Троицкий проспект
25 февраля 2004 (7)
Инф.
ЕСЛИ ОТСУТСТВУЕТ ИНФРАСТРУКТУРА, ИНВЕСТОР ДОЛЖЕН ЕЕ СОЗДАТЬ
О развитии российской нефтяной компании и ее перспективах рассказывает в
интервью газете "Время новостей" (5.02.04 г.) президент ОАО "НК "Роснефть"
С.М.Богданчиков (на снимке)
- "Роснефть" часто упрекали за не очень эффективную финансовую политику, в том
числе в связи с большими тратами...
- Большинство упреков исходило от людей, мало разбирающихся как в нашей
финансовой политике, так и в финансовой политике вообще. У всех понимающих
людей после объяснений, как правило, все вопросы исчезают.
Да, мы имеем сейчас серьезную долговую нагрузку на компанию. Но нам надо
развиваться, чтобы сохранять конкурентоспособность! По сравнению с другими
нефтяными компаниями у нас были достаточно тяжелые стартовые условия. Мы имеем
полное и четкое представление, как финансировать свои обязательства. И никто не
собирается перекладывать бремя ответственности на государство.
Сейчас мы очень плотно занимаемся снижением операционных затрат. Для этого
проводим серьезную реструктуризацию, избавляемся от непрофильных и неэффективных
активов. Наш рост на две трети будет обеспечен за счет освоения новых площадей.
Первые из них уже на подходе: "Сахалин-1" вводится в 2006 году, Приразломное - в
2005-м, в "Северной нефти" уже в 2005 году добыча должна составить более 5 млн.
т. Поэтому сейчас нам крайне важно заложить финансово-экономические механизмы,
которые бы обеспечили максимальную коммерческую отдачу от этих проектов.
Готовится переход на дивизионный принцип управления, поскольку уже сейчас у нас
достаточно отчетливо прорисовываются четыре крупных региональных
производственных комплекса: дальневосточный - Сахалин, Находка, порт Восточный,
Комсомольский НПЗ, "Востокнефтепродукт"; сибирский -"Пурнефтегаз", "Енисей-
нефть", Алтай; северо-западный -"Северная нефть", "Полярное сияние",
Приразломное и Штокмановс-кое, сбыты в Архангельске и Мурманске, терминал в
Архангельске, накопитель в Кольском заливе и железнодорожный терминал в
Приводино;и юг -добыча в Краснодарском крае, на Ставрополье и в Чечне,
переработка и терминал в Туапсе и сеть АЗС в нескольких регионах.
- В прошлом году "Роснефть" купила у структур Андрея Вавилова "Северную
нефть". Как вы намерены развивать работу этой компании?
- За год предприятие вошло в нормальный ритм работы в составе холдинга, в
прошлом году рост добычи составил 54%, в этом планируется 55%. Эффективность
проекта будет очень высокой за счет 100-процентного экспорта,который
начнется со второго квартала текущего года. Мы уже сдали первую очередь
терминала в Архангельске, сейчас ставим на рейд танкер-накопитель и строим
железнодорожный терминал в Приводино.
- Какие активы "Роснефть" намерена приобрести в ближайшей перспективе?
- Такие планы есть. Сейчас нам принадлежит лицензия на Колвинс-кий участок (в 40
км от вала Гамбур-цева). Конкурс непосредственно на само Колвинское
месторождение планируется провести в ближайшее время, и мы будем принимать в нем
участие. Мы также надеемся, что правительство примет решение выставить в
ближайшее время на конкурс находящиеся в нераспределенном фонде месторождения
имени Требса и Титова в Тимано-Печоре.
- Вице-премьер Виктор Христенко на днях заявил о том, что по проекту "Сахалин-
3", в котором планировала участвовать и "Роснефть", будет проведен
повторный конкурс. В результате получилось, что компанию ExxonMobil, которая
более десяти лет работала на месторождениях проекта, попросту выгнали из него.
Вы поддерживаете это решение правительства?
- Вообще-то там была сложная юридическая ситуация. Американцев признали
победителями конкурса, но лицензию не выдали. При этом работы все же велись. Я
так понимаю, что правительство решило ликвидировать этот казус и начать с
чистого листа. Но при этом, насколько я знаю, никто не отказывается
компенсировать или учесть понесенные затраты.
В целом, мне кажется, государство взяло курс на создание более четкой системы
работы с недропользователями в России. И иностранцы здесь не должны быть
исключением. Я даже думаю, что к участию зарубежного капитала в нефтяной отрасли
надо подходить еще осторожнее. Собственно, это нормальная мировая практика:
здоровый протекционизм и внутренний контроль над стратегическими активами
необходимы. Возможно, даже стоит подумать над тем, чтобы ограничить покупку
иностранцами крупных пакетов акций российских компаний. Пусть инвестируют в
производство, а не в фондовый рынок: выигрывают лицензию на общих основаниях и
работают.
- Но ведь в этом случае иностранные инвестиции могут и не прийти в
Россию.
- Как раз именно в этом случае -когда будет создана четкая система - они
только и придут. А пока их нет именно потому, что страна не готова принимать
инвестиции. У нас нет на самом деле универсального механизма приема инвестиций.
