Пресса Архангельской области
 


Устьянский край
4 октября 2005 (41)
Инф.

"Он не пропал. Он погиб за Родину"

- так называется наша Книга Памяти и Славы без вести пропавших солдат

В канун 60-летия Великой Победы над фашистской Германией, будучи на приеме у Президента и Главнокомандующего Вооруженными Силами

России В.В. Путина, многие фронтовики с болью говорили еще и о том, какая беспрецедентная ложь и клевета содержится в иных трудах новомодных историков- "демократов" на историю войны и нашу славную Красную Армию. Дописались до того, что и войну, якобы, развязал сам товарищ Сталин.

- А вы рассказывайте людям правду, сами пишите книги и снимайте новые кинофильмы. Я вам в этом помогу, - ободряюще напутствовал Президент.

Будем считать, что и наша Книга Памяти и Славы павшего солдата - с "благословения" Президента Путина, хотя начали мы ее писать почти два десятилетия тому назад, когда и президенты у нас были другие, и отношение к нам, поисковикам, было иным: внимательным и заботливым. Оно было государственным, потому что в стране во главу угла было поставлено военно- патриотическое воспитание молодежи, которое шло еще с далеких времен нашей истории.

Это и нас наставлял еще в 18 веке известный польский писатель и общественный деятель Юлиан Немцевич: "Напоминать юношеству о подвигах предков, знакомить его со светлейшими эпохами народной истории, сдружить любовь к Отечеству с первыми впечатлениями памяти - вот верный способ для привития народу сильной привязанности к Родине; ничто уже тогда сих первых впечатлений, сих ранних понятий не в состоянии изгладить. Они крепнут с летами и творят храбрых для бою ратников, мужей доблестных для совета".

В этом мудром изречении и ответ на вопрос, что побуждает и нас на наш подвижнический труд на благородном поприще розыска без вести пропавших воинов, ратников Отечества: нам со школьной скамьи привили любовь к Родине, нас тоже воспитывали на героических примерах Александра Матросова, Зои Космодемьянской, летчика Маресьева, разведчика Кузнецова. В этой Книге есть много других имен, героев Великой Отечественной войны, которые встретились нам на пути розыска без вести пропавшего солдата, подвиги которых мало кому известны, но также могут служить примерами для того, чтобы "творить храбрых для бою ратников, мужей доблестных для совета".

Наша Книга Памяти - в большинстве своем о воинах, имен которых нет нигде. О прекрасных русских и нерусских молодых людях, у которых до войны тоже были семьи, родители, а у кого-то жены и дети, но после того, как их призвали на войну, получилось так, как будто их не было вообще на белом свете. Многие из них не значатся даже в списках мобилизованных на фронт, хотя доподлинно известно, какой военкомат призвал их в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии. И уже одно то, что их имена увековечены в нашей Книге - большая удача нашего "Поиска".

Наша Книга не только дань памяти павшим защитникам Родины, но и коллективный рассказ о тех, кто свято дорожит своими героическими предками, кому присущи такие замечательные черты русского характера, как доброта и милосердие. Их имена в запросах о розыске солдата, а здесь еще скажем, что с некоторыми из них мы ведем переписку почти два десятилетия, как действует наша группа, и все 20 лет не иссякает их сердечность и готовность пожертвовать всем ради других. Мы постарались, прежде всего, как можно бережнее напечатать письма с запросами о розыске, ведь в них не только судьба дорогого и близкого солдата или офицера, но и кусочек жизни из тех, теперь уже таких далеких днях войны и в тылу. Признаемся, что многие письма мы сами не могли читать без душевного волнения. Вот, к примеру, такое.

Дочь погибшего отца вспоминает, как с мамой они бежали за подводой, которая увозила на фронт солдат-односельчан, и как она все дальше удалялась от села, а они с мамой плакали и бежали вслед. И как отец несколько раз слазил с телеги и бежал к ним навстречу. Целовал и обнимал их и тоже плакал, словно чувствовал, что уезжает навсегда.

Вместе с запросами о розыске мы получили много фронтовых писем погибших и пропавших солдат, читать которые без волнения невозможно:

"Знаешь, мама, - написал красноармеец - ездовой Бухонин Николай Федорович, чья дочь Александра в данное время живет в городе Чехове Московской области, - мне с лошадьми на фронте труднее всех. Налетит на нас вражеская авиация, все разбегутся кто куда, а я прижмусь к своим лошадкам и молю Бога, чтобы пронесло. А немец рад, так и норовит попасть именно в меня и в моих лошадей..."

И ведь попал подлый фриц, да так, что и похоронить бойца-ездового не смогли.

Подобных писем мы получили столько, что, будь у нас средства, из одних "солдатских треугольников" создали бы музей фронтового письма.

Ветеран педагогического труда из Моршанска Валентина Васильевна Фирсова в годы войны училась в местном Учительском институте и дружила со многими курсантами Моршанского минометно-пулеметного училища, а когда те парни ушли на фронт, то продолжала с ними переписку. Это настолько трогательные, возвышенные духом и целомудренные письма с войны и на войну, что одна их публикация даёт право на жизнь нашей Книге Памяти. К своим письмам Валентина Васильевна приложила и все фотографии, подаренные ей ребятами, с которыми дружила в годы войны. Им мы тоже нашли место, как напечатали и все фотоснимки, присланные с другими запросами из других мест. К сожалению, многие фотографии сильно подпорчены временем и войной. Но и при самом плохом изображении этим историческим фотодокументам нет цены, ведь на них люди, защитившие нас от чудовищного врага. И в их числе солдаты, имен которых нет больше нигде. В архивах на них не сохранилось ни одной "бумажки", следовательно, нет и упоминания во Всероссийской Книге "Память".

Вглядываемся в их лица. Многие из них ушли на фронт совсем юными, другие оставили без кормильца на попечении одной матери по 5-7 детей, а кто ушел добровольно, когда у малых детей не было и матери - умерла при родах. Сдавали малюток в приют или оставляли на попечение дедушке с бабушкой и уходили, чтобы защитить Родину и своих детей. Ушли и не вернулись. ВЕЧНАЯ ИМ ПАМЯТЬ!

Пишите нам, присылайте замеченные в Книге ошибки и неточности, шлите новые запросы. И закажите Книги для вашей семьи, вашей школы, в которой учился погибший солдат, для вашей библиотеки и музея, где тоже свято берегут его память. Будем благодарны вам за любую финансовую помощь, ведь мы по-прежнему все выполняем без всякой государственной поддержки, на одном энтузиазме, который, к счастью, ещё присущ нам.

НАШ АДРЕС ПРЕЖНИЙ: 393776 Мичуринск Тамбовской области, ОС-16, абонементный ящик N 31. Группе "Поиск".

И не забудьте прислать конверт с маркой для ответа. Желаем удач!



Устьянский край:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пилигрим
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя