Для сравнения: за предыдущее десятилетие (1980- 1990 гг.) в развитие рыбного хозяйства РФ было вложено 250 миллиардов рублей, в том числе государственных - 87 миллиардов (в ценах 1980-х годов). - Сегодня угроза браконьерства остается большой? На Каспии, Азове, пожалуй, да. Там браконьерство приобрело черты коррупции, когда неизвестно, кто больше в него втянут - лихие люди или люди служивые. - Кстати, о воспроизводстве. В годы, когда вы возглавляли Госкомрыболовство, строилось много рыбоводных заводов. Хотя у госбюджета денег было гораздо меньше, чем теперь. Можно даже сказать, что их не было совсем. На Дальнем Востоке, в том числе и на Сахалине, Камчатке, Каспии, на Кольском полуострове тоже вошли в строй рыбоводные мощности по выпуску молоди особо ценных видов рыб. - Владимир Федорович, и все-таки квоты и аукционы. Постановление Правительства РФ N 704, принятое 20 ноября 2003 года, казалось бы, упорядочило рыбный промысел. Но рыбопромышленники критикуют и этот документ. Это лучшая "наживка" для привлечения инвестиций, а приоритет развития прибрежного рыболовства и его ресурсное обеспечение дают уверенность, что рыбная перерабатывающая промышленность российского берега вскоре будет восстановлена, и внутренний рынок (покупатель) обязательно это почувствует. - Вы сказали, что аукционы вредны и о них забыли, но недавно "Российская газета" опубликовала объявление о проведении аукционов по продаже долей в общем объеме квот на вылов водных биологических ресурсов. Мы снова возвращаемся к ранее проводимым рыбным аукционам или это новое направление деятельности рыбной отрасли? Решение о проведении аукционов по продаже долей принято Правительством РФ. Минсельхоз России совместно с Минэкономразвития и Минфином разработал порядок их проведения. Доли будут закреплены за победителями на 5 лет. Это означает, что в течение этих лет пользователи будут получать квоты в соответствии с закрепленными долями. Возобладал принцип приобретения долгосрочных квот. В основном на 5 лет. Преимущества получили крупные предприятия и компании, ведущие промысел в российских водах судами иностранцев. Введены ограничения для судов в район промыслов - так называемое право на пользование. Ужесточен контроль за промыслом: нарушитель лишается права участия в промысле. А плата по фиксированным ставкам за пользование биоресурсами была закреплена в Налоговом кодексе РФ. - В отрасли уже начался рост деловой активности. Уменьшилось количество судов на промыслах, и, соответственно, увеличился суточный вылов. Это один из основных показателей в рыбном хозяйстве: повысилась эффективность промысла. Мы ожидаем, что более интенсивно станут развиваться прибрежное рыболовство и береговая глубокая переработка выловленной рыбы. - Все ждали этого закона. Он действительно заплутал в коридорах власти. 8 лет его разрабатывали, обсуждали, переписывали, а когда в 2001 году поступил на подпись к Президенту РФ, он его вернул на доработку. Вето президента справедливо указывало на слабые места законопроекта. После этого в Думу было подано еще 3 проекта, и все были законодателями отклонены. И вот наконец 26 ноября с. г. Госдума приняла этот закон единогласно. Теперь дело за Советом Федерации и Президентом РФ. Разработка закона - плод коллективных усилий многих людей - и рыбаков, и законодателей. Хочу подчеркнуть, что последний закон о рыболовстве был принят в России в 1847 году. С 1917 года рыбохозяйственная отрасль регламентировалась подзаконными актами, что создавало массу неудобств и порождало волюнтаризм. - Пожалуйста, например, концессии. Нынче мы никак не переломим тенденцию 1990-х годов: купил квоту - поймал -продал - снова купил... Этакий челночный метод на рыбной ниве. И все - в рамках закона. А кто будет заботиться о воспроизводстве ресурсов, о социальных гарантиях для рыбаков? В новом законе эти задачи прописаны. В стране действовала Государственная концессионная комиссия во главе с Троцким, что подтверждало важность концессионного дела для государства. Концессионные правоотношения сегодня широко применяются в мировой практике. В рыбном деле они позволяют эксплуатировать ресурсы на долгосрочной основе с обоюдной выгодой для концессионера и государства. - Я не забыл, эта тема остается непременным "общим местом" всех деловых разговоров. Вот пример из нашей практики. За вылов 1 тонны баренцевоморской трески надо заплатить в бюджет 5 тысяч рублей. По другим ценным видам рыб, например, по нерке, надо платить в два раза больше. Таковы финансовые ставки за пользование "конкретным объектом", предусмотренные Налоговым кодексом. Подобные споры чрезмерно удорожают рыбную продукцию. Иногда дешевле купить импортную продукцию, чем свою. - Вы верите в то, что закон о рыболовстве начнет работать сразу, как только вступит в силу после опубликования в "Российской газете"?
|
Рыбак Севера: |
Свежий номер | ||
Архив номеров | ||
Об издании | ||
Контакты | ||
Реклама |
|
Издания Архангельской области: |