|
Рыбак Севера
8 июня 2006 (21)
Владимир СОКОЛОВ.
Чтобы не случилась беда...
Решение в областной администрации принято три месяца назад.
С того времени не изменилось ничего
Помню, еще три года назад Александр Максимов, в ту пору директор департамента
транспорта и связи области, говоря о возрастающих объемах перевозки
нефтепродуктов через северные порты, предостерегал - от танкеров исходит вполне
реальная экологическая опасность. Одной аварии хватит, чтобы отравить на многие
десятилетия и Северную Двину, и Двинский залив. Александру Викторовичу как
никому другому еще тогда было видно - достаточно одному из судов однажды
промахнуться на фарватере, коснуться бровки канала, не вписаться в поворот - и
двадцать тысяч тонн нефти окажется в реке. Оградить нашу ранимую природу от
вязкой въедливой грязи будет некому и нечем.
Есть на Мосееве острове организация - экспедиционный отряд аварийно-спасательных
и подводно-технических работ (АСПТР). В составе Северного морского пароходства
он существует с 1957 года. И всегда в его функции входило выполнение задач,
связанных с экстремальными условиями на море. Советское государство, помня, что
морской транспорт - зона повышенного риска, заботилось о поддержании
спасательных судов в постоянной готовности, тратило большие средства на обучение
экипажей действиям в экстремальных условиях.
Почти пятнадцать лет назад государственное предприятие - Северное морское
пароходство - акционировалось. Надо отдать должное руководству СМП: получив в
довесок к транспортному флоту отряд АСПТР как имущество, не подлежащее
приватизации, пароходство не оставило его ржаветь в дальнем углу Соломбалы.
Морские спасатели продолжали нести вахту по обеспечению морской и экологической
безопасности на Белом море. А расходы по их содержанию полностью легло на
акционерное общество. Более того, когда в августе 2000 года было издано
распоряжение Правительства России о мерах по предупреждению загрязнения
окружающей среды и ликвидации их последствий, именно при отряде АСПТР в порту
Архангельск было создано единственное на Белом море подразделение для ликвидации
разливов нефти.
И снова за счет морского пароходства все десять его специалистов были обучены
работе со сложным оборудованием, для этого им пришлось выезжать в Ливерпуль в
центр подготовки морской спасательной службы. Было приобретено и само
оборудование - система "Скиммер", способная снимать нефтепродукты различной
вязкости с водной поверхности, и боновое резиновое ограждение. Их стоимость - 27
тысяч евро. Подразделение начало действовать. И тогда, и позднее начальник
отряда Павел Подъяков утверждал: "Случись беда, конечно, мы пойдем и сделаем
все, чтобы последствия разлива были минимальны. Но почему борьба с загрязнением
- головная боль только пароходства?".
Все знают об аварии судна компании "Волготанкер" в Онежском заливе. Катер отряда
АСПТР "Метель" принимал там участие в аварийных работах. На нефтебазе "Глухое"
произошел разрыв трубопровода. Специалисты подразделения очищали реку от
остатков мазута. Затонул на Соломбальском рейде катер "БК-1". И здесь работники
сумели локализовать источник загрязнения. Навал танкера "Темзештерн" на причал
района Экономия, к счастью, не стал причиной экологической катастрофы, но
дежурство по ликвидации аварийного разлива нефтепродуктов здесь осуществлялось
весь период его ремонта. Мнение о высоком профессионализме подразделения по
ликвидации разливов нефтепродуктов сложилось в порту давно - достаточно их
вызвать по телефону или радиостанции, и помощь придет незамедлительно.
Еще в мае 2003 года глава областной администрации утвердил перечень предприятий,
для которых обязательно иметь планы предупреждения и ликвидации возможного
аварийного загрязнения морской акватории нефтепродуктами (ПЛАРН). В этот список
вошло 27 организаций. Данным распоряжением предусматривалось либо создание
собственного формирования по ликвидации разливов, или составление договора с
отрядом АСПТР. Затем на основании приказа МЧС России в конце 2004 года
областное управление ГО и ЧС еще раз подтверждает перечень организаций,
обязанных обеспечить промышленную, пожарную и экологическую безопасность. Еще
раз указывает на необходимость иметь формирование по борьбе с разливом нефти.
Как ни странно слышать, но с тех пор в области только три предприятия выполнили
данное распоряжение - ОАО "Северное морское пароходство", ОАО "Бункерная
компания", администрация морского порта Архангельск. В стадии затянувшегося на
неопределенное время согласования находятся ПЛАРНы СРЗ "Красная кузница", ОАО
"Северное речное пароходство", ОАО "Арктикрейд", компании "Роснефть". С при-
ходом к руководству Архангельским тралфлотом Юрия Никулина и здесь вопрос о
создании подразделения по ликвидации разливов сдвинулся с мертвой точки.
Руководители остальных предприятий на грозную бумагу либо просто не реагируют,
либо продолжают дискуссию на тему целесообразности включения их предприятия в
данный перечень.
"Деятельность предприятий, не имеющих ПЛАРНа, то есть не обеспечивающих
безопасность работ с нефтепродуктами, незаконна", - так было заявлено на
прошедшем три месяца назад совещании морского совета при главе обл-
администрации. Посидели - поговорили, разошлись. И похоже, снова забыли. Как нам
сообщил начальник отряда АСПТР Павел Подъяков, с того времени ничего не
изменилось.
| |