С этой точки зрения все же СРП (соглашение о разделе продукции) как механизм
прямых инвестиций в производство был полезен, хотя и нуждался в существенной
доработке.
Необходимы обстоятельства, при которых инвестор должен прийти в страну и
реализовать проект на обоюдовыгодных условиях. Именно на обоюдовыгодных. Если
отсутствует инфраструктура, инвестор должен создать ее. Если отсутствует сервис,
создай его тоже в той стране, в которую инвестируешь. В то же время, конечно,
необходим разумный порог рентабельности.
Кроме того, необходимо создать механизм сквозного лицензирования, чтобы, получив
лицензию, иметь гарантию, что месторождение твое: если ты, конечно, не нарушишь
условий лицензирования.
И еще: должен быть четкий график лицензирования. Нужно выставлять месторождения
на тендеры, иначе имеющиеся запасы быстро будут исчерпаны, а новые - не
воспроизведены.
Государство должно задавать темпы роста, создавать условия,чтобы эти темпы
обеспечивались. Иначе нас ждет серьезное падение добычи уже в ближайшие пять
лет. Ведь в прошлом году темпы роста добычи нефти в России составили 11 %, на
этот год нефтяные компании планируют 5,5-6%, в 2005 году - 2-3%, а с 2006 года
будем уходить в ноль. А потребление растет - вот у нас розничные продажи бензина
выросли на 19% в год. А ведь если человеку есть нечего, то он автомобиль
покупать не будет. И в этой ситуации либо на внутреннем рынке будет не хватать
нефти, либо придется ограничивать экспорт. А начнем экспорт ограничивать - в
бюджет мало денег пойдет. Так что надо разрабатывать...
- В последнее время вновь участились разговоры о создании "Госнефти" на базе
"Роснефти" и других нефтяных госактивов.
- Я ничего не знаю про такие разговоры. И вообще это, как говорится, не мой
вопрос: решение об объединении или разъединении своих активов принимает
собственник. Я, как менеджер, должен лишь прикладывать усилия для того, чтобы
тот актив, которым мне доверили управлять, развивался динамично, а его влияние в
экономике возрастало. Но так поступает любой менеджер, это - конкуренция.
Полагаю, что если государство владеет существенной частью добычи, то это хорошо
с точки зрения возможности регулировать рыночные процессы, влиять на тарифы,
отрабатывать законы, предотвращать монополизацию. Кроме того, это актив,
финансовый резерв, если хотите. К 2008 году "Роснефть" выйдет на объем добычи в
45-50 млн. т нефти, и это без "Курмангазы" и "Сахалина-5". Чем не "Госнефть"?
- В таком случае, на ваш взгляд, нужны ли преференции для госкомпаний?
- Все зависит от того, чего хочет государство. Лично мне кажется, что нам
никакие преференции не нужны, да у нас их и нет.
- А льготный налоговый режим СРП на При разлом ном и Штокма-новском?
- СРП - это не льготный, а особый режим, и потом он доступен всем участникам
рынка, независимо от формы собственности.
По Приразломному и Штокманов-скому нет альтернативы применению особых режимов,
поскольку это очень тяжелые месторождения. В действующей налоговой системе
данные проекты будут нерентабельны.
Приразломное месторождение -среднее, запасы под 80 млн. т, качество нефти - ниже
Urals, т.е. скидка примерно на 2 долл. (от цены барреля Urals. - Ред.)-
Штокмановс-кое же - 300 м глубина моря, льды. К тому же пока непонятен рынок
сбыта газа. На Сахалине он хоть как-то понятен, а здесь - нет.
Тут необходим очень гибкий режим, такой, как СРП. На первом этапе, скажем, в
период запуска первой платформы на "Штокмане", мы сможем добывать только 20-25
млрд. кубометров газа, на большие объемы просто рынка нет. И вот на этом этапе,
допустим, государство может дать нам значительную налоговую скидку. Зато дальше,
когда выйдем на пик (до 90 млрд. кубометров), оно может "нагрузить" нас так, что
мы 90% прибыли будем направлять на налоги.
- Хорошо, но как вы будете искать рынки сбыта для этого газа, как его вывозить?
- Сжижать.
- Но тогда мы замкнемся на Америку.
- Не обязательно. Можно возить в Индию, Японию.
- Но там и так газ сахалинских проектов, еще и "Сахалин-3", возможно, скоро
начнут разрабатывать.
- Ну, "Сахалин-3" - это реально 2015 год, не раньше...
- Допустим. Но премьер Михаил Касьянов говорил, что, если проект
нерентабелен, так, может, и не стоит его реализовывать.
- Ну так они рентабельны - при особых условиях. Я не думаю, что премьер имел в
виду именно эти проекты. Правительство само утвердило Энергетическую стратегию,
которая предусматривает рост объемов добычи нефти и газа исходя из
стратегических потребностей российской экономики. Их же надо взять откуда-то -
нефть и газ. Сейчас уже очевидно, что в качестве долговременных источников
нельзя рассматривать только Сибирь и покупку газа у третьих стран. Надо
создавать собственные заделы.
|