Пресса Архангельской области
 


Рыбак Севера
16 марта 2006 (9)
Анатолий ВЫМОРКОВ,

"И моего труда частица - в славе "Певека"

На днях ветерану АТФ, бывшему судовому механику Анатолию Выморкову исполняется 60 лет

Кажется, совсем недавно были мы курсантами мореходного училища, а уже то к одному, то к другому подступают солидные юбилейные даты. Оглядываясь с их высоты в прошлое, ловишь себя на мысли о том, что годы, связанные с тралфлотом, были, пожалуй, самой яркой страницей нашей жизни:

В памяти - 1964 год. Впервые ступив на палубу стоящего у причала Архангельского рыбокомбината траулера-паровичка "Северодвинск", которым командовал капитан Н. С. Коряковский, я не мог до-ждаться, когда закончится вы-грузка трески из его трюмов и судно снова выйдет на промысел. Не терпелось увидеть это загадочное море, ощутить на своем лице его соленые брызги. А море сразу преподнесло мне большое испытание: мы попали в шторм (дело было поздней осенью), и меня несколько суток выворачивало наизнанку. Стал привыкать к качке и научился переносить ее стойко.

Меня в отличие от многих сверстников, которые непременно хотели стать штурманами, почему-то сразу привлекло машинное отделение. Именно там, считал я, таится весь успех ходки любого судна и в особенности траулера, который напичкан механизмами и оборудованием. Надежная их работа фактически предопределяет выполнение плановых заданий экипажей. Безусловно, очень важно, чтобы была слаженность всех служб, но если встанет машина - все замрет. Помнится, как наставлял нас, молодых, капитан БМРТ "Кильдин" Быков перед выходом траулера в рейс: "Рыбы мы наловим, но надо, чтобы безотказно, безостановочно работали главный двигатель и все судовые механизмы:" Трудно поспорить с ним.

Время летело быстро, и ушла моя молодость вместе с паровиками. На смену им пришли большие морозильные рыболовные траулеры с дизельными и дизель- электрическими силовыми установками. Первым таким моим судном был памятный для флота "Певек", на котором я пошел в рейс мотористом. Экипажем руководил капитан- директор Грязин, а машинной командой - главный механик Зеленин. Мне довелось стоять на вахте у второго механика Олега Фастова. Кстати, на этом легендарном траулере я и закончил свою морскую эпопею.

Впрочем, все по порядку. Тот рейс 1974 года пролегал за экватор, к берегам Намибии, где мы вели промысел хека. Новый БМРТ отличался хорошими мореходными качествами. Шел легко, быстро, обгоняя попутные суда. Трудиться на нем было не просто приятно, а вдохновенно! Я нисколько не преувеличиваю: именно это состояние души никогда не покидало наш коллектив на протяжении всей его завидной истории. Позже экипаж "Певека" стал самым прославленным на флоте, ведь им командовал знаменитый Анатолий Горбачев, получивший на нем звание Героя Социалистического Труда и Государственную премию! Не зря же его имя носит один из больших траулеров ОАО "АТФ".

Но в то время его история только начиналась, потому мне и приятно сознавать, что в славу "Певека" вошла частица и моего труда. Итак, нахлынувший на нас трудовой энтузиазм давал результат: суточные планы выполнялись и перевыполнялись, бурлила в экипаже и общественная жизнь. Первый помощник капитана Федор Вакорин позаботился о том, чтобы все моряки в свободное от вахт время могли проявить себя в полную силу своих возможностей и талантов. На борту судна проводилось немало технических викторин, работали многочисленные кружки по интересам. Но главным вдохновителем на ударный труд была все-таки художественная самодеятельность. В ее концертах я принял самое активное участие. Благо, пришлось руководить ею во время службы на эскадренном миноносце сначала Северного, а затем и Черноморского флота. Здесь, на БМРТ, я был очень рад тому, что пришлись кстати мои данные как солиста, так и танцора матросского "Яблочка". А как бросили клич, нашлись и баянист, и аккордеонист, и другие моряки - любители спеть и сплясать. В итоге в момент перехода экватора наша самодеятельность вкупе с действом царя морей и океанов и его свиты произвела такое впечатление на весь экипаж и капитана Грязина, что он сказал: мол, такой радости не испытывал даже от посещений театров и концертных залов, где выступали прославленные творческие коллективы. Он и в дальнейшем, как только взгрустнется по-настоящему, просил самодеятельных артистов снова потешить его душу.

