Пресса Архангельской области
 


Устьянский край
19 марта 2005 (29)
О. Рогозина

Чем крепче отрасль, тем выше ачество услуг

Начавшаяся 10 лет назад реформа ЖКХ до последних постановлений правительства РФ о постепенном переходе на 100-процентную оплату жилья и коммунальных услуг и сокращении предоставляемых льгот отдельным категориям населения была незаметна. В свете прошлогодних высоких решений перспектива отрасли не внушает оптимизма - государство фактически лишает ее дотаций, оставляя возможность самостоятельно развиваться за счет основных поступлений. Кардинальное реформирование ЖКХ не за горами: государство снимет с себя ответственность за систему жизнеобеспечения, и тогда коммунальные услуги населению будут предоставлять акционерные общества или отраслевые кампании.

О том, как воспринимаются жилищно-коммунальные перемены в нашем районе, рассказывает новый руководитель УМКП "Жилкомсервис"

Лев Ботыгин (на снимке).

- Лев Леонидович, вопрос дня - о предстоящем повышение тарифов. Объясните необходимость введения 100-процентной оплаты за жилье и коммунальные услуги на территории района.

- Тарифы на ЖКУ в нашем районе в последний раз были утверждены Собранием депутатов 14 ноября 2002 года и с тех пор не пересматривались. Следует отметить, что за эти годы было неоднократное повышение цен на электроэнергию, мазут, уголь, металл, дрова и т.д., а тарифы на ЖКУ оставались неизменными. В результате бюджет предприятий ЖКХ сегодня разбалансирован, уровень платежей населения ниже уровня экономически обоснованных затрат на предоставление услуг.

Почему-то все претензии по тарифам - к коммунальникам. Не наша это прихоть - есть федеральные законы. Правительственное постановление N 441 "О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год" уже действует с 26 августа 2004 года. Там сказано: "В целях обеспечения бездотационного режима финансирования ЖКХ, перевода дотаций, предоставляемых организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги, в адресные субсидии населению установить федеральный стандарт уровня платежей граждан за жилье и предоставляемые коммунальные услуги в целом по всем видам этих услуг в размере 100 процентов федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг". Далее сказано: "Органам государственной власти субъектов РФ при установлении региональных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг и органам местного самоуправления при установлении цен на содержание и ремонт жилья, а также тарифов на коммунальные услуги в жилых помещениях исходить из необходимости возмещения экономически обоснованных затрат организаций на предоставление услуг ЖКХ населению с учетом заключения независимой экспертизы и стандартов качества таких услуг". У нас есть заключение независимой экспертизы, утверждено и постановление Департамента по тарифам и ценам.

Некоторые граждане на страницах районной газеты возмущаются тем, что в Архангельске и Северодвинске тарифы ниже, чем у нас.

Смею напомнить, что оплата жилья в селе всегда была выше, чем в городе. В городе больше потребителей услуг ЖКХ, следовательно, доля оплаты на каждого жителя и организацию - намного меньше. А если сравнить Устьяны с другими сельскими территориями, то в 2004 году наш район был на втором месте снизу в списке уровня оплаты платежей за жилье и услуги.

Для сравнения приведу такие примеры. Отопление в Устьянском районе в 2004 году стоило 19,14 рублей за квадратный метр., в Вельском - 23, 33 руб, в Коношском - 20,03 руб., в Архангельске - 11,16 руб. за кв. метр. Горячая вода у нас была 55,82 рубля с человека, в Котласском районе - 142,16 руб., в Коношском районе - 100,18 руб/чел, в Архангельске - 91,05 руб/чел. Содержание и текущий ремонт жилья в районе стоил 1,73 за кв. метр, в Вельском районе - 2,17 руб., в Коношском - 4,72 руб., в Архангельске - 5 руб. за кв. метр.

Органы местного самоуправления ответственны за организацию снабжения населения ЖКУ, и спровоцированный ими же убыток, путем установления тарифов на ЖКУ для населения ниже экономически обоснованной стоимости, должен компенсироваться посредством резкого повышения цен на услуги ЖКХ в данном периоде. В нашем районе вследствие указанной порочной практики население возмещает 75 процентов стоимости ЖКУ.

Цены на услуги после неоднократного изменения тарифов на энергоресурсы не пересматривались.

Жилищно-коммунальное хозяйство продолжало играть роль "социального буфера" в проводимых экономических преобразованиях в обществе. Это привело к негативным последствиям в сфере ЖКХ, особенно в части, относящейся к состоянию основных фондов, старение и износ которых достигли критической отметки. Износ жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры также составляет более 60 процентов и постоянно увеличивается. В результате возрастает аварийность инженерных сетей и оборудования, растут затраты на ремонт, повышается себестоимость услуг. Технические службы предприятия работают больше в аварийно-восстановительном, нежели в планово-предупредительном режиме. При подготовке объектов к работе в зимних условиях, объемы работ устанавливаются не от фактического износа и потребности в ремонте, а от наличия средств на эти цели.

Тарифная политика должна обеспечивать полное покрытие экономически обоснованных издержек на производство и поставку соответствующих услуг.

Меры социальной защиты в отношении населения сопровождают установление тарифов на услуги, однако не должны влиять на величину тарифа.

Убытки предприятия от основной деятельности со дня его образования, в том числе по платежам, недополученным от местного бюджета при работе с населением от применения регулируемых цен, составили на 1 января 2005 года 19,8 миллиона рублей. В результате предприятие не в полном объеме рассчитывается с поставщиками топлива и тепловой энергии с ОАО "Устьялес" и ОАО "Октябрьский ДСК".

