|
Устьянский край
19 марта 2005 (29)
О. Рогозина
Чем крепче отрасль, тем выше ачество услуг
Начавшаяся 10 лет назад реформа ЖКХ до последних постановлений правительства РФ
о постепенном переходе на 100-процентную оплату жилья и коммунальных услуг и
сокращении предоставляемых льгот отдельным категориям населения была незаметна.
В свете прошлогодних высоких решений перспектива
отрасли не внушает оптимизма -
государство фактически лишает ее дотаций, оставляя возможность
самостоятельно развиваться за счет основных поступлений. Кардинальное
реформирование ЖКХ не за горами: государство снимет с себя ответственность за
систему жизнеобеспечения, и тогда коммунальные услуги населению будут
предоставлять акционерные общества или отраслевые кампании.
О том, как воспринимаются жилищно-коммунальные перемены в нашем районе,
рассказывает новый руководитель УМКП "Жилкомсервис"
Лев Ботыгин (на снимке).
- Лев Леонидович, вопрос дня - о предстоящем повышение тарифов. Объясните
необходимость введения 100-процентной оплаты за жилье и коммунальные услуги на
территории района.
- Тарифы на ЖКУ в нашем районе в последний раз были утверждены Собранием
депутатов 14 ноября 2002 года и с тех пор не пересматривались. Следует отметить,
что за эти годы было неоднократное повышение цен на электроэнергию, мазут,
уголь, металл, дрова и т.д., а тарифы на ЖКУ оставались неизменными. В
результате бюджет предприятий ЖКХ сегодня разбалансирован, уровень платежей
населения ниже уровня экономически обоснованных затрат на предоставление услуг.
Почему-то все претензии по тарифам - к коммунальникам. Не наша это прихоть -
есть федеральные законы. Правительственное постановление N 441 "О федеральных
стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на
капитальный ремонт жилья на 2005 год" уже действует с 26 августа 2004 года. Там
сказано: "В целях обеспечения бездотационного режима финансирования ЖКХ,
перевода дотаций, предоставляемых организациям, оказывающим жилищно-коммунальные
услуги, в адресные субсидии населению установить федеральный стандарт уровня
платежей граждан за жилье и предоставляемые коммунальные услуги в целом по всем
видам этих услуг в размере 100 процентов федерального стандарта предельной
стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг". Далее сказано: "Органам
государственной власти субъектов РФ при установлении региональных стандартов
оплаты жилья и коммунальных услуг и органам местного самоуправления при
установлении цен на содержание и ремонт жилья, а также тарифов на коммунальные
услуги в жилых помещениях исходить из необходимости возмещения экономически
обоснованных затрат организаций на предоставление услуг ЖКХ населению с учетом
заключения независимой экспертизы и стандартов качества таких услуг". У нас есть
заключение независимой экспертизы, утверждено и постановление Департамента по
тарифам и ценам.
Некоторые граждане на страницах районной газеты возмущаются тем, что в
Архангельске и Северодвинске тарифы ниже, чем у нас.
Смею напомнить, что оплата жилья в селе всегда была выше, чем в городе. В городе
больше потребителей услуг ЖКХ, следовательно, доля оплаты на каждого жителя и
организацию - намного меньше. А если сравнить Устьяны с другими сельскими
территориями, то в 2004 году наш район был на втором месте снизу в списке уровня
оплаты платежей за жилье и услуги.
Для сравнения приведу такие примеры. Отопление в Устьянском районе в 2004 году
стоило 19,14 рублей за квадратный метр., в Вельском - 23, 33 руб, в Коношском -
20,03 руб., в Архангельске - 11,16 руб. за кв. метр. Горячая вода у нас была
55,82 рубля с человека, в Котласском районе - 142,16 руб., в Коношском районе -
100,18 руб/чел, в Архангельске - 91,05 руб/чел. Содержание и текущий ремонт
жилья в районе стоил 1,73 за кв. метр, в Вельском районе - 2,17 руб., в
Коношском - 4,72 руб., в Архангельске - 5 руб. за кв. метр.
Органы местного самоуправления ответственны за организацию снабжения населения
ЖКУ, и спровоцированный ими же убыток, путем установления тарифов на ЖКУ для
населения ниже экономически обоснованной стоимости, должен компенсироваться
посредством резкого повышения цен на услуги ЖКХ в данном периоде. В нашем районе
вследствие указанной порочной практики население возмещает 75 процентов
стоимости ЖКУ.
Цены на услуги после неоднократного изменения тарифов на энергоресурсы не
пересматривались.
Жилищно-коммунальное хозяйство продолжало играть роль "социального буфера" в
проводимых экономических преобразованиях в обществе. Это привело к негативным
последствиям в сфере ЖКХ, особенно в части, относящейся к состоянию основных
фондов, старение и износ которых достигли критической отметки. Износ жилищного
фонда и коммунальной инфраструктуры также составляет более 60 процентов и
постоянно увеличивается. В результате возрастает аварийность инженерных сетей и
оборудования, растут затраты на ремонт, повышается себестоимость услуг.
Технические службы предприятия работают больше в аварийно-восстановительном,
нежели в планово-предупредительном режиме. При подготовке объектов к работе в
зимних условиях, объемы работ устанавливаются не от фактического износа и
потребности в ремонте, а от наличия средств на эти цели.
Тарифная политика должна обеспечивать полное покрытие экономически обоснованных
издержек на производство и поставку соответствующих услуг.
Меры социальной защиты в отношении населения сопровождают установление тарифов
на услуги, однако не должны влиять на величину тарифа.