С тех пор моя общественная деятельность как-то стала невольно превалировать над основной - производственной. Был я также и внештатным корреспондентом газет: родной рыбацкой и областной молодежной "Северный комсомолец". Вот меня и направили на курсы первых помощников капитанов при Мурманском высшем инженерном морском училище. После их окончания я стал ходить в рыбацкие рейсы уже в другом качестве - организатора идеологической, воспитательной и общественной жизни коллектива моряков. Остались в памяти рейсы на "Азове", "Белом море", "Гремихе", "Северянине" и других траулерах с капитанами Кожиным, Селезневым, Щербаковым, Плотниковым:

Последний тоже, наверное, как и мы, не забыл того яркого праздника на БМРТ "Северянин", который проводился там 13 августа 1977 года в честь Дня физкультурника. По числу видов состязаний можно было считать его малой олимпиадой. Панорама его на фоне большого скопления судов в том районе промысла вызвала восторженный интерес со стороны соседей. И вправду, верхняя палуба была полна состязающихся в спорте ребят и болельщиков. Даже моряки из вахтенной службы, включая штурмана, механика и самого капитана, подменяя друг друга, постоянно прибегали не только посмотреть, но и поучаствовать в соревнованиях. Итоги праздника обсуждались и после рейса уже в порту с родными и знакомыми. Забывался даже вопрос поважнее: сколько у нас на пай вышло?

Судьбе было угодно, чтобы я снова перешел работать в машинное отделение. Вероятно, почувствовал, что могу дисквалифицироваться в данной области. О том, насколько была нужна в экипажах рыбаков должность первого помощника капитана, которой я на некоторое время посвятил себя, с высоты прожитых лет можно сказать так: если вести эту работу от души и по совести, то она просто необходима. На мой взгляд, позже, когда ее упразднили, а в дальнейшем несколько видоизменили, все же не смогли уже новыми способами так влиять на моральное состояние, духовный мир членов экипажей, как прежде. Трудовой подъем, энтузиазм и вдохновение 60-80-х, похоже, канули в Лету вслед за распадом страны и реформами, которые принесли, пожалуй, только чувство чистой наживы и ничего более. Разваливалась отрасль за отраслью. Не стала исключением и наша, рыбная.

Да, реформы уже начинались тогда, зрели в наших головах мысли о том, что необходимо прежде всего демократизировать общественное мнение, дать предприятиям больше прав в решении хозяйственных и финансовых вопросов и в то же время сохранять лучшие традиции рыбаков-поморов. Нам, оказавшимся в числе делегатов первого съезда рыбаков Северного бассейна, было дано право высказать их с высокой трибуны. Жаль, что высшее руководство, погрязшее в воровстве народных средств, коррупции и круговой поруке, не услышало нас. Отрасль продолжала гибнуть на глазах, тяжелые времена не могли не сказаться на нашем родном предприятии - Архангельском траловом флоте, за судьбой которого мы, уже будучи на заслуженном отдыхе, не переставали следить.

Правительство тем временем занимало позицию стороннего наблюдателя: мол, рынок сам все расставит на свои места. Увы, до сих пор "расставляет": Но хочется надеяться, что Архангельский траловый флот вернет былую славу.

Анатолий ВЫМОРКОВ, второй механик, ветеран АТФ.



Рыбак Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя



-->