Пресса Архангельской области
 


Троицкий проспект
25 февраля 2004 (7)
Инф.

ЕСЛИ ОТСУТСТВУЕТ ИНФРАСТРУКТУРА, ИНВЕСТОР ДОЛЖЕН ЕЕ СОЗДАТЬ

О развитии российской нефтяной компании и ее перспективах рассказывает в интервью газете "Время новостей" (5.02.04 г.) президент ОАО "НК "Роснефть" С.М.Богданчиков (на снимке)

- "Роснефть" часто упрекали за не очень эффективную финансовую политику, в том числе в связи с большими тратами...

- Большинство упреков исходило от людей, мало разбирающихся как в нашей финансовой политике, так и в финансовой политике вообще. У всех понимающих людей после объяснений, как правило, все вопросы исчезают.

Да, мы имеем сейчас серьезную долговую нагрузку на компанию. Но нам надо развиваться, чтобы сохранять конкурентоспособность! По сравнению с другими нефтяными компаниями у нас были достаточно тяжелые стартовые условия. Мы имеем полное и четкое представление, как финансировать свои обязательства. И никто не собирается перекладывать бремя ответственности на государство.

Сейчас мы очень плотно занимаемся снижением операционных затрат. Для этого проводим серьезную реструктуризацию, избавляемся от непрофильных и неэффективных активов. Наш рост на две трети будет обеспечен за счет освоения новых площадей. Первые из них уже на подходе: "Сахалин-1" вводится в 2006 году, Приразломное - в 2005-м, в "Северной нефти" уже в 2005 году добыча должна составить более 5 млн. т. Поэтому сейчас нам крайне важно заложить финансово-экономические механизмы, которые бы обеспечили максимальную коммерческую отдачу от этих проектов.

Готовится переход на дивизионный принцип управления, поскольку уже сейчас у нас достаточно отчетливо прорисовываются четыре крупных региональных производственных комплекса: дальневосточный - Сахалин, Находка, порт Восточный, Комсомольский НПЗ, "Востокнефтепродукт"; сибирский -"Пурнефтегаз", "Енисей- нефть", Алтай; северо-западный -"Северная нефть", "Полярное сияние", Приразломное и Штокмановс-кое, сбыты в Архангельске и Мурманске, терминал в Архангельске, накопитель в Кольском заливе и железнодорожный терминал в Приводино;и юг -добыча в Краснодарском крае, на Ставрополье и в Чечне, переработка и терминал в Туапсе и сеть АЗС в нескольких регионах.

- В прошлом году "Роснефть" купила у структур Андрея Вавилова "Северную нефть". Как вы намерены развивать работу этой компании?

- За год предприятие вошло в нормальный ритм работы в составе холдинга, в прошлом году рост добычи составил 54%, в этом планируется 55%. Эффективность проекта будет очень высокой за счет 100-процентного экспорта,который начнется со второго квартала текущего года. Мы уже сдали первую очередь терминала в Архангельске, сейчас ставим на рейд танкер-накопитель и строим железнодорожный терминал в Приводино.

- Какие активы "Роснефть" намерена приобрести в ближайшей перспективе?

- Такие планы есть. Сейчас нам принадлежит лицензия на Колвинс-кий участок (в 40 км от вала Гамбур-цева). Конкурс непосредственно на само Колвинское месторождение планируется провести в ближайшее время, и мы будем принимать в нем участие. Мы также надеемся, что правительство примет решение выставить в ближайшее время на конкурс находящиеся в нераспределенном фонде месторождения имени Требса и Титова в Тимано-Печоре.

- Вице-премьер Виктор Христенко на днях заявил о том, что по проекту "Сахалин- 3", в котором планировала участвовать и "Роснефть", будет проведен повторный конкурс. В результате получилось, что компанию ExxonMobil, которая более десяти лет работала на месторождениях проекта, попросту выгнали из него. Вы поддерживаете это решение правительства?

- Вообще-то там была сложная юридическая ситуация. Американцев признали победителями конкурса, но лицензию не выдали. При этом работы все же велись. Я так понимаю, что правительство решило ликвидировать этот казус и начать с чистого листа. Но при этом, насколько я знаю, никто не отказывается компенсировать или учесть понесенные затраты.

В целом, мне кажется, государство взяло курс на создание более четкой системы работы с недропользователями в России. И иностранцы здесь не должны быть исключением. Я даже думаю, что к участию зарубежного капитала в нефтяной отрасли надо подходить еще осторожнее. Собственно, это нормальная мировая практика: здоровый протекционизм и внутренний контроль над стратегическими активами необходимы. Возможно, даже стоит подумать над тем, чтобы ограничить покупку иностранцами крупных пакетов акций российских компаний. Пусть инвестируют в производство, а не в фондовый рынок: выигрывают лицензию на общих основаниях и работают.

- Но ведь в этом случае иностранные инвестиции могут и не прийти в Россию.