Убытки предприятия от основной деятельности со дня его образования, в том числе
по платежам, недополученным от местного бюджета при работе с населением от
применения регулируемых цен, составили на 1 января 2005 года 19,8 миллиона
рублей. В результате предприятие не в полном объеме рассчитывается с
поставщиками топлива и тепловой энергии с ОАО "Устьялес" и ОАО "Октябрьский
ДСК".
Следует особо отметить, что даже при существующем уровне оплаты населения всего
75 процентов от экономически обоснованных затрат, долг населения по оплате
составляет более 5 млн. рублей. Такое состояние финансов является наиболее
существенным препятствием для стабильного функционирования систем коммунального
хозяйства. Поэтому качество жилищно-коммунальных услуг резко падает, а некоторые
услуги не предоставляются совсем. А в результате страдают все, в том числе и те,
кто исправно платит за услуги. К примеру, жильцы дома по ул. Домостроителей, 8,
постоянно жалуются на качество услуг в прокуратуру и районную администрацию,
хотя задолженность по оплате ЖКУ, в среднем по всему дому, составляет пять
месяцев.
Больше всего жалуются на то, что не работают составляющие системы внутри жилых
помещений - унитаз, течет кран и т.д. Мы объясняем, что все работы внутри
квартиры производятся за счет жильцов, они не входят в общую оплату за
содержание жилья. Унитаз, раковина и пр. - это ваша собственность, она не входит
в общее имущество жилого дома. Есть постановление правительства РФ N 392 "О
порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг" от 30 июля 2004
года. Оно было опубликовано в газете "Устьянский край" от 27 января 2005 года.
Там предельно понятно расписано, какие услуги входят в общую плату, какие
относятся к категории дополнительных платных услуг. Все документы, объясняющие
порядок оплаты и касающиеся всей сферы деятельности ЖКХ, вывешены на стенде в
нашей конторе, доступны всем интересующимся этой информацией. Если дома
случилась авария или просто требуется мастер - звоните в диспетчерскую службу
"Жилкомсервиса": 5-19-67, она работает круглосуточно.
- Люди жалуются на качество отопления. При низкой температуре воздуха в квартире
им приходится оплачивать отапливаемый квадратный метр по установленной
стоимости.
- Установлен порядок механизма снижения размеров платежей населения за
коммунальные услуги при нарушении сроков и качества. В этом случае мы
руководствуемся решением районного Собрания депутатов N 237 от 25 июля 2003
года. Эти правила также есть на наших стендах, там все подробно расписано. По
заявкам граждан о плохом качестве отопления создается комиссия, которая
проверяет температуру воздуха в квартире. Если при нескольких проверках
оказывается, что температура действительно ниже нормы - плата за отопление
пересчитывается.
- Лев Леонидович, однако не все же так плохо. Знаю, что в "Жилкомсервисе" есть
немало положительных моментов, несмотря на безденежье, нервотрепку, регулярные
проверки контролируемыми органами, постоянные и часто необоснованные нападки на
предприятие?
- Конечно, есть положительное, как не быть. Начну с главного. Готовность
жилищно-коммунального хозяйства к осенне-зимним периодам 2003-2004гг. и 2004-
2005 гг. была обеспечена на уровень выше предыдущих лет. Приведу лишь некоторые
цифры по капитальным и текущим ремонтам в 2003-2004 годах:
- замена и реконструкция тепловых сетей протяженностью 7,1 км. общей стоимостью
2,8 млн. рублей;
- прокладка 1,6 км. водопровода с заменой стоимостью 478 тыс. рублей;
- смонтирована и обвязана новая водонапорная башня емкостью 25 куб. метров;
- смонтировано и установлено 5 водогрейных котлов стоимостью один миллион руб.
Общие затраты на ремонтно-строительные работы по жилищному фонду составили 3,4
млн. рублей. Площадь отремонтированных домов - 3317 квадратных метров, крыш и
кровель отремонтировано 1478 кв. метров. На ремонт и замену строительных
конструкций потрачено 2,2 млн. руб., ремонт подъездов и фасадов зданий - 385
тысяч рублей. Всего затраты по всем видам работ составили 8,3 млн. рублей.
Добавим сюда затраты на зимнее содержание дорог порядка 2 млн. руб., уличное
освещение - 0,5 млн. рублей.
- Полагаю, это ответ на вопрос тех, кто интересуется, куда уходят деньги ЖКХ?
- По сути, ЖКХ - своего рода лакмусовая бумажка всей экономики района. По
состоянию отрасли можно судить о развитии района в целом. Это важнейшая отрасль
жизнеобеспечения, ее нельзя просто отменить, закрыть или обанкротить, она должна
работать. Как она будет дальше работать и развиваться - вопрос немедленного
изучения и решения. Серьезная техническая модернизация коммунальной
инфраструктуры возможна исключительно при условии привлечения значительных, в
том числе и частных инвестиций, формирования фонда развития как за счет
себестоимости и тарифов на услуги, так и за счет экономии средств (или прибыли,
образующейся у поставщика услуги), изучение возможности формирования
внебюджетных источников финансирования проектов по ресурсосбережению. Нынешний,
2005 год, объявлен Правительством РФ годом реформирования отрасли ЖКХ. Крайне
важно грамотно использовать все возможности отрасли.
И в заключение еще несколько слов. В структуру УМКП "Жилкомсервис", кроме п.
Октябрьский, входят также участки - д. Ульяновская, Нагорская, Малодоры,
Шангалы, Костылево. Это почти половина района. На предприятии трудятся около 300
человек.
Хочу поздравить весь многочисленный коллектив с профессиональным праздником и
пожелать терпения, настойчивости в работе, профессионализма, качественного
исполнения услуг и обязанностей.
| |