Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья


Версия для распечатки  
Обсудить статью в форуме (0)  

Новости Архангельска
news.region29.ru/lenta/2005/03/24/1111675744-3.shtml>27 марта в Архангельске открывается фестиваль детского и педагогического творчества Северо-Западного региона России 'Созвучия Севера'

news.region29.ru/lenta/2005/03/24/1111675733-3.shtml>Юные артисты Северного округа покажут свои таланты на конкурсе 'Северное солнышко'

news.region29.ru/lenta/2005/03/24/1111675723-3.shtml>Вчера в Центральной городской библиотеке им

news.region29.ru/lenta/2005/03/24/1111675712-3.shtml>Члены городского Совета ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов получили благодарности от мэрии Архангельска

news.region29.ru/lenta/2005/03/24/1111675700-3.shtml>Начинается работа по организации и проведению весеннего призыва В соответствии с постановлением от 23 марта 2005 года 99 'О призыве граждан на военную службу и направлении граждан на альтернативную гражданскую службу весной 2005 года' в городе начала

news.region29.ru/lenta/2005/03/24/1111675677-3.shtml>Сегодня в мэрии Архангельска прошло совещание по вопросам защиты прав потребителей при продаже средств мобильной связи Организатором совещания выступило управление по торговле и услугам населению мэрии

news.region29.ru/lenta/2005/03/24/1111675666-3.shtml>В мэрии Архангельска начала работу оперативная группа по подготовке города к паводку

news.region29.ru/lenta/2005/03/24/1111675655-3.shtml>Завтра, 25 марта, в мэрии Архангельска состоится очередное заседание оперативного штаба под руководством первого заместителя мэра по городскому хозяйству Владимира Войкова по обеспечению эффективной работы муниципальных унитарных предприятий транспор

  

Рыбак Севера
10 марта 2005 (9)
Владимир СОКОЛОВ.

Морской справочник готовится к изданию

Государственный совет по изучению производительных сил Российской Федерации готовит к изданию "Справочник по морской деятельности".

В связи с этим ответственный секретарь Морской коллегии А. И. Николаев обратился к главам администраций субъектов Федерации, имеющих выход к морю, с просьбой предоставить необходимую информацию. Планом публикации справочника предусматривается сбор материалов по нескольким разделам: 1)особенности региона, связанные с его приморским положением; 2) органы управления морской деятельностью; 3) производство, трудовые ресурсы, грузовая база, демографические и миграционные процессы в прибрежных поселениях; 4) перечень портовых городов, поселков, других населенных пунктов и оценка их социально-экономической ситуации; 5) количество и состояние флота; 6) охрана морской среды от загрязнения; 7) международное сотрудничество; 8) наличие санаториев и домов отдыха на побережье; 9) проблемы развития морской деятельности; 10) региональные средства массовой информации, освещающие морскую тематику.

В администрации Архангельской области такие материалы уже собраны. Ведущий специалист департамента транспорта А. М. Бакин прокомментировал подготовку издания так:

- Морская коллегия, созданная при Правительстве России, в ходе рассмотрения многих вопросов столкнулась с такой проблемой, как отсутствие информации. Работать, принимать решения, не зная истинного положения дел, невозможно. Данные, которые потребовались Правительству России, нами подготовлены и уже отправлены в столицу. В Москве Совет по изучению производительных сил, который возглавляет академик А. Г. Гранберг, такие материалы получает, систематизирует, анализирует.

Вполне возможно, что для большей ясности в какой-то из регионов поступит новый запрос. Затем документы, сопровождаемые выводами и рекомендациями экспертов, станут темой обсуждения на одном из заседаний Морской коллегии. И только после этого "Справочник по морской деятельности Российской Федерации" будет опубликован и разослан заинтересованным организациям. Предполагается, что он будет дополняться и переиздаваться ежегодно.

Впервые после ликвидации Министерств морского флота и рыбного хозяйства высшее руководство страны наконец-то обратило внимание на территории, прилегающие к морю. Не думаю, что после прочтения проекта "Справочника" перед Правительством России предстанет радужная картина. Но узнать об истинном положении одной из ведущих в прошлом отраслей народного хозяйства будет полезно. Пример Северо- Западного водного бассейна в этом случае не менее показателен, чем, скажем, Дальнего Востока или Приазовья.

Предполагаю, московские чиновники с удивлением узнают, что среди двенадцати поморских населенных пунктов причалы есть только в Койде, Пертоминске и на Соловках, что список судов, приписанных к морским портам Онега и Мезень, ограничен четырьмя единицами. Практически все судоремонтные предприятия Архангельска находятся в состоянии банкротства. Других заводов, способных вести ремонт даже небольших плавсредств, на побережье Белого моря просто нет.

О состоянии флота разговор особый. В областном центре находится несколько организаций-судовладельцев, крупнейшие из которых - Северное морское пароходство, Северное речное пароходство, Архангельский траловый флот.

ОАО "Северное морское пароходство" является одним из основных в регионе перевозчиков грузов. В настоящее время в его составе около 40 судов. Сравним: до приватизации морского транспорта - 150 единиц. Самыми молодыми сегодня считаются суда типа "Механик Ярцев", возраст которых около 10 лет.

Теплоходы типа "Пионер Архангельска" построены 25 лет назад, типа "Влас Ничков" и "Вера Мухина" - 30 лет назад. В 2002 - 2004 годах компанией приобретены три судна-лесовоза, ранее принадлежавшие иностранным владельцам. Также в управлении Северного морского пароходства находятся четыре сравнительно молодых судна-контейнеровоза, плавающие под флагом Мальты.