- Как раз именно в этом случае -когда будет создана четкая система - они только и придут. А пока их нет именно потому, что страна не готова принимать инвестиции. У нас нет на самом деле универсального механизма приема инвестиций. С этой точки зрения все же СРП (соглашение о разделе продукции) как механизм прямых инвестиций в производство был полезен, хотя и нуждался в существенной доработке.

Необходимы обстоятельства, при которых инвестор должен прийти в страну и реализовать проект на обоюдовыгодных условиях. Именно на обоюдовыгодных. Если отсутствует инфраструктура, инвестор должен создать ее. Если отсутствует сервис, создай его тоже в той стране, в которую инвестируешь. В то же время, конечно, необходим разумный порог рентабельности.

Кроме того, необходимо создать механизм сквозного лицензирования, чтобы, получив лицензию, иметь гарантию, что месторождение твое: если ты, конечно, не нарушишь условий лицензирования.

И еще: должен быть четкий график лицензирования. Нужно выставлять месторождения на тендеры, иначе имеющиеся запасы быстро будут исчерпаны, а новые - не воспроизведены.

Государство должно задавать темпы роста, создавать условия,чтобы эти темпы обеспечивались. Иначе нас ждет серьезное падение добычи уже в ближайшие пять лет. Ведь в прошлом году темпы роста добычи нефти в России составили 11 %, на этот год нефтяные компании планируют 5,5-6%, в 2005 году - 2-3%, а с 2006 года будем уходить в ноль. А потребление растет - вот у нас розничные продажи бензина выросли на 19% в год. А ведь если человеку есть нечего, то он автомобиль покупать не будет. И в этой ситуации либо на внутреннем рынке будет не хватать нефти, либо придется ограничивать экспорт. А начнем экспорт ограничивать - в бюджет мало денег пойдет. Так что надо разрабатывать...

- В последнее время вновь участились разговоры о создании "Госнефти" на базе "Роснефти" и других нефтяных госактивов.

- Я ничего не знаю про такие разговоры. И вообще это, как говорится, не мой вопрос: решение об объединении или разъединении своих активов принимает собственник. Я, как менеджер, должен лишь прикладывать усилия для того, чтобы тот актив, которым мне доверили управлять, развивался динамично, а его влияние в экономике возрастало. Но так поступает любой менеджер, это - конкуренция.

Полагаю, что если государство владеет существенной частью добычи, то это хорошо с точки зрения возможности регулировать рыночные процессы, влиять на тарифы, отрабатывать законы, предотвращать монополизацию. Кроме того, это актив, финансовый резерв, если хотите. К 2008 году "Роснефть" выйдет на объем добычи в 45-50 млн. т нефти, и это без "Курмангазы" и "Сахалина-5". Чем не "Госнефть"?

- В таком случае, на ваш взгляд, нужны ли преференции для госкомпаний?

- Все зависит от того, чего хочет государство. Лично мне кажется, что нам никакие преференции не нужны, да у нас их и нет.

- А льготный налоговый режим СРП на При разлом ном и Штокма-новском?

- СРП - это не льготный, а особый режим, и потом он доступен всем участникам рынка, независимо от формы собственности.

По Приразломному и Штокманов-скому нет альтернативы применению особых режимов, поскольку это очень тяжелые месторождения. В действующей налоговой системе данные проекты будут нерентабельны.

Приразломное месторождение -среднее, запасы под 80 млн. т, качество нефти - ниже Urals, т.е. скидка примерно на 2 долл. (от цены барреля Urals. - Ред.)- Штокмановс-кое же - 300 м глубина моря, льды. К тому же пока непонятен рынок сбыта газа. На Сахалине он хоть как-то понятен, а здесь - нет.

Тут необходим очень гибкий режим, такой, как СРП. На первом этапе, скажем, в период запуска первой платформы на "Штокмане", мы сможем добывать только 20-25 млрд. кубометров газа, на большие объемы просто рынка нет. И вот на этом этапе, допустим, государство может дать нам значительную налоговую скидку. Зато дальше, когда выйдем на пик (до 90 млрд. кубометров), оно может "нагрузить" нас так, что мы 90% прибыли будем направлять на налоги.

- Хорошо, но как вы будете искать рынки сбыта для этого газа, как его вывозить?

- Сжижать.

- Но тогда мы замкнемся на Америку.

- Не обязательно. Можно возить в Индию, Японию.

- Но там и так газ сахалинских проектов, еще и "Сахалин-3", возможно, скоро начнут разрабатывать.

- Ну, "Сахалин-3" - это реально 2015 год, не раньше...

- Допустим. Но премьер Михаил Касьянов говорил, что, если проект нерентабелен, так, может, и не стоит его реализовывать.

- Ну так они рентабельны - при особых условиях. Я не думаю, что премьер имел в виду именно эти проекты. Правительство само утвердило Энергетическую стратегию, которая предусматривает рост объемов добычи нефти и газа исходя из стратегических потребностей российской экономики. Их же надо взять откуда-то - нефть и газ. Сейчас уже очевидно, что в качестве долговременных источников нельзя рассматривать только Сибирь и покупку газа у третьих стран. Надо создавать собственные заделы.



Троицкий проспект:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя