|
Устьянский край
29 апреля 2005 (46)
А. Березин с.Шангалы
Они внесли свой вклад в Победу
Окончен учебный год. Сделан перевод учащихся из класса в класс, а выпускники
седьмых и десятых классов получили свидетельства об окончании школы. Учителя
пошли в трудовой отпуск, а директора и заведующие начальными школами занялись
подготовкой школ к новому учебному году.
И вдруг беда - 22 июня 1941 года началась война.
Первый военный учебный год начался в очень трудных условиях. Надо вести
занятия, а во многих школах нет учителей. В сентябре педагоги и учащиеся были
мобилизованы на уборку урожая льна и картофеля. Помимо уроков учительницы вели
большую массово-политическую работу среди населения. Партийные организации и
исполкомы Советов обязали их быть агитаторами и пропагандистами, вести работу в
бригадах, на фермах, в лесопунктах. После уроков агитаторы брали газету
"Ударная бригада", вооружались данными за определенный период в колхозе или
лесопункте и шли в массы - в поле, в бригаду, на ферму, где проводили беседы о
текущем моменте, о выполнении социалистических обязательств, рассказывали о
положении на фронтах, о героях Отечественной войны.
Другое направление работы учителей - активное участие в работе сельских клубов.
В каждой семилетней и средней школе были кружки художественной самодеятельности.
Перед праздниками проводились репетиции, на сцене не только хор пел, но и
ставились пьесы, постановки произведений А.Н. Островского, А.М. Горького и
других авторов, исполнялись частушки на местные темы. В этом деле на передовой
линии были педагогические коллективы Устьянской, Строевской, Бестужевской,
Ростовской, Едемской и других школ.
Отмечу учителей-активистов, которые в годы войны проводили большую работу среди
населения. Это Ганна Ивановна Иванова из Кустовской школы, Нина Митрофановна
Волова из Орловской, Раиса Васильевна Осипова из Череновской, Галина Михайловна
Резанова из Березницкой, Евдокия Павловна Широгорова из Плосской, Домашняя Агния
Филипповна из Вежевской начальной, Афанасия Егоровна Чеснокова, Вера Федоровна
Шанина из Едемской, Анна Федоровна Абрамова, Павла Васильевна Абрамова из
Дмитриевской школы, Валентина Алексеевна Казакова из Тарасовской, Мария Ивановна
Паршина из Мехреньгской начальной, Александра Васильевна Перхурова из
Малодорской, Александра Григорьевна Мартынова из Ямновской начальной, Любовь
Александровна Молчановская из Минской школы и многие другие.
Также большую работу вел пропагандист РК КПСС, учитель Петр Иванович Резанов. Он
часто выступал перед колхозниками, рабочими лесопунктов, интеллигенцией с
лекциями о международном положении и о положении на фронтах. Слушателей на его
лекции всегда собиралось много.
Большое значение в воспитании молодого поколения имела работа с октябрятами,
пионерами и комсомольцами. Помню, как ответственно и серьезно готовили ребят к
приему в пионеры и комсомол. Торжественное обещание, данное юным пионером перед
лицом своих товарищей, знание устава ВЛКСМ дисциплинировали молодых людей и
требовали от них соответствовать своему новому положению, показывать пример в
учебе, быту и общественной жизни.
Рабочий день в школах начинался с физзарядки, которую проводили утром перед
уроками в любую погоду. Изучали в школах и военное дело. Учителя знали
устройство винтовки, противогаза, гранаты, учили ходить строем. А также
подписывали колхозников на гос.заем, собирали средства по военному налогу и
самообложению. А сколько было написано писем на фронт по просьбе матерей и
отцов! Учителя были связующим звеном между тылом и фронтом. Воины узнавали
семейные и колхозные новости и горячо благодарили тех, кто писал им драгоценные
послания. Учителя собирали теплые вещи - носки, рукавицы, шарфы и т.д. и
отправляли посылки на фронт, а также вели сбор средств на строительство
самолетов и танков. И наряду с этой общественной работой продолжали свое главное
дело - обучение и воспитание детей, в том числе переростков и хулиганов.
Учить и учиться было трудно. Не хватало учебников, тетрадей, чернил. Одним
учебником иногда пользовались четверо-пятеро учеников, писали на книгах и
газетах, чернила делали из сажи.
Учителя и их семьи в годы войны, как и все люди, жили трудно. По карточкам им
выдавали по 400 граммов хлеба на взрослого, по 200 граммов на детей и стариков.
К тому же из их зарплаты также вычитался военный налог и заем. Лишь к праздникам
в колхозах по ведомости им выдавали по 3-6 кг муки и 2-3 кг мяса, и это было
хорошим подспорьем.
Однако как бы ни было трудно, духом не падали, особенно когда Красная Армия
перешла в наступление и стала освобождать занятые врагом территории, когда пошли
бои за Берлин. А весной 1945 года с великой радостью встретили День Победы.
Многие учителя были награждены медалью "За доблестный труд в годы Великой
Отечественной войны 1941-1945г.г.". Учителя и ученики внесли большой вклад в
Победу.
| |