|
Устьянский край
29 января 2005 (9)
Н. Мухин
Дар служения людям
Виталию Афанасьвичу Бегунову 27 января
исполнилось 75 лет. Дата круглая и знаменательная в том смысле, что в этот
период пишут о юбиляре и, что называется, - "бойцы вспоминают минувшие дни и
битвы, где вместе рубились они".
Впервые с Виталием Афанасьевичем я познакомился в 1967 году. В те и последующие
годы Бегунов работал шофером на автомашине ГАЗ-63, и, как говорили тогда, "возил
директора лесобазы". И вот здесь хочу приоткрыть завесу тайности для читателя.
Возить "начальство", быть водителем директорской служебной машины - дело весьма
не простое. От шофера требуется не только отличное знание техники и
профессиональное мастерство, но, прежде всего, дисциплинированность, аккуратное
содержание транспортного средства и умение общаться с начальством разного
уровня. Виталий Афанасьевич в совершенстве обладает этими качествами, более
того, он интересный собеседник и очень тонкий ценитель человеческого характера.
Иногда случается так, что Бегунов знает больше, чем любой другой специалист в
вопросах экономики или права.
Приведу несколько примеров из нашей совместной работы. Виталию Афанасьевичу
никогда не надо было напоминать дважды. Наоборот, зная о предстоящей той или
иной поездке, он приготовит все необходимое и сам напомнит о времени отбытия.
За длительный период работы не было случая, чтобы когда-либо машина была не
исправна или вышла из строя в дороге.
Однажды в мае приехал высокий чиновник из Министерства и захотел проехаться на
автомашине до п. Солга Вельского района. Там изготовляли панельные щитовые дома
с пенозаполнителем. Сколько мы ни убеждали его поехать поездом, напрасно.
Захотелось ему посмотреть северную природу. Сам одет в костюм, плащ и
лакированные ботинки. А дорога в то время была не то, что сейчас. Ни моста через
Кокшеньгу, ни асфальта.
Время было назначено, и мы отправились на автомашине втроем. Миновали
благополучно Вельск, а дальше открылись перед нами бескрайние болотные дороги. В
большей части и дороги-то не было видно: вода, перелески, колеи. И настал такой
момент, что вперед ехать не можешь и обратно не развернуться. Тут-то и
пригодилась русская находчивость Бегунова. У него в багажнике были запасены
топоры, лопаты, веревки, бродни. Вылезли мы из машины и давай прокладывать
дорогу. К вечеру добрались до Солги, а там спрашивают: "Как вы к нам попали? Мы
неделю не можем в Вельск съездить за гвоздями."
Ботинки у московского гостя раскисли, перевязали веревками. Но были
удовлетворены тем, что с таким шофером практически можно проехать всюду.
Виталий Афанасьевич никогда не вмешивался в разговоры, которые носили
производственный или служебный характер. В машине руководителя ведется много
бесед, которые, что называется, не для постороннего глаза. Иногда в кабинете
того не решишь, о чем можно договориться в машине. Но Бегунов словно не слышит,
как будто его не касается. На самом деле он очень тонкий наблюдатель, и не раз
бывало, оставаясь наедине, он подмечал очень важные моменты чужой информации.
Таким образом, он становился помощником руководителя и весьма ценным.
Бегунов - высоко ответственный человек. Что греха таить, были встречи и проводы
различных делегаций (северодвинских), приезд и отъезд начальства, иногда
позволяли, так сказать, за встречу, за проводы - не было случая, чтобы Бегунов
прикоснулся к рюмке. Он говорил так:
- Я шофер особой машины, на меня люди смотрят, в гараж приеду, там обязательно
заметят, не могу.
- Откуда, - спрашиваю, - у тебя такая дисциплина, выдержка, всегда правильное
рассуждение?
- С армии, - отвечает Виталий Афанасьевич. И начинает рассказывать:
- В армии служил в Германии, в группе советских войск. Там возил генерала. Едем
как-то по городу, а там железнодорожный переезд. Смотрим, впереди из машины
полицейский вытащил шофера и бьет его дубинкой. Потом отпустил, и тот поехал
дальше. Оказывается, прежде чем переехать железнодорожный переезд, шофер обязан
выйти из машины, посмотреть направо, налево и только потом ехать дальше. А
наказание вот такое.
Мне нравилось все, что делал этот человек. Мягкий, уважительный в обращении со
всеми людьми, кто когда-либо встречался с ним, в то же время такой
предусмотрительный и последовательный во всем. Виталий Афанасьевич пользуется
заслуженным авторитетом среди своих коллег-шоферов. А это всегда и везде нелегко
достичь.
Сейчас много личного и общественного транспорта и, по большому счету, нет
проблемы уехать к поезду, в Шангалы или в деревню. А в те годы было совершенно
иначе. Дорог нет, автобусов нет, о личном транспорте и говорить не приходится,
разве что мотоциклы.
А жизнь человеческая всегда связана с общением людей. Центральная районная
больница была в Шангалах. С Октябрьского частенько больные в экстренных
случаях обращались за помощью транспортом. Да и свадьбы, проводы в армию,
знаменательные даты родителей... Виталий Афанасьевич в любое время суток готов
помочь людям. И так было всегда. Может быть, поэтому он снискал огромное
уважение у жителей п. Октябрьский.
Не надо ходить далеко. Достаточно встретить этого человека где-либо на улицах п.
Октябрьский, остановиться, поговорить с ним, и вы тут же заметите: редкий
прохожий пройдет мимо, не поздоровавшись с Виталием Афанасьевичем. Это и есть то
великое признание благодарных земляков за Ваш великий добрый труд, Виталий
Афанасьевич!
С днем рождения Вас! Будьте здоровы и счастливы на долгие-долгие годы!
С уважением к Вам,
бывший директор
Шангальской лесобазы
Н. Мухин
| |