В состав Северного морского пароходства входит дноуглубительный флот - земснаряды "Беломорский", "Онежский", "Северодвинский", "Двинский залив", три грунто-отвозные шаланды. Также в составе пароходства находится флот отряда аварийно-спасательных работ (АСПТР) - ледоколы "Диксон" и "Капитан Косолапов", спасательное судно "Метель". Еще один ледокол "Мудьюг" - длительное время находится в аренде у порта Санкт-Петербург. Возраст судов - около 25 лет.

Морскую транспортировку грузов в регионе выполняют караваны судов - буксиры речного пароходства "Поморье" и "Инженер Фадеев" с баржами. Главное направление перевозок Архангельск - Мезень. Основные виды грузов - каменный уголь, дизельное топливо. В Архангельске находится база ОАО "Транс-НАО", которое осуществляет перевозки в порт Нарьян-Мар, портопункты Ненецкого автономного округа - Индига, Варандей, Нижняя Пеша, Шойна, Несь, Каратайка. В составе компании четыре судна типа "Беломорский" в возрасте более сорока лет.

Судоходная компания "Портофлот" в период навигации использует три буксирных теплохода для доставки баржами топлива и строительных материалов в портопункты Белого моря, для буксировки различных объектов как в каботажном, так и в заграничном плавании.

Возраст судов 14-16 лет. Два других буксира возрастом более 30 лет используются как кантовщики в порту. Танкер "Орлец" (год постройки 1977-й) в летнее время используется для перевозки нефтепродуктов в населенные пункты Белого и Баренцева морей, в зимний период - как бункеровщик рыболовных судов в районах промысла.

ООО "Арктикрейд" когда-то специализировалось на перевалке грузов с морских судов на необорудованный берег. Однако в настоящее время техника и большинство плавсредств, принадлежащие компании, находятся на консервации. Каботажные перевозки время от времени выполняют четыре плашкоута грузоподъемностью сто тонн, возраст судов - 26 - 28 лет. Также имеется одно переоборудованное из плашкоута пассажирское судно - "Беломорье". Его пассажировместимость - 34 человека, район плавания - Белое море.

ФГУП "Архангельский опытный водорослевый комбинат" - единственное на Северо-Западе России предприятие, занимающееся переработкой водорослей в промышленных и медицинских целях. Транспортировкой водорослей с морских участков заготовки занимается теплоход "Даурия". Его возраст 46 лет.

Транспортный флот Архангельского рыбакколхозсоюза и Управления транспортно-рефрижераторного флота, десять лет назад полностью обеспечивавший завоз грузов в северные деревни, ликвидирован. В период навигации перевозкой малых партий грузов для прибрежных населенных пунктов занимаются несколько частных компаний. Каждый из судовладельцев имеет по одному - два судна грузоподъемностью от 40 до 100 тонн. Возраст судов - около 30 лет.

ОАО "Архангельский траловый флот" - рыбопромысловое предприятие. В его составе 26 рыболовных судов - большие морозильные и посольно-свежьевые траулеры и один транспортный рефрижератор. В настоящее время флот ведет промысел рыбы донных пород в Российской экономической зоне и в зоне Норвегии, пелагических видов рыбы в зоне Фарерских островов, в открытой части Атлантического океана. Портом приписки судов является Мурманск. Их возраст от 22 до 27 лет.

ОАО "Комсерв-Фиш" имеет в своем составе два промысловых судна - "Ягры" и "Архангельск". Траулеры построены на предприятии "Звездочка" в Северодвинске, их возраст менее пяти лет. Суда ведут промысел трески и пикши в экономических зонах Норвегии и России.

Об Архангельском рыбакколхозсоюзе, как о крупном рыбодобывающем предприятии, сегодня говорить не приходится: насчитывающая в прошлом 44 траулера организация сейчас потеряла основную часть флота, несколько оставшихся судов находятся или в длительном отстое, или в аренде других промышленников.

Северное отделение ПИНРО является судовладельцем двух научных судов - "Поиск" и "Протей". В период навигации они ведут работы по исследованию биоресурсов в бассейне Белого и Баренцева морей.

Достоин внимания и такой раздел, как защита и сохранение окружающей среды. Проблемы экологической безопасности региона после увеличения объемов перевозки нефтепродуктов через порты Белого моря получили первостепенное значение. Контроль за охраной окружающей среды на акватории порта осуществляет морская специализированная инспекция Министерства природных ресурсов, которая находится в Архангельске. Инспекция укомплектована штатом квалифицированных работников. Для выполнения указанных работ инспекторы используют катер "Родник".

По распоряжению Министерства транспорта в 2003 году на базе отряда АСПТР создано подразделение по ликвидации последствий разлива нефтепродуктов. Подразделение вошло в состав Морской спасательной службы России. Специалисты подразделения в количестве 10 человек прошли обучение в тренажерных центрах МЧС.

Отряд АСПТР имеет оборудование, необходимое для эффективной борьбы с последствиями загрязнения, - боновое заграждение, систему "Скиммер", предназначенную для сбора нефти с водной поверхности. Оборудование установлено на спасательном судне "Метель", но при необходимости может использоваться другим плавсредством или автономно.

Для сбора нефтесодержащих и фекальных вод в Архангельском порту имеется судно-сборщик "Комарово". Операции по зачистке судовых топливных танков перед постановкой в док или в иных целях выполняет нефтезачистная станция "НЗС- 5". В других портах и портопунктах области подразделения и средства для защиты морской среды от загрязнения отсутствуют.



Рыбак Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:
Рейтинги упоминаемости


Авангард
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вилегодская газета
Волна
Выбор народа
Горожанин
Губернский лабиринт
Двина
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Лесные новости
Маяк
Мирный град
МК в Архангельске
Моряк Севера
Моряна
Нарьяна вындер
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Правда Северо-Запада
Пульс города
Рек Тайм
Рыбак Севера
Север
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Холмогорская жизнь
Частная Газета