Следует особо отметить, что даже при существующем уровне оплаты населения всего 75 процентов от экономически обоснованных затрат, долг населения по оплате составляет более 5 млн. рублей. Такое состояние финансов является наиболее существенным препятствием для стабильного функционирования систем коммунального хозяйства. Поэтому качество жилищно-коммунальных услуг резко падает, а некоторые услуги не предоставляются совсем. А в результате страдают все, в том числе и те, кто исправно платит за услуги. К примеру, жильцы дома по ул. Домостроителей, 8, постоянно жалуются на качество услуг в прокуратуру и районную администрацию, хотя задолженность по оплате ЖКУ, в среднем по всему дому, составляет пять месяцев.

Больше всего жалуются на то, что не работают составляющие системы внутри жилых помещений - унитаз, течет кран и т.д. Мы объясняем, что все работы внутри квартиры производятся за счет жильцов, они не входят в общую оплату за содержание жилья. Унитаз, раковина и пр. - это ваша собственность, она не входит в общее имущество жилого дома. Есть постановление правительства РФ N 392 "О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг" от 30 июля 2004 года. Оно было опубликовано в газете "Устьянский край" от 27 января 2005 года. Там предельно понятно расписано, какие услуги входят в общую плату, какие относятся к категории дополнительных платных услуг. Все документы, объясняющие порядок оплаты и касающиеся всей сферы деятельности ЖКХ, вывешены на стенде в нашей конторе, доступны всем интересующимся этой информацией. Если дома случилась авария или просто требуется мастер - звоните в диспетчерскую службу "Жилкомсервиса": 5-19-67, она работает круглосуточно.

- Люди жалуются на качество отопления. При низкой температуре воздуха в квартире им приходится оплачивать отапливаемый квадратный метр по установленной стоимости.

- Установлен порядок механизма снижения размеров платежей населения за коммунальные услуги при нарушении сроков и качества. В этом случае мы руководствуемся решением районного Собрания депутатов N 237 от 25 июля 2003 года. Эти правила также есть на наших стендах, там все подробно расписано. По заявкам граждан о плохом качестве отопления создается комиссия, которая проверяет температуру воздуха в квартире. Если при нескольких проверках оказывается, что температура действительно ниже нормы - плата за отопление пересчитывается.

- Лев Леонидович, однако не все же так плохо. Знаю, что в "Жилкомсервисе" есть немало положительных моментов, несмотря на безденежье, нервотрепку, регулярные проверки контролируемыми органами, постоянные и часто необоснованные нападки на предприятие?

- Конечно, есть положительное, как не быть. Начну с главного. Готовность жилищно-коммунального хозяйства к осенне-зимним периодам 2003-2004гг. и 2004- 2005 гг. была обеспечена на уровень выше предыдущих лет. Приведу лишь некоторые цифры по капитальным и текущим ремонтам в 2003-2004 годах:

- замена и реконструкция тепловых сетей протяженностью 7,1 км. общей стоимостью 2,8 млн. рублей;

- прокладка 1,6 км. водопровода с заменой стоимостью 478 тыс. рублей;

- смонтирована и обвязана новая водонапорная башня емкостью 25 куб. метров;

- смонтировано и установлено 5 водогрейных котлов стоимостью один миллион руб.

Общие затраты на ремонтно-строительные работы по жилищному фонду составили 3,4 млн. рублей. Площадь отремонтированных домов - 3317 квадратных метров, крыш и кровель отремонтировано 1478 кв. метров. На ремонт и замену строительных конструкций потрачено 2,2 млн. руб., ремонт подъездов и фасадов зданий - 385 тысяч рублей. Всего затраты по всем видам работ составили 8,3 млн. рублей. Добавим сюда затраты на зимнее содержание дорог порядка 2 млн. руб., уличное освещение - 0,5 млн. рублей.

- Полагаю, это ответ на вопрос тех, кто интересуется, куда уходят деньги ЖКХ?

- По сути, ЖКХ - своего рода лакмусовая бумажка всей экономики района. По состоянию отрасли можно судить о развитии района в целом. Это важнейшая отрасль жизнеобеспечения, ее нельзя просто отменить, закрыть или обанкротить, она должна работать. Как она будет дальше работать и развиваться - вопрос немедленного изучения и решения. Серьезная техническая модернизация коммунальной инфраструктуры возможна исключительно при условии привлечения значительных, в том числе и частных инвестиций, формирования фонда развития как за счет себестоимости и тарифов на услуги, так и за счет экономии средств (или прибыли, образующейся у поставщика услуги), изучение возможности формирования внебюджетных источников финансирования проектов по ресурсосбережению. Нынешний, 2005 год, объявлен Правительством РФ годом реформирования отрасли ЖКХ. Крайне важно грамотно использовать все возможности отрасли.

И в заключение еще несколько слов. В структуру УМКП "Жилкомсервис", кроме п. Октябрьский, входят также участки - д. Ульяновская, Нагорская, Малодоры, Шангалы, Костылево. Это почти половина района. На предприятии трудятся около 300 человек.

Хочу поздравить весь многочисленный коллектив с профессиональным праздником и пожелать терпения, настойчивости в работе, профессионализма, качественного исполнения услуг и обязанностей.



Устьянский край:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя