|
Рыбак Севера
8 июня 2006 (21)
Анатолий МАКАРЕНКОВ.
Норвежец "Hugin" снова возвращается домой
Уже дважды яхта пыталась выйти в море
Осенью прошлого года мы сообщали, что из Архангельска после трехгодичного
(капитального) ремонта в родную Норвегию отправилась яхта "HUGIN".
Напомним. До августа 2002 года она была обычным рыболовным ботом, приписанным к
норвежскому порту Трондхейм. Мужчины в семье, которой принадлежит судно, всегда
были рыбаками, достаток в дом приносила добытая ими рыба. На протяжении ста лет
судно передавалось от отца к сыну, от поколения к поколению. Бот берегли, как
умели. Но с годами "HUGIN" стал уступать новым и легким, приспособленным к
любому виду промысла катерам по всем параметрам. Престарелый хозяин Оле
Марсовал, выходя на пенсию, предложил на семейном совете переделать домашнюю
реликвию в яхту, ходить по морям ради удовольствия. Тогда же решили, что
выполнить такую работу смогут на Соломбальской судоверфи.
Мастер стапельного участка Владимир Кононов тогда рассказывал.
- Первоначально заказ был достаточно простым: выполнить реставрационные работы -
заменить деревянную обшивку, сделать каюты более комфортабельными. Но лишь
только приступили к замене, нашли дефекты в наборе корпуса: возраст все-таки.
Пришлось менять все от киля до клотика. По просьбе хозяина оставили, подкрепив и
усилив, одну единственную деталь - ахтерштевень. Но это как бы на память.
В ноябре 2005-го "HUGIN" действительно выходил в рейс. Даже два раза. И дважды
возвращался в Архангельск. Первый раз плаванию помешал курьез: перед выходом в
море, видимо в спешке, экипаж не закрепил на штатном месте якорь. На открытом,
не защищенном берегом месте раз-другой качнуло. В результате судно, еще не
встретив настоящую морскую волну, лишилось и якоря, и якорной цепи. Известно,
без них ни самому большому теплоходу, ни самому маленькому катеру в рейс идти
нельзя. Во второй раз команда готовилась к встрече со стихией более
основательно. И хотя люди, знакомые с норовом осеннего Белого моря, отговаривали
хозяина яхты покидать порт, норвежцы рискнули еще раз.
Благополучно они достигли траверза мыса Зимнегорский (это всего лишь 50 миль от
острова Мудьюг) и тут получили очередную неприятность. Новый, только-только с
завода, двигатель отказал. Можно представить, каково было изнеженным
цивилизацией европейцам в кромешной темноте, при полном радиомолчании дрейфовать
возле близкого берега. Здесь не только в деревнях электричества нет, здесь маяки
лет пятнадцать назад погашены. В этом глухом районе невозможно установить связь
ни по яхтенной радиостанции, ни по мобильному телефону.
Помог случай, поистине счастливый: проходивший мимо теплоход заметил бедолаг,
взял яхту на буксир. Так "HUGIN" оказался на зимней стоянке - там, где его
ремонтировали, на Соломбальской судоверфи. Норвежцы, у которых к тому времени
закончилось действие въезд-ной визы, укатили домой. На днях хозяин яхты вместе
со своим помощником вновь приехали в Архангельск. Уходить в рейс они планируют в
середине июня. Будем надеяться, что третья их попытка добраться до родного
Трондхейма окажется успешной.
| |